Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:32, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности и проблемы досудебного урегулирования налоговых споров, а так же совершенствование данной процедуры.
4. Создание специального субъекта, рассматривающего споры в досудебном порядке.
Поскольку совмещение налоговым органом функций обвинителя и арбитра неэффективно, необходимо создание подразделений налогового аудита, призванных выступать независимым экспертом в ходе рассмотрения налоговых споров .
В качестве критериев, которым должен отвечать такой субъект являются: отсутствие организационной подчиненности налоговым органам; осуществление оценки деятельности органа по количеству решений, вступивших в силу (не обжалованных налогоплательщиком, либо признанных судом законными) [20, С.25].
Также поддерживаем следующие предложения, по совершенствованию действующего законодательства в рассматриваемой области сформулированными в Приказе ФНС РФ от 13 февраля 2013 г. N ММВ-7-9/78@ [6]:
- переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур;
- дальнейшее сокращение количества жалоб, подаваемых в налоговые органы, в связи с принятием решений по результатам налоговых проверок или в связи с действиями (бездействием) должностных лиц налоговых органов;
- снижение нагрузки на судебную систему;
- совершенствование нормативно-правовой базы, своевременная подготовка предложений по изменению налогового законодательства;
- введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров с одновременным увеличением сроков на подачу жалоб (для апелляционных жалоб - до 1 месяца, для иных жалоб - до 1 года);
- разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров (в зависимости от стадии, универсальный и упрощенный порядок, мировое соглашение и т.д.);
- совершенствование интернет-сервисов, облегчающих подачу жалоб и отслеживание стадий их рассмотрения, развитие электронных сервисов и услуг. Целевой результат - прием жалоб и документальных доказательств посредством интернет-сервисов на официальном сайте налогового органа (при аутентификации пользователя), а также участие налогоплательщиков в рассмотрении жалоб (при необходимости) с использованием конференцсвязи;
- информирование налогоплательщиков о преимуществах досудебного порядка разрешения налоговых споров перед судебным разбирательством. Использование механизма обратной связи посредством текущего анкетирования налогоплательщиков;
- надлежащее и оперативное реагирование на допущенные ведомственные нарушения с целью повышения качества налогового администрирования;
- создание информационных баз с основными положениями и позициями решений по жалобам, а также сводными аналитическими материалами, в том числе, по результатам оперативного анализа судебной практики;
- постоянный мониторинг и анализ содержания налоговых споров, проблем в организации деятельности территориальных налоговых органов;
- развитие института профессионального налогового консультирования.
Из данной главы исследования можем сделать вывод о том, что необходимо совершенствование правового регулирования досудебного порядка рассмотрения налоговых споров, в том числе в виде дополнения Налогового кодекса Российской Федерации правовыми нормами, последовательно регламентирующими производство по жалобе налогоплательщика, а также определяющими процессуальный статус налогового органа и налогоплательщика.
В целях реализации досудебного порядка урегулирования налоговых споров целесообразно создание в структуре Управления ФНС России на уровне субъекта Российской Федерации соответствующего отдела по рассмотрению жалоб и предоставление возможности разрешения таких споров путем заключения соглашений между налогоплательщиком и налоговым органом.
Итак, в первую очередь необходимо внесение изменений в налоговое законодательство, которое позволило бы разрешать все налоговые споры в досудебном порядке.
Федеральная налоговая служба – это тот орган, который нацелен на создание налогоплательщикам благоприятных условий для ведения бизнеса. Он должен обеспечивать исправление всех ведомственных ошибок и нарушений, допускаемых нижестоящими налоговыми органами.
Ошибки должны быть ликвидированы самостоятельно, в том числе путем рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом.
Чтобы эта система
функционировала эффективно, необходимо
детальное регламентирование
Необходимо внести в законодательство изменения, которые позволили бы урегулировать вопрос требований к содержанию жалобы, к представлению налогоплательщиками дополнительных документов вместе с жалобой, и иметь необходимые условия, которые позволили бы нам рассматривать жалобу налогоплательщиков в досудебном порядке. Предложенные направления совершенствования налогового законодательства в части досудебного урегулирования налоговых споров не являются исчерпывающими. Формирование действительно эффективного досудебного порядка разрешения налоговых споров требует полного и всестороннего его исследования, на основе которого могут быть сформулированы другие предложения по повышению внесудебных процедур разрешения налоговых споров .
Досудебное урегулирование споров позволяет восстановить нарушенные права налогоплательщиков, не доводя дело до суда, с минимальными затратами для заявителя и в кратчайшие сроки. Быстрое реагирование на нарушения, выявленные при рассмотрении возражений и жалоб, устранение выявленных ошибок способствуют повышению качества администрирования и ведут к сокращению количества жалоб, подаваемых на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок
В целом в результате деятельности подразделений налогового аудита достигается снижение количества налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, что также является одним из преимуществ административного порядка обжалования.
Итак, как следует из проведенного исследования, досудебное урегулирование налоговых споров – это комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке именно в целях урегулирования налогового спора . Досудебное урегулирование – это важнейшее средство осуществления принципов законности.
В 2013 году внесены существенные изменения в порядке досудебного урегулирования налоговых споров:
1. Решения о привлечении
(отказе в привлечении) к нало
2. Будет решена проблема
вступления в силу
3. Четко прописывается правило, согласно которому, если налоговые органы (вышестоящие налоговые органы) не уложились в установленный процессуальный срок для вынесения решения по жалобе, то у подателя жалобы появляется право на обращение в суд.
4. Появляется институт оставления жалобы без рассмотрения (ранее этого не было).
5. Четко определяется, что рассмотрение апелляционных жалобы (иных жалоб) осуществляется без участия лица, обратившегося с соответствующей жалобой.
Однако данный механизм
все еще нуждается в
- необходимо создание единой (универсальной) процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, для чего предлагаем унифицировать основания возникновения налогового спора , что может быть достигнуто путем введения единого документа, на основании которого к налогоплательщику могут быть приняты какие-либо меры ;
- предлагаем ввести
специальные инструменты досуд
- необходимо создание специального субъекта, рассматривающего споры в досудебном порядке. В целях реализации досудебного порядка урегулирования налоговых споров целесообразно создание в структуре Управления ФНС России на уровне субъекта Российской Федерации соответствующего отдела по рассмотрению жалоб и предоставление возможности разрешения таких споров путем заключения соглашений между налогоплательщиком и налоговым органом.
Дальнейшее правовое
совершенствование механизма
25.Приказ
ФНС России от 13.02.2013 N ММВ-7-9/78@ "Об
утверждении Концепции
развития досудебного урегулирования
налоговых споров в системе налоговых
органов Российской Федерации на 2013 - 2018
г // [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/
26. 1. Письмо ФНС России от 04.07.2013 N СА-4-9/12019@ "О применении положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"//[Электронный ресурс] Правовая система «Гарант» - Заглавие с экрана. – Дата доступа: 18.10.2013.
27.Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 153 - ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"//Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июля 2013 г. -N 27.-Ст. 3445.
28.Федеральный закон от 23.07.2013 N 248 - ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ.- 29.07.2013, N 30 (Часть I).-Ст. 4081.
29.Черник И. Как наиболее оптимально провести процедуры досудебного урегулирования налоговых споров .//"Финансовый директор".- 2009. –С.22-25
30.Шинкарюк Д. А. Досудебное урегулирование налоговых споров : Финансово-правовое исследование : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.14 - Административное право; Финансовое право ; Информационное право /Д. А. Шинкарюк ; Науч. рук. А. Н. Костюков. –Омск.- 2008. -20 с.
31.Шинкарюк Д.А. О некоторых направлениях совершенствования досудебного порядка разрешения налоговых споров / Д.А. Шинкарюк // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2007. - № 4(13). - С. 42-47
32.Яруткина Н. А. Налоговый аудит в досудебном урегулировании налоговых споров : сущность и оценка эффективности / Н. А. Яруткина // Экономические науки . – 2011. – № 03. – С. 339
Приложение 1
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов в досудебном порядке (схема)
да
нет
нет да
Приложение 2
Приложение 3.
Формы, виды налогового аудита и источники информации
Информация о работе Досудебное урегулирование налоговых споров