Досудебное урегулирование налоговых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности и проблемы досудебного урегулирования налоговых споров, а так же совершенствование данной процедуры.

Файлы: 1 файл

ПЕРЕДЕЛАНО. Досудебное урегулирование налоговых споров (1).doc

— 630.50 Кб (Скачать файл)

4.  Создание специального  субъекта, рассматривающего  споры  в  досудебном  порядке.

Поскольку совмещение  налоговым  органом функций обвинителя и арбитра неэффективно, необходимо создание подразделений  налогового  аудита, призванных выступать независимым экспертом в ходе рассмотрения  налоговых   споров .

В качестве критериев, которым  должен отвечать такой субъект являются:  отсутствие организационной подчиненности налоговым органам;   осуществление оценки деятельности органа по количеству решений, вступивших в силу (не обжалованных налогоплательщиком, либо признанных судом законными) [20, С.25].

Также поддерживаем следующие  предложения, по совершенствованию действующего законодательства в рассматриваемой области сформулированными в Приказе ФНС РФ от 13 февраля 2013 г. N ММВ-7-9/78@ [6]:

- переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур;

- дальнейшее сокращение количества жалоб, подаваемых в налоговые органы, в связи с принятием решений по результатам налоговых проверок или в связи с действиями (бездействием) должностных лиц налоговых органов;

- снижение нагрузки на судебную систему;

- совершенствование нормативно-правовой базы, своевременная подготовка предложений по изменению налогового законодательства;

- введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров с одновременным увеличением сроков на подачу жалоб (для апелляционных жалоб - до 1 месяца, для иных жалоб - до 1 года);

- разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров (в зависимости от стадии, универсальный и упрощенный порядок, мировое соглашение и т.д.);

- совершенствование интернет-сервисов, облегчающих подачу жалоб и отслеживание стадий их рассмотрения, развитие электронных сервисов и услуг. Целевой результат - прием жалоб и документальных доказательств посредством интернет-сервисов на официальном сайте налогового органа (при аутентификации пользователя), а также участие налогоплательщиков в рассмотрении жалоб (при необходимости) с использованием конференцсвязи;

- информирование налогоплательщиков о преимуществах досудебного порядка разрешения налоговых споров перед судебным разбирательством. Использование механизма обратной связи посредством текущего анкетирования налогоплательщиков;

- надлежащее и оперативное реагирование на допущенные ведомственные нарушения с целью повышения качества налогового администрирования;

- создание информационных баз с основными положениями и позициями решений по жалобам, а также сводными аналитическими материалами, в том числе, по результатам оперативного анализа судебной практики;

- постоянный мониторинг и анализ содержания налоговых споров, проблем в организации деятельности территориальных налоговых органов;

- развитие института профессионального налогового консультирования.

Из данной главы исследования можем сделать вывод о том, что  необходимо совершенствование правового регулирования досудебного порядка рассмотрения налоговых споров, в том числе в виде дополнения Налогового кодекса Российской Федерации правовыми нормами, последовательно регламентирующими производство по жалобе налогоплательщика, а также определяющими процессуальный статус налогового органа и налогоплательщика.

В целях реализации досудебного  порядка урегулирования налоговых споров целесообразно создание в структуре Управления ФНС России на уровне субъекта Российской Федерации соответствующего отдела по рассмотрению жалоб и предоставление возможности разрешения таких споров путем заключения соглашений между налогоплательщиком и налоговым органом.

Итак, в первую очередь  необходимо  внесение изменений  в  налоговое  законодательство, которое позволило бы разрешать все  налоговые   споры  в  досудебном  порядке.

Федеральная  налоговая  служба – это тот орган, который нацелен на создание налогоплательщикам благоприятных условий для ведения бизнеса. Он должен обеспечивать  исправление всех  ведомственных ошибок и нарушений, допускаемых нижестоящими  налоговыми  органами.

Ошибки должны быть ликвидированы  самостоятельно, в том числе путем  рассмотрения жалоб вышестоящим   налоговым  органом.

Чтобы эта система  функционировала эффективно, необходимо детальное регламентирование процедуры  рассмотрения жалоб.

Необходимо внести в законодательство изменения, которые позволили бы урегулировать вопрос требований к содержанию жалобы, к представлению налогоплательщиками дополнительных документов вместе с жалобой, и иметь необходимые условия, которые позволили бы нам рассматривать жалобу налогоплательщиков в  досудебном  порядке.   Предложенные направления совершенствования налогового законодательства в части  досудебного  урегулирования налоговых  споров  не являются исчерпывающими. Формирование действительно эффективного  досудебного   порядка  разрешения налоговых  споров  требует полного и всестороннего его исследования, на основе которого могут быть сформулированы другие предложения по повышению внесудебных процедур разрешения налоговых  споров .

 

 

Заключение

Досудебное   урегулирование   споров  позволяет восстановить нарушенные права налогоплательщиков, не доводя дело до суда, с минимальными затратами для заявителя и в кратчайшие сроки. Быстрое реагирование на нарушения, выявленные при рассмотрении возражений и жалоб, устранение выявленных ошибок способствуют повышению качества администрирования и ведут к сокращению количества жалоб, подаваемых на решения  налоговых  органов по результатам  налоговых  проверок

В целом в результате деятельности подразделений налогового аудита достигается снижение количества налоговых споров, рассматриваемых  в арбитражных судах, что также  является одним из преимуществ административного  порядка обжалования.

Итак, как следует из проведенного исследования, досудебное   урегулирование   налоговых   споров  – это комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами  налоговых  органов в административном порядке именно в целях  урегулирования   налогового   спора .  Досудебное   урегулирование  – это важнейшее средство осуществления принципов законности.

В 2013 году внесены существенные изменения в порядке досудебного урегулирования налоговых споров:

1. Решения о привлечении  (отказе в привлечении) к  налоговой  ответственности будут вступать в силу не по истечении 10 дней (рабочих), а по истечении одного месяца (календарного) после вручения его налогоплательщику.

2. Будет решена проблема  вступления в силу необжалованной  в апелляционном порядке части  решения (т.е. случай подачи жалобы, условно говоря, не по всем эпизодам). Данная часть решения также будет вступать в силу после рассмотрения апелляционной жалобы.

3. Четко прописывается правило, согласно которому, если  налоговые  органы (вышестоящие налоговые органы) не уложились в установленный процессуальный срок для вынесения решения по жалобе, то у подателя жалобы появляется право на обращение в суд.

4. Появляется институт оставления жалобы без рассмотрения (ранее этого не было).

5. Четко определяется, что рассмотрение апелляционных жалобы (иных жалоб) осуществляется без участия лица, обратившегося с соответствующей жалобой.

Однако данный механизм все еще нуждается в совершенствовании. Поэтому нами были сформулированы предложения  по совершенствованию действующего законодательства в области досудебного  регулирования налоговых споров, которые сводятся к следующему:

- необходимо создание  единой (универсальной) процедуры   досудебного   урегулирования   налоговых   споров, для чего предлагаем унифицировать основания возникновения  налогового   спора , что может быть достигнуто путем введения единого документа, на основании которого к налогоплательщику могут быть приняты какие-либо меры ;

- предлагаем ввести  специальные инструменты  досудебного   урегулирования   налоговых   споров, которые могли бы применяться исключительно при внесудебном рассмотрении  налоговых   споров  (что повысит не только эффективность  досудебного  разрешения  налоговых   споров , но и заинтересованность подконтрольного субъекта во внесудебном  урегулировании  разногласий): ввести в  налоговое  законодательство институт «сделки с правосудием», то есть признание налогоплательщиком своей вины (полностью или в части) в обмен на исключение  налоговым  органом из итогового документа отдельных эпизодов; разрешить применение процедуры «изменения срока уплаты налога и сбора, а также пеней», предусмотренной Главой 9 НК РФ. В настоящее время использование указанной процедуры невозможно на стадии  досудебного   урегулирования   налоговых   споров .

- необходимо создание  специального субъекта, рассматривающего   споры  в  досудебном  порядке. В целях реализации досудебного порядка урегулирования налоговых споров целесообразно создание в структуре Управления ФНС России на уровне субъекта Российской Федерации соответствующего отдела по рассмотрению жалоб и предоставление возможности разрешения таких споров путем заключения соглашений между налогоплательщиком и налоговым органом.

Дальнейшее правовое совершенствование механизма досудебного  урегулирования налоговых споров позволит исключить имеющиеся пробелы  и неясности в законодательстве, их произвольное применение участниками налоговых правоотношений и позволит достичь высокой эффективности правосудия по делам об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц.

 

Список использованных источников:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2013)// Собрание законодательства РФ.- 29.07.2002.- N 30.-Ст. 3012.
  2. Банников Р. Ю. Досудебный  порядок  урегулирования   споров.// Инфотропик Медиа.-№9.- 2013.- 38 с.
  3. Викуленко А.Е. Налогообложение и экономический рост России. - М.: Прогресс.- 2012. - 220с.
  4. Виницкий Д.В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис.- М.: Изд-во НОРМА.- 2013. –144с.
  5. Глухов В. В.,Дольде И.В. Налоги: теория и практика. Уч. Пос., СПб., Питерн-пресс.- 2013.- 920 с.
  6. Гриценко В. В. К вопросу о внесудебной правовой защите в налоговом праве // Налоги и налогообложение. –2008.- 225 с.
  7. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д. Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, Феникс.- 2013.-623 с.
  8. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Серия «Учебники, учеб ные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс».- 2012. - 416 с.
  9. Жильцов А С Проблема эффективности  досудебного  порядка разрешения  налоговых   споров  // Финансовое право –2009.- №9.- С.22-24.
  10. Карбушев Г.И. Совершенствование налоговой системы России. // ЭКО.- 2013.- №2. - С.24-31.
  11. Колесниченко Т.В. Использование примирительных процедур при разрешении налоговых споров // Российское правосудие. – 2011. – № 3. – С. 95-106.
  12. Колесниченко Т.В. К вопросу о допустимости доказательств, представляемых в обоснование решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки. // Российское правосудие. – 2010. – № 3. – С. 81-88.
  13. Колесниченко Т.В. Срок обжалования решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в арбитражный суд: вопросы теории и практики. // Российское правосудие. – 2010. – № 1. – С. 78-84.
  14. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е.А. Шевелева. М. Юристъ.- 2013.-850 с.
  15. Лукаш Ю Налоги и налогообложение в РФ. М.:Юристъ.- 2013.-360 с.
  16. Марзоева И. О. Административный порядок обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов // Финансовое право. - 2008. -№ 3. – С.22-28.
  17. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М.: Стринг.- 2013 –418 с.
  18. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. От 23.07.2013)// Собрание законодательства РФ. - №31.- 03.08.1998.-Ст. 3824
  19. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 – ФЗ (ред. От 232.07.2013)// Собрание законодательства РФ.- 07.08.2000. - № 32. – Ст. 23340
  20. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2013. - 240с.
  21. Пепеляев С.Г., Зарипов В.М. Проблемы разрешения  налоговых   споров  в Российской Федерации //  Налоговый  вестник. -2006. -№3.-С. 22-24
  22. Петрова Г В Налоговые споры практика рассмотрения. М.: Юриспруденция.- 2012.-55 с.
  23. Петрова Г.В. Налоговые  споры : практика рассмотрения. М.: Юриспруденция. -2005.-330 с.

25.Приказ  ФНС России от 13.02.2013 N ММВ-7-9/78@ "Об  утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 - 2018 г // [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142219  - Заглавие с экрана. – Дата доступа: 18.10.2013.

26. 1. Письмо ФНС России от 04.07.2013 N СА-4-9/12019@ "О применении положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"//[Электронный ресурс] Правовая система «Гарант»  - Заглавие с экрана. – Дата доступа: 18.10.2013.

27.Федеральный закон от 2 июля  2013  г. N  153 - ФЗ  "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"//Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июля 2013 г. -N 27.-Ст. 3445.

28.Федеральный   закон  от 23.07.2013  N   248 - ФЗ  "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ.- 29.07.2013, N 30 (Часть I).-Ст. 4081.

29.Черник И. Как наиболее оптимально провести процедуры  досудебного   урегулирования   налоговых   споров .//"Финансовый директор".- 2009. –С.22-25

30.Шинкарюк Д. А. Досудебное   урегулирование   налоговых   споров  : Финансово-правовое исследование : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.14 - Административное право; Финансовое право ; Информационное право /Д. А. Шинкарюк ; Науч. рук. А. Н. Костюков. –Омск.- 2008. -20 с.

31.Шинкарюк Д.А. О некоторых направлениях совершенствования  досудебного  порядка разрешения  налоговых   споров  / Д.А. Шинкарюк // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2007. - № 4(13). - С. 42-47

32.Яруткина Н. А. Налоговый  аудит в  досудебном   урегулировании   налоговых   споров : сущность и оценка эффективности / Н. А.  Яруткина  // Экономические науки . – 2011. – № 03. – С. 339

 

 

 

 

Приложение 1

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов в досудебном порядке (схема)



 

 


 

да

нет

 

 

 

 

нет да

 

Приложение 2




 
Приложение 3.

Формы, виды налогового аудита и источники информации

Информация о работе Досудебное урегулирование налоговых споров