Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта организационно-правовая категория присуща только служащим; другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.

Содержание работы

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 2
1.1. Государственная должность 2
1.2. Государственная служба 5
1.3. Принципы Государственной службы 7
1.4. Квалификационные разряды Государственных служащих 9
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО 13
2.1. Права и обязанности государственных служащих 13
2.2. Ограничения, связанные с государственной службой 15
2.3. Гарантии для государственного служащего 17
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПООЩРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 19
3.1. Дисциплинарная ответственность государственных служащих 19
3.2. Административная ответственность государственных служащих 23
3.3. Поощрения государственных служащих 26
ГЛАВА 4. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 28
4.1. Поступление на государственную службу 28
4.2. Подготовка Государственных служащих и переподготовка, при повышение их квалификации 32
4.3. Аттестация государственного служащего 35
4.4. Прекращение государственной службы 37
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ: 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 40

Файлы: 1 файл

госслужба.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

 своей  работы. Но руководители ведомств  в качестве поощрения сотрудников  могут это сделать без такой  процедуры. 

 Руководитель органа в порядке поощрения без сдачи федеральным государственным служащим квалификационного экзамена или его аттестации вправе ходатайствовать о присвоении ему за особые отличия очередного квалификационного разряда действительного государственного советника Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса либо государственного советника Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса и внести соответствующее предложение в Совет по вопросам государственной службы при Президенте.

 Решение о присвоении федеральному  государственному служащему квалификационного разряда оформляется актом Президента или приказом либо иным актом руководителя органа. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку и личное дело служащего.

 Со дня присвоения федеральному  государственному служащему квалификационного разряда ему устанавливается надбавка к должностному окладу в установленных размерах.

 При прекращении федеральной  государственной службы квалификационный  разряд сохраняется. Вопросы,  связанные с по рядком присвоения  и сохранения квалификационных разрядов, рассматриваются соответствующим государственным органом в пределах его полномочий или в суде.

 Присвоение очередных квалификационных  разрядов производится на основании  результатов государственного квалификационного  экзамена или аттестации. Служащий вправе и сам выступить с инициативой о присвоении ему квалификационного разряда. Но в этом случае присвоение квалификационного разряда производится по результатам государственного квалификационного экзамена, проводимого аттестационной комиссией или государственной конкурсной комиссией, но без последующего перевода федерального государственного служащего на другую должность.

 Положением о проведении  аттестации федерального государственного  служащего, утвержденным Указом  Президента от 9 марта 1996 г., предусмотрено, что аттестационная комиссия проводит не реже 1 раза в 6 месяцев государственный квалификационный экзамен для присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного, в следующих случаях:

 по инициативе федерального  государственного служащего без  последующего перевода его на  другую государственную должность; 

 при переводе государственного  служащего на государственную   должность иной группы и иной  специализации; 

 при назначении впервые на государственную должность.

 Рекомендации аттестационной  комиссии по результатам квалификационного  экзамена служат основанием для  принятия соответствующим руководителем  решения о присвоении в установлен  ном порядке государственному  служащему квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга). Оформление необходимых документов для аттестационной комиссии и рас смотрение их на комиссии осуществляются по правилам, установленным для проведения аттестации.

 Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «0 прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Порядок их присвоения определен Положением о классных чинах прокурорских работников, утвержденным Президентом.

 Для указанных работников  прокуратуры установлено 11 классных  чинов: действительный государственный  советник юстиции, государственный советник юстиции 1-го, 2-го и 3-го класса, старший советник, советник и младший советник юстиции, юрист 1-го, 2-го и 3-го класса, младший юрист.

 Присвоение классного чина  производится в последовательном  порядке. В отдельных случаях  за примерное исполнение служебного  долга и достигнутые успехи  в работе очередные классные  чины могут присваиваться до  истечения существующего срока,  без соблюдения очередности, а также выше положенного по занимаемой должности.

 Работники прокуратуры, которым  присвоены классные чины, - состоят  в них пожизненно. Лишить классного  чина можно лишь  при увольнении  работника из органов прокуратуры  за порочащий -  поступок. В  случае совершения грубых нарушений служебного  долга или недостойного поведения он может быть понижен в чине. -  В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня  1992 г. «0 статусе судей в Российской Федерации»’ судьям в  зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных обстоятельств присваиваются квалификационные  классы.

Положение о классных чинах работников органов юстиции и  государственного нотариата было утверждено Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР  от 1 июля 1991 г.

 

Глава 2. Правовое положения  государственного служащего

2.1. Права и обязанности государственных  служащих

 Правовое положение человека  и гражданина в демократическом  обществе характеризуется совокупностью  прав, свобод и обязанностей физических лиц, закрепленных нормами права, и юридических гарантий их реализации. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина определены Конституцией Российской Федерации и рядом других нормативных правовых актов.

 Права и обязанности государственных служащих - это особый вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их поведения в области государственно-служебных отношений. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей.

 Должностные права и обязанности  производны от задач и функций  государственного органа и выражают его полномочия. В Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. Это может быть должность руководителя, другого должностного лица или государственного служащего.

 Постановлением Правительства  от 28 января 1993 г. утверждено Положение  об Аппарате Правительства, которым  определены должностные права и обязанности Руководителя Аппарата. Права и обязанности работников Аппарата Правительства определяются законодательными актами, названным Положением и должностными инструкциями.

 В положениях о федеральных  государственных органах и их структурных подразделениях, должностных инструкциях, уставах и других нормативных актах определяются задачи, функции, обязанности, права, основные формы и методы деятельности, а также ответственность служащего применительно к каждой должности.

 Чем выше должность, тем более широк круг должностных обязанностей и прав. При этом объем и содержание должностных прав находятся в строгом соответствии с содержанием должностных обязанностей.

 Общие права и обязанности  государственных служащих впервые  установлены Федеральным законом «06 основах государственной службы Российской Федерации». Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», и не распространяются на лиц, замещающих должности категории «А». Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям.

 Такие права и обязанности  весьма разнообразны.

 Каждый государственный служащий, независимо от конкретных полномочий  по замещаемой должности, имеет  право на:

  • ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;
  • посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
  • принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;
  • участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности.;
  • продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;
  • ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
  • переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  • пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
  • проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  • объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  • внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

 Из числа названных особого  внимания заслуживает право государственного  служащего на продвижение по  службе. Это право (право на  карьеру) впервые закреплено в  нашем законодательстве о государственной службе. В советский период не принято было говорить о таком праве, более того, считалось нескромным обращаться самому служащему к начальникам по такому вопросу.

 В первую очередь продвигаться  по службе должны лица, включенные  в резерв на продвижение в результате аттестации. Должны также учитываться результаты прохождения переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями по вакантной должности. Недопустимо назначение на вакантную должность лица, не отвечающего предъявляемым квалификационным требованиям, или с нарушением принципов подбора кадров (по знакомству, за взятку и т.п.).

 Служащий вправе обратиться  в суд или в соответствующие  государственные органы для разрешения  споров, связанных с государственной  службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания отзывов аттестационной комиссии, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав служащего, перевода на другую должность, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий его правовой и социальной защиты, увольнения с государственной службы.

 Каждый служащий независимо  от полномочий по замещаемой  государственной должности государственной  службы обязан:

  • обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
  • добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  • исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  • в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации;
  • соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией;
  • поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  • хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

 Таким образом, названные  права и обязанности представляют собой как бы служебный кодекс, характеризующий стиль и методы осуществления государственными служащими своих должностных полномочий независимо от замещаемых должностей.

2.2. Ограничения, связанные с  государственной службой

 Государственному служащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной замещаемой должностью в государственном органе. Это значит, что нельзя занимать другую оплачиваемую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Предусмотрено лишь одно исключение: государственному служащему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу его действий по занимаемой должности государственной службы. Однако получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего не разрешается, хотя бы такие публикации и выступления имели педагогический, научный или творческий характер.

 Исходя из принципа разделения  властей государственному служащему,  замещающему должность категории  «Б» или «В», не разрешается  быть депутатом федерального  законодательного (представительного)  органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

 Ему  лично или через доверенных  лиц запрещено заниматься предпринимательской  деятельностью, имеющей своей  целью получение прибыли, скажем, осуществляемой без привлечения  наемного труда. 

 Государственному служащему не разрешается состоять членом органа управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.).

 Но есть одно исключение - это случаи, когда Федеральным законом или законами субъектов Федерации государственному служащему поручено участвовать в управлении коммерческой организацией.

 Государственному служащему  запрещается быть поверенным  или представителем по делам  третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

 Ему запрещается использовать  в неслужебных целях средства  материально-технического, финансового  и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.

 Государственному служащему  запрещено получать от физических  и юридических лиц вознаграждения  в связи с исполнением должностных  полномочий, в том числе и после  выхода на пенсию.

Информация о работе Государственная служба