Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:05, реферат
Приоритет в разработке и реализации проблем повышения эффективности принадлежит США, - во многом в связи с тем, что в этой стране общественность всегда была обеспокоена низким уровнем эффективности государственной службы, особенно на муниципальном уровне.
Права, обязанности и социальные гарантии государственных служащих в США
Американское законодательство не содержит специального раздела о правах государственных служащих, сответствующие нормы разбросаны по всему тексту титула 5 Свода законов США. Правовая защищенность служащих основывается на «системе заслуг», что означает, что любое действие администрации в отношении персонала должно быть связано только со способностями данного служащего и качеством исполняемой работы. Служащий имеет следующие права:
1. на продвижение
по службе в соответствии со
своими способностями,
2. на справедливое
и беспристрастное отношение
к нему вне зависимости от
политических взглядов, расы, цвета
кожи, вероисповедания,
3. на равную оплату
труда равной ценности в
4. на защиту от
необоснованных действий, политического
принуждения; а также на
Предусмотрены также дополнительные ограничения, призванные защитить политических служащих. В частности, запрещается отставка или перевод не по собственному желанию руководителей, входящих в Службу высших администраторов в первые 120 дней после смены правительственной администрации.
О том, насколько серьезно в США относятся к правам служащих свидетельствует практика вынужденного сокращения штатов. Решения о том, какие должности сохраняются, принимают руководители учреждений. Критерии при планировании этих мер определяются ими строго в соответствии с законами. О сокращении штатов служащим сообщают не менее чем за 60 дней. Служба управления персоналом предлагает сотрудникам конкретное содействие в назначении на ту или иную должность. Сами министерства и ведомства предлагают вакантные места, прежде всего тем, кому грозит сокращение. Единственной причиной, по которой могут уволить работника - это неисполнение или плохое исполнение своих должностных обязанностей. В этом случае неисполнение должно быть доказано документально и рассмотрено независимой комиссией.
В министерствах и ведомствах существует тщательно разработанная система подачи и рассмотрения жалоб. При этом правила гарантируют служащему доступ ко всем материалам, имеющим отношение к его жалобе. Совет по защите системы заслуг представляет собой судебно-арбитражный орган, призванный обеспечить соблюдение законодательства в области работы с кадрами. Особые функции выполняет Служба специального независимого должностного лица Совета по защите системы заслуг, который отвечает за проведение расследований обращений и заявлений служащих в случаях проведения «запрещенной» кадровой политики. Помимо Службы управления персоналом и Совета по защите системы заслуг в США действует Комиссия по равным возможностям занятости, которая взяла на себя функции контроля за соблюдением закона о гражданской службе. Права служащих также отстаивает Федеральная комиссия по трудовым отношениям.
Законом о государственной службе 1978 г. были предусмотрены специальные программы по привлечению на службу представителей меньшинств; по переподготовке служащих, увольняемых в связи с сокращением; социальной помощи в случае досрочного выхода на пенсию служащих. Намечены меры по специальному распространению информации о возможностях получения работы на государственной службе; по введению специальных льгот ветеранам на службе в государственных органах и др.
Социальные льготы
служащим включают оплачиваемый отпуск
по болезни (13 дней), праздники (9 дней),
пенсионное обеспечение, пособие по
безработице и пр. в целом дополнительные
льготы составляют до 40% от размера
заработной платы. Система пенсионного
обеспечения в ее современном
виде начала действовать с 1956 г. и
предусматривает право выхода на
государственную пенсию для всех
профессионально работающих чиновников.
Выход на пенсию может быть как
добровольным (при достижении 62 лет
и не менее пяти лет работы в
федеральных органах для
Законодательство особо регламентирует вопрос о назначении должностных окладов. Особенности формирования государственной службы в США обусловили две независимые шкалы оплаты служащих федерального аппарата: для чиновников конкурсной государственной службы и для чиновников заграничной службы. Не определена единая основа оплаты труда в штатах и в системе федеральных органов. Зарплата устанавливается в соответствии с тем местом, которое занимает служащий в должностной иерархии, но при этом установлена определенная градация должностных окладов, что дает возможность изменить их размеры в зависимости от опыта, профессиональных знаний, качества исполнения обязанностей. Шкалы зарплаты большей части работников федеральных органов федеральных ведомств утверждает Конгресс. Ставки гражданских (конкурсных) служащих устанавливает непосредственно администрация министерств. Зарплата работников штатов и местных органов устанавливается в законодательном порядке этими органами.
Общий фонд заработной
платы устанавливается
Обязанности государственных
служащих в общих чертах закреплены
в Кодексе этики
1. поддерживать Конституцию, законы;
2. работать эффективно
и добросовестно, использовать
наиболее результативные
3. не осуществлять дискриминации;
4. не давать обещаний,
касающихся выполнения
5. не использовать
конфиденциальной информации
6. вскрывать все
известные ему случаи
В случае недобросовестной работы применяются меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, понижение в должности, временное отстранение от должности без оплаты труда до 14 дней, отпуск без содержания на срок до 30 дней, понижение в должностной квалификации, сокращение должностного оклада, увольнение со службы. За некоторые виды должностных проступков предусматривается уголовное наказание. При этом все дисциплинарные меры могут быть обжалованы служащим в Совете по защите системы заслуг.
Государственные служащие имеют право организовывать профсоюзные организации, вступать в них и помогать им. Вместе с тем по закону служащим запрещено принимать участие в забастовках. Запрещено также замедление работы (так называемые «итальянские забастовки») и пикетирование, поскольку при поступлении на государственную службу каждый чиновник дает клятву на верность Конституции и обязуется не участвовать в забастовках против федерального правительства. В штатах, ситуация несколько иная. В 15 южных штатах права служащих на забастовку не предусмотрены, а в остальных 35 штатах практикуются в той или иной мере переговоры между властными органами штатов и профсоюзами государственных служащих. Все условия профессиональной деятельности, за исключением оплаты труда и льгот, оговариваются в коллективном договоре.
Пути модернизации и повышения эффективности государственной службы США
С 70-х гг. в США
начинается процесс реформирования
гражданской службы в сторону
демократизма и открытости для общества.
Начатая еще при президенте Картере
программа создания «отзывчивой», «прозрачной»
бюрократии стимулировала изменение
отношений между чиновником и
обществом. Гражданин из пассивного
налогоплательщика постепенно начал
превращаться в активного клиента
- потребителя услуг
В 1978 - 1979 гг. администрация
Картера предприняла важные изменения
в системе государственной
Служба высших руководителей
(СРВ) существует в США с 1979 г. и
является особой кадровой системой в
органах исполнительной власти, включающей
карьерных и политических чиновников,
которые заняты на ключевых государственных
постах. Цель ее создания - обеспечение
кадрового резерва, как для карьерных,
так и для политических служащих.
Причины создания СРВ лежат в
объективных факторах, связанных
с изменением роли государства и
усложнением социально-
По состоянию на 1994 год она охватывала 7560 человек, т.е. около 0,5% всех федеральных служащих. Существуют особые правила поступления в СВР: кандидат проходит конкурсные экзамены; определяются особые квалификационные требования (стаж работы, профессиональные знания и навыки и пр.). Каждое министерство резервирует вакансии, информацию о которых Служба управления персоналом публикует каждые две недели. Член СРВ получает возможность занимать должности внутри СРВ, независимо от своей первоначальной должностной позиции. Члены СРВ имеют повышенный по сравнению с другими служащими уровень зарплаты, имеют право на получение президентской награды. Ведомство имеет право доплачивать таким руководителям до 25% от оклада. В целом существует 22 формы различных поощрений членам СРВ.
В результате внедрения
СРВ государственные органы получили
эффективную модель организации
высшей государственной службы и
создали группу высококвалифицированных
кадровых управляющих. Министерства и
ведомства получили возможность
гибко распоряжаться
Общие тенденции развития гражданской службы продолжились в 80-90 гг. XX в. Как и в Великобритании, в США начали внедряться принципы «нового менеджеризма», т.е. приспособление форм и методов деятельности администрации к рыночным принципам и механизмам, к децентрализации и приватизации. Важное значение для развития системы государственной службы имела деятельность Комиссии во главе с А. Гором, вице-президентом США (март 1993 г.). В каждом министерстве были созданы команды экспертов для оказания помощи комиссии, а также специальные лаборатории для проведения реформы. Основные рекомендации Комиссии А. Гора были сгруппированы в пакеты предложений по конкретному министерству и ориентированы на то, чтобы служащие отвечали, прежде всего, не за управленческий процесс, а за его результат. Предложения охватывали следующие основные проблемы:
1. Сокращение численности государственных служащих.
2. Совершенствование
системы материально-
3. Модернизацию информационной инфраструктуры.
4. Усиление законодательного, финансового и информационного регулирования.
5. Изменение системы
организации государственной
Администрация Б. Клинтона сформулировала новые принципы деятельности по отношению к руководящему составу государственной службы. Предлагалось улучшить систему работы со Службой высших руководителей - изменить подход к управлению руководящими кадрами путем развития учебных центров с ориентацией образования в XXI в., выработать стратегии для изменения организационной культуры государственных учреждений, совершенствовать информационную систему для содействия руководителям. Предложения касались также внедрения в государственные органы управления общей модели по выявлению, отбору и развитию руководителей.
Исследователи неоднозначно
оценивают последствия
Таким образом, отличительной чертой системы государственной службы США является процесс эволюционного развития института. Все аспекты деятельности служащих определены законодательно, либо административно. Увеличиваются инвестиции в техническое оснащение государственных учреждений. Они обеспечиваются новейшими информационными системами. Создаются научные центры для изучения и решения проблем государственного аппарата. Сама система государственной службы совершенствуется с целью сделать ее более гибкой и эффективной, ориентированной на потребности и интересы граждан. Как считают американские исследователи, прежние существенные мировоззренческие и методологические различия между методами государственного управления в западноевропейских странах и в США постепенно исчезают. Ваш Л. Американский фантом “новой модели” государственного управления// Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. Выпуск 8. М.,1995. с 43 - 44.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление в США