Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:05, реферат
Приоритет в разработке и реализации проблем повышения эффективности принадлежит США, - во многом в связи с тем, что в этой стране общественность всегда была обеспокоена низким уровнем эффективности государственной службы, особенно на муниципальном уровне.
Сравнение государственной службы в РФ и США
Современный процесс
реформирования системы государственной
службы Российской Федерации в определенной
степени учитывает тенденции
развития административных систем в
зарубежных странах. Так, в Концепции
реформирования системы государственной
службы определены служение интересам
гражданского общества и государства,
обеспечение приоритета прав и свобод
человека и гражданина, открытость
и подконтрольность гражданскому обществу,
этичность поведения
Так же как и
в США, в Российской Федерации
нормы, регулирующие формирование и
деятельность государственной службы,
не закреплены конституционно, а находят
отражение в специальных
Так же как и
в США, система государственной
службы в Российской Федерации строится
по принципу федерализма: государственная
гражданская служба подразделяется
на федеральную государственную
гражданскую службу и государственную
гражданскую службу субъектов федерации
(в США - штатов, графств и муниципалитетов).
Но в отличие от США, в России есть
еще один четкий уровень службы,
не входящий в структуру государственных
органов - муниципальный - его регулирование
осуществляется отдельным законодательством,
а его деятельность напрямую субъектами
государственного управления не контролируется.
Эта система резко отличается
от системы управления в США, где
муниципальный уровень
В отличие от американской
системы государственной
Если вспомнить сущность государственной службы, которая заключается в служении государству и обществу, такой российский подход к жесткому определению главной функцией государственной службы только исполнение ведомственных распоряжений представляется весьма ограниченным и мало эффективным.
Система организации государственной службы в США - «система открытой государственной службы» или «система найма» - также повторяется и в российских условиях. В основу организации тоже положено деление служащих на конкурсную и патронажную категории. Первые - государственные служащие, поступающие на службу и продвигающиеся по службе в соответствии с принципами «системы заслуг». Вторая категория - государственные служащие, назначаемые на должности единолично президентом, либо по совету и с согласия сената - у нас Государственной Думы (главы федеральных органов исполнительной власти и т.п.) - в РФ эти назначаемые должности прописаны в Конституции РФ в статье 83.
Система организации государственной службы на основе «системы добычи», воплощенная в США, во многом напоминает и российскую не узаконенную, но практикуемую технологию фактического назначения президентом глав некоторых субъектов федерации.
Отдельно стоит остановиться на специализированных органах по управлению государственной службой США - Управлении по делам государственной службы, Совете по вопросам защиты системы заслуг, специальной комиссии. В российских условиях похожие органы нашли свое воплощение в таких органах, как Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и Межведомственная комиссия по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Эти органы занимаются вопросами организации государственной службы, подготовки граждан для ее прохождения, переподготовки, повышения квалификации и др., но не занимаются такими вопросами, как рассмотрение жалоб служащих и принятие решений по вопросам системы заслуг в организациях государственной службы. Если в США Совет по вопросам защиты системы заслуг рассматривает жалобы и принимает решения, проводит специальные расследования и докладывает президенту и конгрессу о необходимых мерах, то в российских условиях вопросами о защите прав государственных служащих, как правило, никто не занимается, проблема правовой защищенности служащих в нашей стране фактически не рассматривается. А между тем, в американской практике доказано, что четкое законодательное закрепление права государственного служащего на справедливое и беспристрастное отношение к нему как в вопросах поступления и прохождения государственной службы, так и в вопросах оплаты труда и защиты от необоснованных действий, политического принуждения, а также защиты от наказаний за законное раскрытие информации может привести к налаживанию эффективного механизма государственной службы только при наличии обязательных охранительных гарантий со стороны государства. В России же защита прав государственного служащего является самостоятельным делом самого государственного служащего, основой для судебной защиты его прав по закону служит трудовое и гражданское законодательство РФ.
В заключение хотелось
бы отметить еще одну характерную
особенность американской системы
государственной службы с идеологической
точки зрения, которая стала бы
удачным приобретением в
Заключение
Итак, как мы уже
отметили выше, в целях повышения
эффективности российской государственной
службы значимым представляется использование
позитивных элементов и технологий
государственно-служебной
Мы уже переняли многие принципы, такие как профессионализация государственной службы, карьерность, продвижение по системе заслуг и др., но многие вопросы еще остаются за пределами практического воплощения по причине излишне формализованного подхода субъектов управления федерального уровня к регламентации государственной службы. Рассматривая историю становления государственной службы в США, мы не могли не заметить, что она претерпевала множественные изменения, но все они имели одно направление - стремление к налаживанию партнерских отношений между органами государственной власти и сообществом. Принцип «клиентизма» является цементирующим основанием при выполнении государственным служащим США своих должностных обязанностей, и, к сожалению, этот принцип пока еще не зафиксирован в отечественной практике, также как не зафиксирован до конца и правовой статус государственного служащего в РФ. Государственному служащему, как субъекту административных отношений, выступающему от лица государства, требуется особая защита со стороны этого государства, что в российской системе госслужбы пока не наблюдается. Опыт США для разработки этой защиты в этом случае был бы весьма показателен. Примерным образцом мог бы стать и механизм воплощения теории «прозрачности» бюрократии.
Сложно сказать,
имеет ли смысл воплощать в
российских условиях такой принцип
как высокая мобильность
Эффективная государственная служба должна обеспечивать руководству государства профессиональную подготовку и выполнение политических решений. Достижение названных целей во многом зависит от существующего состояния государственного аппарата, его компетентности и готовности к решению текущих и стратегических задач.
Список использованной литературы
1.Гуринович А.Г.
Кадровое обеспечение
2.Литвинцева Е.А.
Государственная служба в
3.Роль государства
в социально-экономическом
4.Скидмор Макс Дж.,Трипп Маршалл Картер. Американская система государственного управления/Пер. с англ. - М. - ИНИОН,1993. - 153 с.
5.Абрамов Ю.К.
Эволюция концепций
6.Ваш Л. Американский
фантом «новой модели»
7.Лобанов В.В. Служба высших руководителей в США/Лобанов ВВ. // Государство и право. - 1996 - 2001. - №6. - C. 132 - 136.
8.Манохин В.М.Служба
и служащий в Российской
Информация о работе Государственное и муниципальное управление в США