Государственное и муниципальное управление в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:05, реферат

Описание работы

Приоритет в разработке и реализации проблем повышения эффективности принадлежит США, - во многом в связи с тем, что в этой стране общественность всегда была обеспокоена низким уровнем эффективности государственной службы, особенно на муниципальном уровне.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 45.85 Кб (Скачать файл)

Сравнение государственной службы в РФ и США

Современный процесс  реформирования системы государственной  службы Российской Федерации в определенной степени учитывает тенденции  развития административных систем в  зарубежных странах. Так, в Концепции  реформирования системы государственной  службы определены служение интересам  гражданского общества и государства, обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина, открытость и подконтрольность гражданскому обществу, этичность поведения государственного служащего. Эти принципы характерны и для государственной службы в США.

Так же как и  в США, в Российской Федерации  нормы, регулирующие формирование и  деятельность государственной службы, не закреплены конституционно, а находят  отражение в специальных законодательных  актах. В РФ это Федеральный закон  № 58 от 27 мая 2003 г. «О системе государственной  службы в Российской Федерации», Федеральный  закон № 79 от 27 июля 2004 г. «О государственной  гражданской службе в Российской Федерации» и др., регулирование  отдельных вопросов организационного характера, также как и в США, входит в компетенцию Президента.

Так же как и  в США, система государственной  службы в Российской Федерации строится по принципу федерализма: государственная  гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъектов федерации (в США - штатов, графств и муниципалитетов). Но в отличие от США, в России есть еще один четкий уровень службы, не входящий в структуру государственных  органов - муниципальный - его регулирование  осуществляется отдельным законодательством, а его деятельность напрямую субъектами государственного управления не контролируется. Эта система резко отличается от системы управления в США, где  муниципальный уровень законодательно в отдельную отрасль не выделяется и является ячейкой формирования государственной службы на уровне штата. Нормативное закрепление организация  местного управления получает в общих  чертах на уровне штата - это определяет существование самых различных  форм местных органов и, как следствие, большое разнообразие различных  государственных и муниципальных  должностей, которые не требуют такого централизованного учета, как в  Российской Федерации. Плюс к этому, самостоятельность штата в решении  вопроса о составе государственных органов и их структуре позволяет на основании исторических, природных, социально-экономических условий данного субъекта определять наиболее приемлемые и удобные формы прохождения государственной службы, корректировать полномочия и ответственность.

В отличие от американской системы государственной службы, которая включает в себя государственных  служащих и служащих общественного  сектора (любые лица, труд которых  оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти), государственная служба в Российской Федерации представляет собой гораздо  более узкое явление и строго ограничивается реестрами государственных  должностей по различным ведомствам. И в таком случае из государственной  службы в РФ выпадает большое число  категорий служащих, работающих по найму, которые в США причисляются к государственным служащим (например, преподаватели государственных  учреждений).

Если вспомнить  сущность государственной службы, которая  заключается в служении государству  и обществу, такой российский подход к жесткому определению главной  функцией государственной службы только исполнение ведомственных распоряжений представляется весьма ограниченным и  мало эффективным.

Система организации  государственной службы в США - «система открытой государственной службы»  или «система найма» - также повторяется  и в российских условиях. В основу организации тоже положено деление служащих на конкурсную и патронажную категории. Первые - государственные служащие, поступающие на службу и продвигающиеся по службе в соответствии с принципами «системы заслуг». Вторая категория - государственные служащие, назначаемые на должности единолично президентом, либо по совету и с согласия сената - у нас Государственной Думы (главы федеральных органов исполнительной власти и т.п.) - в РФ эти назначаемые должности прописаны в Конституции РФ в статье 83.

Система организации  государственной службы на основе «системы добычи», воплощенная в США, во многом напоминает и российскую не узаконенную, но практикуемую технологию фактического назначения президентом глав некоторых  субъектов федерации.

Отдельно стоит  остановиться на специализированных органах  по управлению государственной службой  США - Управлении по делам государственной  службы, Совете по вопросам защиты системы  заслуг, специальной комиссии. В  российских условиях похожие органы нашли свое воплощение в таких  органах, как Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и Межведомственная комиссия по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных  органов исполнительной власти. Эти  органы занимаются вопросами организации  государственной службы, подготовки граждан для ее прохождения, переподготовки, повышения квалификации и др., но не занимаются такими вопросами, как  рассмотрение жалоб служащих и принятие решений по вопросам системы заслуг в организациях государственной  службы. Если в США Совет по вопросам защиты системы заслуг рассматривает  жалобы и принимает решения, проводит специальные расследования и  докладывает президенту и конгрессу  о необходимых мерах, то в российских условиях вопросами о защите прав государственных служащих, как правило, никто не занимается, проблема правовой защищенности служащих в нашей стране фактически не рассматривается. А между тем, в американской практике доказано, что четкое законодательное закрепление права государственного служащего на справедливое и беспристрастное отношение к нему как в вопросах поступления и прохождения государственной службы, так и в вопросах оплаты труда и защиты от необоснованных действий, политического принуждения, а также защиты от наказаний за законное раскрытие информации может привести к налаживанию эффективного механизма государственной службы только при наличии обязательных охранительных гарантий со стороны государства. В России же защита прав государственного служащего является самостоятельным делом самого государственного служащего, основой для судебной защиты его прав по закону служит трудовое и гражданское законодательство РФ.

В заключение хотелось бы отметить еще одну характерную  особенность американской системы  государственной службы с идеологической точки зрения, которая стала бы удачным приобретением в российской практике. Это утверждение принципа Э. Джексона об упрощении административных функций и принципиальной ориентированности  не на абстрактные государственные  интересы, а на гражданина, «клиента»  в широком смысле этого слова. Российское законодательство и всевозможные типовые регламенты и инструкции для исполнительных органов государственного управления пестрят набором общих  понятий, предоставляя право на более  конкретную разработку принципов осуществления  государственной службы на все нижестоящие  уровни, которые в большинстве  своем не заинтересованы и не способны данные им формулировки применить к  своей практике. Учитывая затянувшуюся у нас проблему с распределением полномочий по различным ветвям и  уровням власти, эта неспособность  вполне объяснима, что, однако, не снимает  остроты вопроса, а лишь предопределяет дальнейший путь совершенствования  государственного управления и государственной  службы, как средства его осуществления.

Заключение

Итак, как мы уже  отметили выше, в целях повышения  эффективности российской государственной  службы значимым представляется использование  позитивных элементов и технологий государственно-служебной деятельности служащих стран Запада, в частности  США.

Мы уже переняли многие принципы, такие как профессионализация государственной службы, карьерность, продвижение по системе заслуг и др., но многие вопросы еще остаются за пределами практического воплощения по причине излишне формализованного подхода субъектов управления федерального уровня к регламентации государственной службы. Рассматривая историю становления государственной службы в США, мы не могли не заметить, что она претерпевала множественные изменения, но все они имели одно направление - стремление к налаживанию партнерских отношений между органами государственной власти и сообществом. Принцип «клиентизма» является цементирующим основанием при выполнении государственным служащим США своих должностных обязанностей, и, к сожалению, этот принцип пока еще не зафиксирован в отечественной практике, также как не зафиксирован до конца и правовой статус государственного служащего в РФ. Государственному служащему, как субъекту административных отношений, выступающему от лица государства, требуется особая защита со стороны этого государства, что в российской системе госслужбы пока не наблюдается. Опыт США для разработки этой защиты в этом случае был бы весьма показателен. Примерным образцом мог бы стать и механизм воплощения теории «прозрачности» бюрократии.

Сложно сказать, имеет ли смысл воплощать в  российских условиях такой принцип  как высокая мобильность государственных  служащих. Такая система зарекомендовала себя как эффективная в американских условиях, но в российских она принимает извращенные формы, когда сменяемость аппарата вызывается не профессиональным ростом, а текучестью кадров по причине слабого финансирования или несбалансированности должностных прав и обязанностей. В таких условиях больший смысл имеет применение практики постепенного «выращивания» персонала, а не краткосрочного контракта.

Эффективная государственная  служба должна обеспечивать руководству  государства профессиональную подготовку и выполнение политических решений. Достижение названных целей во многом зависит от существующего состояния  государственного аппарата, его компетентности и готовности к решению текущих  и стратегических задач.

Список использованной литературы

1.Гуринович А.Г.  Кадровое обеспечение деятельности  государственных учреждений США/  Гуринович А.Г. - М.: Оникс,1995. - 381 с.

2.Литвинцева Е.А.  Государственная служба в зарубежных  странах. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 129 с.

3.Роль государства  в социально-экономическом развитии  США/ под. ред. Т.В. Богачевой, А.Г. Калпина. - М.: Юрист,1997. - 542 с.

4.Скидмор Макс  Дж.,Трипп Маршалл Картер. Американская система государственного управления/Пер. с англ. - М. - ИНИОН,1993. - 153 с.

5.Абрамов Ю.К.  Эволюция концепций государственной  службы в США / Абрамов Ю.К.//США:  экономика, политика и идеология. - 1997. - №1. - С.31-35.

6.Ваш Л. Американский  фантом «новой модели» государственного  управления/ Ваш Л. // Государственная  служба. Проблемы реформирования. Зарубежный  опыт. - Вып. 8. - М.: Наука,1995 - 2000 . - 182с.

7.Лобанов В.В.  Служба высших руководителей  в США/Лобанов ВВ. // Государство  и право. - 1996 - 2001. - №6. - C. 132 - 136.

8.Манохин В.М.Служба  и служащий в Российской Федерации:  правовое регулирование. - М., 2004. - 115 с.


Информация о работе Государственное и муниципальное управление в США