Государственное управление сферой образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в проведении анализа государственного управления сферой образования на примере государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35».
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1. выявить особенности законодательных и организационных основ управления сферой образования РФ;
2. охарактеризовать особенности управления образованием в Санкт-Петербурге;
3. проанализировать взаимодействие государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35» с органами государственного управления.

Содержание работы

• ВВЕДЕНИЕ 3
• ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8
o 1.1 Правовые аспекты управления сферой образования в РФ 8
o 1.2 Организационные аспекты управления сферой образования в РФ 19
o 1.3 Организация начального профессионального образования в современной России 31
• ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 38
o 2.1 Законы Санкт-Петербурга об образовании 38
o 2.2 Комитет Санкт-Петербурга по образованию 46
o 2.3 Начальное профессиональное образование в Санкт-Петербурге 49
• ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №35» ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 57
o 3.1 Законодательная и ведомственная подчиненность профессионального училища №35 57
o 3.2 Особенности нормативной регламентации деятельности профессионального училища №35 63
o 3.3 Проблемы взаимодействия профессионального училища №35 с органами государственного управления 75
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Санкт-Петербург

2009

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8
    • 1.1 Правовые аспекты управления сферой образования в РФ 8
    • 1.2 Организационные аспекты управления сферой образования в РФ 19
    • 1.3 Организация начального профессионального образования в современной России 31
  • ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 38
    • 2.1 Законы Санкт-Петербурга об образовании 38
    • 2.2 Комитет Санкт-Петербурга по образованию 46
    • 2.3 Начальное профессиональное образование в Санкт-Петербурге 49
  • ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №35» ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 57
    • 3.1 Законодательная и ведомственная подчиненность профессионального училища №35 57
    • 3.2 Особенности нормативной регламентации деятельности профессионального училища №35 63
    • 3.3 Проблемы взаимодействия профессионального училища №35 с органами государственного управления 75
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Одним из национальных проектов, реализуемых в настоящее время в России, является поддержка образования. Другими словами, образование - не на словах, а на деле - является государственным приоритетом. Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности. Это предполагает широкий и гибкий спектр образовательных услуг, отвечающих самым разным и притом динамично меняющимся потребностям граждан и работодателей, возможность выбора необходимых образовательных программ.

Важнейшее значение в достижении поставленных целей  имеет эффективно выстроенная система  управления образованием с четким разделением полномочий между уровнями власти.

В настоящее  время наша страна находится на пути коренных изменений политической и  экономической организации общества. Мы стремимся к формированию гражданского общества и установлению рыночных отношений  во всех сферах хозяйственной деятельности. Исключением не должна стать и система образования.

Со времен Советского Союза, когда считалась что советское  образование лучшее в мире, нам  досталась устойчивая модель образовательной  системы, в которой все контролирует государство.

В настоящее  время российское образование потеряло былой авторитет, а основной процент  работодателей пытается самостоятельно обучать своих специалистов. Появляется огромное количество коммерческих образовательных  учреждений, курсов повышения квалификации, созданных крупными промышленными предприятиями.

Государственные учебные заведения в то же время  испытывают огромные финансовые трудности  на фоне того, что год от года снижется процент их финансирования из бюджета  страны. Основные расходы переложили на плечи родителей обучающихся, но при этом им не дают никакой возможности повлиять на организацию учебного процесса.

Сейчас необходимо полностью менять методическую базу образовательной системы, поскольку  нынешнее образование не поспевает  за быстро развивающимся обществом. Многие выпускники получая диплом некогда авторитетных государственных учебных заведений не могут найти работу по специальности. Когда они приходят на предприятие, становится очевидным, что этих молодых специалистов приходится доучивать.

Особенно негативная ситуация сложилась в сфере начального профессионального образования, данные учреждения становятся все менее  популярными среди молодежи, значительно  число учреждений начального профессионального  образования, в том числе и  в Санкт-Петербурге за последнее десятилетие было закрыто.

Таким образом, сложилось противоречие между потребностями  рыночной экономики в выпускниках  учреждений начального профессионального  образования и предложениям на рынке  труда. Решение данной проблемы заключается в грамотном управлении сферой образования.

Динамичные  социально-экономические и демографические  изменения, формирующие новые условия  функционирования национальных систем образования ставят перед ними новые  задачи, требующие, как правило, системных преобразований структурного характера. Российская система профессионального образования не является исключением, поскольку становится одним из решающих стратегических факторов развития российской экономики.

Степень разработанности проблемы. Теории и практике управления образованием посвящены работы ученых А.П. Егоршина, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.И. Зверевой, В.А. Караковского, В.Ю. Кричевского, Р.Х. Шакурова, Т.И. Шамовой и др. Необходимость совершенствования управления социально-педагогическими системами в современной России рассмотрена в трудах В.С. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А.П. Егоршина. - Н. Новгород: НИМБ, 2006; Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 2005; Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2007. и др. Однако вопросы управления образованием исследовались не на региональном уровне.

Анализ степени  научной разработанности проблемы управления образованием показал, что  в последние годы опубликовано много  научных и учебно-методических работ. Однако, проблема социального управления учреждениями начального профессионального образования не нашла должного места в научном поиске. Эта проблема требует специального изучения и анализа.

Цель дипломной работы состоит в проведении анализа государственного управления сферой образования на примере государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35».

Достижение указанной цели предусматривает  решение следующих задач:

1. выявить особенности  законодательных и организационных  основ управления сферой образования РФ;

2. охарактеризовать  особенности управления образованием  в Санкт-Петербурге;

3. проанализировать  взаимодействие государственного  образовательного учреждения начального  профессионального образования  «Профессиональное училище №35»  с органами государственного управления.

Методологической и информационной основой исследования являются: современные теории в управлении образованием, работы отечественных и зарубежных авторов в сфере управления образованием, законодательные и нормативные акты. В процессе исследования использованы методы анализа, сравнительный метод, структурно-функциональный анализ, общенаучные методы, наблюдение, анализ документов.

Объект дипломного исследования - процесс управления образованием в Российской Федерации.

Предмет исследования - анализ управления государственными образовательными учреждениями начального профессионального образования.

Теоретической основой исследования стали такие работах как Авраамова Е.М. и др. «Требования работодателей к системе профессионального образования», Андиева М.С. «Особенности управления образованием в Российской Федерации: Правовой аспект», Беляков С.А. и др. «Мониторинг непрерывного образования. Инструмент управления и социологические аспекты», Братановский С.Н. «Государственное управление образованием в России», Глазунов А.Т. «Базовое профессиональное образование: проблемы управления и экономики», Коротков А.В. «Управление качеством образования», Куртон Е.Б. «Управление образованием в условиях рынка», Поташник М. «Качество образования: проблемы и технология управления» и др.

Элементы (или степень) научной  новизны заключаются в анализе особенностей управления государственными образовательными учреждениями начального профессионального образования г. Санкт-Петербурга на примере «Профессиональное училище №35» с органами государственного управления. Также предложены некоторые рекомендации по совершенствованию работы учреждения.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы управления образованием в Санкт-Петербурге.

Структура и объем работы: Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы ее цель и задачи, указана степень научной новизны, практическая значимость выполненной работы. В первой главе работы изучены законодательные и организационные основы управления сферой образования РФ. Во второй главе проведен анализ управления образованием в Санкт-Петербурге. Третья глава посвящена проблемам и перспективам взаимодействия государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35» города Санкт-Петербурга с органами государственного управления.

управление  государственное образование профессиональное

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РФ

1.1 Правовые аспекты управления сферой образования в РФ

Система образования  в Российской Федерации - одна из подсистем  общества, имеющая свою внутреннюю организацию и функциональную связь с другими социальными системами. Братановский С.Н. Государственное управление образованием в России. Саратов, 2003. - С.309.

Как и любая  социальная система, система образования  нуждается в упорядочении своей  организации, в наличии управляющих органов, которые, в свою очередь, тоже образуют самостоятельную систему управления, имеющую по форме внешнее обособление (с учетом специфики форм и методов управления). Внутренне же, содержательно обе системы находятся в диалектическом единстве, имея единые цели своего функционирования.

Особенности управления в образовании как социальной системе, определенной сфере жизнедеятельности  общества, обусловлены ее специфическим  характером, выделяющимся в социальной и экономической структуре общества. С одной стороны, образование как процесс, результат представляет собой социальное, нематериальное благо; с другой - относится в экономическом смысле к товару, обладающему потребительской ценностью, т.е. способному удовлетворять интересы и потребности личности. Во всех случаях и во всех аспектах образование выступает объектом интереса как отдельной личности, так общества в целом и самого государства. В связи с этим, никак нельзя согласиться с мнением, что образование человека, его развитие через учение, просвещение является сугубо частным делом; государство никак не должно вмешиваться в образование, и никто, кроме самих граждан, не может управлять образованием. Адамский А. Министерство счастья // Время - МН. 2002. 26 сентября. - С.56-57.Образование в широком смысле представляет собой национальную, общественную категорию, потенциал, с помощью которого государство может формировать людей по своему подобию. Лазутова М.Н. Права человека: история и современность. М., 1992. - С.56-82. Аристотель признавал образование и воспитание общественным, не частным делом, мощным средством достижения экономических, социальных и политических целей государства. Аристотель. Собр. соч. В 4-х т. 1962. - С.627-628.

Конституционные положения закладывают правовую основу социального и, в частности, государственного управления образованием в Российской Федерации. При этом именно такие, установленные Конституцией общественные принципы управления, как общенародный характер источника власти, разделение властей, демократический характер управления, федерализм, социальная направленность управления, приоритет прав и свобод личности, законность управления, проявляемая в определенных правовых формах, определяют формирование, функционирование, развитие общественных отношений в образовательной сфере. Названные принципы получают свое развитие применительно к сфере образования в законодательстве об образовании.

В целом в  России в настоящее время существует четыре уровня структуры управления образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения. Передача основной части вопросов управления образованием на региональный и муниципальный уровни в целом отражает закономерности развития современного общества с естественными тенденциями к децентрализации управления во всех отраслях и развитию самоуправления. Наряду с этим опыт показывает, что разделение компетенции в сфере управления образованием должно соответствовать уровню решаемых задач.

Информация о работе Государственное управление сферой образования