Государственное управление сферой образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в проведении анализа государственного управления сферой образования на примере государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35».
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1. выявить особенности законодательных и организационных основ управления сферой образования РФ;
2. охарактеризовать особенности управления образованием в Санкт-Петербурге;
3. проанализировать взаимодействие государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35» с органами государственного управления.

Содержание работы

• ВВЕДЕНИЕ 3
• ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8
o 1.1 Правовые аспекты управления сферой образования в РФ 8
o 1.2 Организационные аспекты управления сферой образования в РФ 19
o 1.3 Организация начального профессионального образования в современной России 31
• ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 38
o 2.1 Законы Санкт-Петербурга об образовании 38
o 2.2 Комитет Санкт-Петербурга по образованию 46
o 2.3 Начальное профессиональное образование в Санкт-Петербурге 49
• ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №35» ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 57
o 3.1 Законодательная и ведомственная подчиненность профессионального училища №35 57
o 3.2 Особенности нормативной регламентации деятельности профессионального училища №35 63
o 3.3 Проблемы взаимодействия профессионального училища №35 с органами государственного управления 75
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

Особенности начального профессионального образования в РФ определяют следующие нормативные акты.

Ш Приказ Министерства образования РФ от 13.08.1997 №1749 «О Концепции  реформирования системы начального профессионального образования»;

Ш Приказ Министерства образования РФ от 16.07.1999 № 86 «О введении в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального образования»

Ш Приказ Министерства образования РФ от 01.04.1999 № 812 «О Совете по начальному профессиональному образованию»;

Ш Приказ Министерства образования РФ от 25.12.2000 № 3832 «Об утверждении Инструкции о порядке получения, учета, хранения, заполнения бланков дипломов, свидетельств, выписок итоговых оценок успеваемости к ним и выдачи документов государственного образца об уровне образования и квалификации выпускникам образовательных учреждений начального профессионального образования»;

Ш Приказ от 08.04.2003 № 1500 «О создании Федерального Совета по информатизации общего и начального профессионального образования  Министерства образования Российской Федерации».

Ш Приказ Министерство образования и науки РФ от 15 января 2009 года N 3 "Об утверждении Порядка  приема граждан в государственные  образовательные учреждения начального профессионального образования"

Система начального профессионального образования России включает 3,8 тысяч учебных заведений, которые готовят кадры по более чем 280 профессиям начального профессионального образования.

В ПТУ, лицеях и  других учебных заведениях начального профессионального образования  обучается 1,68 млн. подростков, большинство их которых наряду с профессиональными навыками получают аттестат о полном среднем образовании. Выпуск системы начального профессионального образования составляет более 645 тысяч специалистов или 0,9% экономически активного населения России.

Начальное профессиональное образование служит задачам:

Ш удовлетворения потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии;

Ш удовлетворения потребностей общества в работниках квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием;

Ш формирования у обучающихся гражданской позиции  и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности.

К учреждениям  начального профессионального образования  относятся:

Ш профессиональное училище (реализует основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования);

Ш профессиональный лицей (реализует образовательные  программы начального профессионального  образования, в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации - более высокого разряда по рабочей профессии).

Ш учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.

Профессиональное  училище (строительное, швейное, электротехническое, сельское и т.п.) осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих. На базе профессионального училища может осуществляться разработка и внедрение передовых методик в области начального профессионального образования по соответствующему профилю подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих высокий уровень профессионального образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих запросы личности и производства.

Профессиональный  лицей - центр непрерывного профессионального  образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования. Данный тип учреждения начального профессионального образования является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

Прием на обучение в государственные и муниципальные  учреждения начального профессионального  образования осуществляется по заявлениям от поступающих, имеющих основное общее и (или) среднее (полное) общее образование.

С 1 сентября 2009 г. срок обучения по программе начального профессионального образования  без получения среднего (полного) общего образования составляет 1 год, с получением среднего (полного) общего образования - 2-3 года в зависимости от направления подготовки. По ряду профессий срок обучения для лиц, имеющих среднее (полное) общее образования, варьируется в пределах 1-2 лет.

Образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим образовательную программу начального профессионального образования в полном объеме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, диплом государственного образца о начальном профессиональном образовании.

Выпускникам, обучающимся  не менее полугода, но не завершившим  по различным причинам освоение образовательной  программы начального профессионального  образования и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по профессиям рабочих, должностям служащих согласно Общероссийскому классификатору присваивается уровень квалификации и выдается свидетельство.

После спада  начала 90-ых годов система активно  развивается, приспосабливаясь к новым  рыночным условиям и изменившемуся  спросу на рынке труда. Статистика начального профессионального образования // http://stat.edu.ru/stat/nach.shtml (25.08.2009)

Но, тем не менее, в профессионально-техническом образовании  за последние годы был допущен  очень серьезный провал. Это образование  у нас стало непрестижным и прекратило развиваться. Ряд профессионально-технических училищ деградировал и либо был закрыт, либо находился на грани развала.

По данным исследований Минздравсоцразвития России за 2008 год, острый дефицит рабочих для работы на новом оборудовании, с использованием новых современных технологий отмечали 70% руководителей предприятий легкой промышленности, 83 % - предприятий машиностроения, 53 % - предприятий строительства.

Начальное профессиональное образование в последние годы рассматривается как один из наиболее проблемных секторов системы образования, все его количественные характеристики снижаются (рис.2)

Рис. 2. Количественные характеристики начального профессионального образования  РФ

Источник: Статистика начального профессионального образования // http://stat.edu.ru/stat/nach.shtml (25.08.2009)

Таким образом, представляется, что профессиональное образование находится на этапе  принципиальных перемен, что определяется в самом общем виде, рядом следующих  факторов:

- общими политическими  и социальными переменами, происходящими в России в течение последних 10-15 лет;

- изменениями,  происходящими в сфере образования  на всех его уровнях, как  вследствие мер, определяемых  новой государственной образовательной  политикой, так и в результате  процессов развития самой системы образования;

- изменениями,  происходящими на рынке труда,  и все большим осознанием населением  непосредственной связи между  образованием и индивидуальной  успешностью в профессиональной  и жизненной карьере;

- общемировыми  процессами повышения значимости человеческого капитала для экономического развития страны и снижения социальной напряженности, и осознанием этого на всех уровнях государственного управления;

- изменениями  в мировой и российской экономике,  трансформирующими спрос на рынке  труда по профессионально-квалификационной структуре, содержанию, качеству и объемам подготовки работников;

- демографическими  процессами, вносящими изменения  в поведение образовательных  учреждений на конкурентном рынке  образовательных услуг, и в  поведение учащихся и их родителей как потребителей на этом рынке;

- глобализацией  как общемировой тенденцией, в  частности формированием роли  России в качестве участника  международного рынка труда, с  одной стороны, и участника  процесса образования, с другой.

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

2.1 Законы Санкт-Петербурга об образовании

Образовательная политика Санкт-Петербурга формируется  в соответствии со следующими программными документами:

Уставом Санкт-Петербурга.

Ш Концепцией модернизации российского образования не период 2010года;

Ш Постановление  Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг.";

Ш Программой развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг.;

Ш Программой социально- экономического развития системы образования  Санкт-Петербурга на период 2005-2015 гг.

Нормативно-правовые акты в сфере образования в  Санкт-Петербурге также регулируют общественные отношения в рамках национального проекта «Образование».

Приоритетный национальный проект «Образование» в Санкт-Петербурге включает в себя шесть направлений.

1. Установление дополнительного  вознаграждения за классное руководство  педагогическим работникам общеобразовательных учреждений. Финансирование дополнительного вознаграждения за классное руководство осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и субсидий из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2006 № 8 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской федерации от 30.12.2005 № 854 (с изменениями на 04.09.2006)». Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2006 N 8 (ред. от 04.09.2006) «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2006. - N 2. Доплата в размере 1000 рублей в месяц устанавливается в классах с нормативной наполняемостью (25 человек) в дополнение к выплачиваемым ранее доплатам за классное руководство из регионального бюджета. При наполняемости класса менее 25 человек вознаграждение устанавливается в размере, исчисленном по формуле 1000*n/25, где n - количество учащихся в классе.

2. Осуществление государственной  поддержки общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Государственная поддержка в размере 1,0 млн. рублей оказывается образовательным учреждениям - победителям конкурсного отбора, проводимого в Санкт-Петербурге в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.03.2006 № 46 «Об утверждении Порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» Приказ Минобрнауки РФ от 07.03.2006 N 46 «Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.03.2006 N 7590) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - N 13. и распоряжением Комитета по образованию от 17.03.2006 № 207-р «О проведении в Санкт-Петербурге конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы». Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2006 N 207-р «О проведении в Санкт-Петербурге конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы» // Консультант Плюс Эти средства могут быть направлены на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и переподготовку педагогических работников общеобразовательного учреждения.

Информация о работе Государственное управление сферой образования