Государственное управление сферой образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в проведении анализа государственного управления сферой образования на примере государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35».
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1. выявить особенности законодательных и организационных основ управления сферой образования РФ;
2. охарактеризовать особенности управления образованием в Санкт-Петербурге;
3. проанализировать взаимодействие государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35» с органами государственного управления.

Содержание работы

• ВВЕДЕНИЕ 3
• ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8
o 1.1 Правовые аспекты управления сферой образования в РФ 8
o 1.2 Организационные аспекты управления сферой образования в РФ 19
o 1.3 Организация начального профессионального образования в современной России 31
• ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 38
o 2.1 Законы Санкт-Петербурга об образовании 38
o 2.2 Комитет Санкт-Петербурга по образованию 46
o 2.3 Начальное профессиональное образование в Санкт-Петербурге 49
• ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №35» ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 57
o 3.1 Законодательная и ведомственная подчиненность профессионального училища №35 57
o 3.2 Особенности нормативной регламентации деятельности профессионального училища №35 63
o 3.3 Проблемы взаимодействия профессионального училища №35 с органами государственного управления 75
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

- разработка  и реализация программ развития  дошкольного, общего, начального  и среднего профессионального  образования, в том числе международных,  с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

- создание, реорганизация  и ликвидация находящихся в  собственности Санкт-Петербурга  учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального  образования, за исключением образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по культуре;

- подготовка  предложений о национально-религиозных  компонентах государственных образовательных  стандартов;

- оказание образовательным  учреждениям посреднических услуг в части материально-технического обеспечения;

- подготовка  предложений по установлению  дополнительных к федеральным  требований к образовательным  учреждениям в части строительных  норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся,  воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

- подготовка  предложений по установлению  дополнительных к федеральным  льгот обучающимся, воспитанникам  и педагогическим работникам  образовательных учреждений, а также  видов и норм материального обеспечения обучающихся, воспитанников и педагогических работников;

- информационное  обеспечение в пределах своей  компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной  литературы, разработка примерных  учебных планов и программ  курсов дисциплин;

- организация  подготовки, переподготовки, повышения  квалификации педагогических работников;

- обеспечение  соблюдения законодательства Российской  Федерации в области образования  и контроль за исполнением  государственных образовательных  стандартов;

- методическая  помощь негосударственным образовательным  учреждениям и контроль за  их деятельностью;

- лицензирование  и аттестация государственных  и негосударственных образовательных  учреждений в соответствии с  законодательством, за исключением  государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по культуре.

- в пределах  своей компетенции утверждение  типовых учебных планов, примерных  образовательных программ и иных  инструктивных документов, определяющих  формы и способы функционирования образовательной системы в Санкт-Петербурге;

- осуществление  других функций Администрации  Санкт-Петербурга в области образования  в соответствии с действующим  законодательством.

Деятельность  Комитета по образованию направлена на развитие следующих приоритетных направлений :

Ш Обеспечение  доступности качественного общего образования.

Ш Повышение  степени обеспеченности населения  услугами дошкольного образования.

Ш Развитие сети образовательных учреждений.

Ш Организация  деятельности по повышению престижа педагогический профессии и стимулированию роста педагогического мастерства.

Ш Совершенствование  системы финансового- организационных  механизмов ресурсного обеспечения  системы образования.

Ш Осуществление  нормативно-правового регулирования  деятельности и развития системы

Ш Обеспечение  условий для реализации приоритетного  национального проекта «Образование».

В состав комитета входят следующие отделы:

Ш Отдел государственной  службы и организационно-правовой работы.

Ш Отдел инновационных  образовательных технологий и связей с общественностью.

Ш Отдел аттестации и повышения квалификации педагогических кадров.

Ш Отдел образовательных  учреждений.

Ш Отдел лицензирования и аккредитации.

Ш Отдел воспитательной работы и дополнительного образования.

Ш Отдел начального и среднего профессионального образования.

Ш Сектор недвижимости и землепользования.

Ш Планово-финансовый отдел.

Ш Отдел государственного заказа.

Ш Отдел бухгалтерского учета и отчетности.

Ш Отдел инженерно - технического обеспечения.

Ш Учреждения при  Комитете по образованию.

2.3 Начальное  профессиональное образование в  Санкт-Петербурге

Под системой начального профессионального образования  Санкт-Петербурга следует понимать сеть государственных образовательных  учреждений начального профессионального  образования, находящихся в ведении Комитета по образованию Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы начального профессионального образования и профессиональной подготовки и обеспечивающих воспитание и содержание обучающихся. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2008 №577 «Об утверждении Программы развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы»

Особенности начального профессионального образования  в Санкт-Петербурге определяют следующие  нормативно-правовые акты:

Ш Постановление  Правительство Санкт-Петербурга от 20 мая 2008 г. N 577 «О программе развития системы начального профессионального  образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы»

Ш Постановление  Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2009 г. «Об обеспечении стипендиями и иными формами материальной поддержки обучающихся и студентов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».

Ш Информационное письмо от 23.01.2006 N 04-0233/о.о «О примерном  Перечне локальных актов государственных  образовательных учреждений начального профессионального образования, подведомственных Комитету по образованию»

Динамика количества учреждений начального профессионального образования показана в таблице 1.

 

Таблица 1

Учебные заведения начального профессионального  образования в Санкт-Петербурге

 

Годы

2006

2007

2008

2009

 

Количество

87

85

82

81

 
           

Источник: Учебные  заведения НПО. Сайт «Статистика российского образования» // http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=s_9_1&group= sub&ttype=0&Field=S1&Field=S2&Field=S3&Field=S4&Field=S5&Field=S6 (25.08.2009)

Проиллюстрируем данные таблицы на рисунке 3.

Рис. 3. Учебные заведения начального профессионального образования в Санкт-Петербурге

Источник: график составлен автором работы

Таким образом, в Санкт-Петербурге происходит снижение количества учреждений начального профессионального  образования.

В системе начального и среднего профессионального образования (по среднесписочному составу) работает 129 348 человек. Структура работающего контингента в учреждениях начального профессионального образования Санкт-Петербурга по категориям представлена на рис. 4.

Рис. 4. Структура работающего контингента в учреждениях начального профессионального образования Санкт-Петербурга

Источник: Учебные  заведения НПО. Сайт «Статистика  российского образования» // http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=s_9_1&group= sub&ttype=0&Field=S1&Field=S2&Field=S3&Field=S4&Field=S5&Field=S6 (25.08.2009)

Управление  начальным профессиональным образованием в Санкт-Петербурге осуществлялось по следующим направлениям.

С целью обеспечения  оперативного согласования потребностей рынка труда и рынка профессионально-образовательных услуг и формирования городского заказа на подготовку квалифицированных кадров рабочих профессий и специальностей начального профессионального образования совместно с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли в 2007/2008 учебном году в ноябре 2007 г была проведена Ярмарка трудовых ресурсов Санкт-Петербурга. Заключено около 1500 договоров о сотрудничестве и социальном партнерстве между предприятиями, организациями города и государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования.

На основании  заключенных договоров сформирован  и утвержден государственный  заказ на профессиональное обучение (переподготовку, повышение квалификации) рабочих и служащих из числа взрослого  населения для приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга на 2009 год - 11600 человек. В 2007/2008 учебном году обучено 12 246 человек, из них: обучение по новой профессии - 3 827 чел., переподготовка - 2 041 чел., повышение квалификации - 6 378 чел.

Разработаны контрольные  цифры приема в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, на основании которых сформирован государственный заказ на подготовку кадров рабочих и специалистов для отраслей экономики Санкт-Петербурга на 2008/2009 учебный год - 13 070 человек.

Внесена корректировка  в перечень подготавливаемых профессий  начального профессионального образования  в соответствии с прогнозом.

В апреле-мае 2008 года проведен 2-ой (городской) этап конкурсов  профессионального мастерства по 9 профессиям начального профессионального образования, в котором приняли участие 90 обучающихся из 47 образовательных учреждения. Отмечалось активное участие в конкурсах ряда государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Победителями  приоритетного национального проекта  «Образование» среди учреждений начального профессионального образования  стало ГОУ НПО Профессиональное училище № 25 Санкт-Петербурга.

В целях реализации кадровой и социальной политики в  системе начального профессионального образования Санкт-Петербурга заключены договора на совместное финансирование подготовки квалифицированных кадров:

Ш ФГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» - Профессиональное училище № 89;

Ш ОАО «Силовые машины» - ЛМЗ - Профессиональное училище № 43;

Ш ОАО «Силовые машины» - «Электросила» - Электромашиностроительный  профессиональный лицей.

В рамках инновационного развития и информатизации системы  начального профессионального образования  Санкт-Петербурга: в 2007/2008 учебном году все образовательные учреждения начального профессионального образования подключены к Интернет-сети; 32 ГОУ НПО обеспечены компьютерными классами; поставлено 50 мультимедийных установок (с экраном), 5 интерактивных досок.

В рамках реализации Программы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для судостроительной промышленности Санкт-Петербурга:

Ш приобретено 110 единиц современного оборудования (лимит  финансирования на 2007 год составил 18 454,5 тыс. рублей) для модернизации учебно-производственных мастерских образовательных учреждений;

Ш проведена  реорганизация ГОУ НПО Профессионального  училища № 25 Санкт-Петербурга путем  присоединения к нему ГОУ НПО  Профессионального училища № 84 Санкт-Петербурга с последующим созданием судостроительного  лицея;

Ш на базе ГОУ НПО Профессионального училища № 25 Санкт-Петербурга организовано обучение студентов Санкт-Петербургского государственного морского технического университета для получения рабочих профессий НПО (сборщик корпусов металлических судов, сварщик, станочник) на договорной основе.

Ш С 1 января 2008 года по этой Программе финансирование составило 10 300,0 тыс. рублей. Проведены  конкурсные процедуры и осуществляются поставки оборудования в образовательные  учреждения.

С целью разработки нормативов подушевого финансирования для учреждений начального и среднего профессионального образования в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли направлена заявка на проведение НИИР по разработке базовой методики расчета нормативов бюджетного финансирования расходов на начальное и среднее профессиональное образование.

Согласно Программе  развития системы начального профессионального  образования Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы основными направлениями развития начального профессионального образования  должны стать:

Информация о работе Государственное управление сферой образования