Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:20, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в проведении анализа государственного управления сферой образования на примере государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35».
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1. выявить особенности законодательных и организационных основ управления сферой образования РФ;
2. охарактеризовать особенности управления образованием в Санкт-Петербурге;
3. проанализировать взаимодействие государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35» с органами государственного управления.
• ВВЕДЕНИЕ 3
• ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8
o 1.1 Правовые аспекты управления сферой образования в РФ 8
o 1.2 Организационные аспекты управления сферой образования в РФ 19
o 1.3 Организация начального профессионального образования в современной России 31
• ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 38
o 2.1 Законы Санкт-Петербурга об образовании 38
o 2.2 Комитет Санкт-Петербурга по образованию 46
o 2.3 Начальное профессиональное образование в Санкт-Петербурге 49
• ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №35» ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 57
o 3.1 Законодательная и ведомственная подчиненность профессионального училища №35 57
o 3.2 Особенности нормативной регламентации деятельности профессионального училища №35 63
o 3.3 Проблемы взаимодействия профессионального училища №35 с органами государственного управления 75
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Как сделать, чтобы
образование соответствовало
Во-первых, образовательные структуры должны стать открытыми: необходимо научиться выявлять общественный заказ, строить на его основе собственные целеполагание и деятельность. А значит - формировать содержание, образовательный стандарт, требования к оценке качества совместно с гражданами, с общественными и профессиональными объединениями.
Во-вторых, в образовании должны быть созданы иные, чем раньше, механизмы распределения ресурсов, стимулирующие качество, учитывающие результаты образовательной деятельности. В некотором смысле для образовательных систем нужна конкурентная среда.
Начальное профессиональное образование - это одна из ступеней образовательной лестницы в РФ. Общая численность учащихся за последнее десятилетие снизилось на 17%. Это снижение носило регулярный характер в течение всего указанного периода. Уровень охвата молодежи определенных возрастных групп учреждениями начального профессионального образования также снизился. Число дипломированных выпускников снизилось более чем на одну треть. Последнее обстоятельство вызвано удлинением сроков обучения. В данных условиях актуальным вопросом становиться модернизация начального профессионального образования.
Модернизация начального профессионального образования понимается как процесс поэтапного приведения его в соответствие с новыми, современными требованиями под влиянием не столько внутренних противоречий, сколько внешних социально - экономических условий.
Управление модернизацией предполагает создание новых моделей взаимодействия субъектов образовательной политики на всех уровнях, направленных на переход системы начального профессионального образования в новое качественное состояние.
Сложный характер модернизации начального профессионального образования отражает характерную для РФ многомерность и вариативность, выраженную в огромных масштабах образовательного пространства страны и его социально-профессиональной стратификации, что требует выработки адекватной этому системы управления. В этих условиях объективно затруднено формирование общих целей федерального и национально-регионального содержания начального профессионального образования, оптимальной структуры федерального и региональных органов управления.
Определение целей и механизма модернизации развития системы начального профессионального образования не обеспечено достаточными фундаментальными научными исследованиями, что в значительной степени обуславливает имеющийся консерватизм и низкую эффективность многочисленных реформ в этой сфере предпринимавшихся в последнее десятилетие. Новые задачи часто решаются при помощи старого механизма управления, не позволяющего выйти за рамки «самодостаточности» системы начального профессионального образования, придать ей открытый характер, включить в процесс ее модернизации все государственные и гражданские институты, в том числе и работодателей.
Руководители органов управления и учреждений начального профессионального образования оставлены без четких стратегических прогнозов и практической ориентации в новых условиях противоречивой реальности, вынуждены в своей деятельности опираться лишь на прошлый опыт, формально-логические установки, лежащие на поверхности причинно-следственных связей. Такой подход не поднимается до поисков закономерностей, выявления глубинных причин системного кризиса управления начальным профессиональным образованием в новых условиях.
В то же время
модернизация начального профессионального
образования требует не только обновления
целей и содержания, но и создания
новых образовательных
Переориентация начального профессионального образования предполагает переподготовку преподавателей и мастеров, модернизацию оборудования, и улучшение уровня оплаты труда, для этого бюджетного финансирования не хватает и требуется привлечение внебюджетных средств. Чтобы дать учащимся профессиональные навыки при отсутствии возможности бесплатной стажировки на предприятиях, учебные заведения открывают производственные цеха, что позволяет и мастерам не потерять своей квалификации и создает дополнительный источник внебюджетного финансирования за счет реализации произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы образования: они дают молодёжи, для которой закрыта перспектива средней школы, шанс продолжить учёбу.
Таким образом,
сейчас начальное профессиональное
образование находится в
Следовательно, можно с уверенностью говорить о том, что российская система профессионального образования развивается и совершенствуется в русле мировых образовательных тенденций и процессов, являясь составной и неотъемлемой частью европейского образовательного пространства и общемировых интеграционных образовательных процессов.
В качестве рекомендаций по совершенствованию управления в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №35» приведем следующие.
Модернизация и совершенствование управления начальным профессиональным образованием сегодня предполагают достижение трех важнейших, взаимодополняющих целей: повышение его качества, эффективности и доступности.
Важным направлением
в совершенствовании управления
ГОУ НПО ПУ №35 должно стать привлечение
работодателей к выработке
Формы взаимодействий предприятий с ГОУ НПО ПУ №35 сегодня могут быть многообразны. Это организация практик и стажировок на предприятиях, наставничество на предприятиях, социальные программы для привлечения и удержания молодых специалистов, участие в составлении учебных программ и разработке квалификационных требований по специальностям, подготовка мастеров производственного обучения. Данные направления деятельности должны находить поддержку в Комитете образования Санкт-Петербурга.
Составляющей управления ГОУ НПО ПУ №35 может стать пересмотр инфраструктуры училища, как с точки зрения совершенствования его системы управления, штатного расписания и т.д., так и с точки зрения построения его хозяйственной структуры. Необходимо освободить образовательное учреждение от объектов, находящихся на их балансе, не связанных с образовательными целями (жилые дома, общежития, заселенные не обучающимися и т.д.).
Также важно
предоставление училищем образовательных
услуг путем реализации программ
различных уровней
Одновременно,
важно также создать
2. Закон РФ от 10 июля 1992 года «3266-1 «Об образовании» // Российская газета. - 1992. - №172.
3. Федеральный
закон от 22 августа 1996 года №125-ФЗ
«О высшем послевузовском
4. Федеральный закон от 03.10.06 № 174 «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 45. - Ст.4626.
5. Федеральный
закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ «Об
утверждении федеральной
6. Постановление
Правительства РФ от 17 июня 2004 года
№300 «Об утверждении положения
о Федеральной службе по
7. Постановлением
Правительства РФ от 31.03.2009 г. №
277 «Об утверждении Положения
о лицензировании
Информация о работе Государственное управление сферой образования