Государственное управление сферой образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в проведении анализа государственного управления сферой образования на примере государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35».
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1. выявить особенности законодательных и организационных основ управления сферой образования РФ;
2. охарактеризовать особенности управления образованием в Санкт-Петербурге;
3. проанализировать взаимодействие государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35» с органами государственного управления.

Содержание работы

• ВВЕДЕНИЕ 3
• ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8
o 1.1 Правовые аспекты управления сферой образования в РФ 8
o 1.2 Организационные аспекты управления сферой образования в РФ 19
o 1.3 Организация начального профессионального образования в современной России 31
• ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 38
o 2.1 Законы Санкт-Петербурга об образовании 38
o 2.2 Комитет Санкт-Петербурга по образованию 46
o 2.3 Начальное профессиональное образование в Санкт-Петербурге 49
• ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №35» ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 57
o 3.1 Законодательная и ведомственная подчиненность профессионального училища №35 57
o 3.2 Особенности нормативной регламентации деятельности профессионального училища №35 63
o 3.3 Проблемы взаимодействия профессионального училища №35 с органами государственного управления 75
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

Основное следствие  кризиса - кадровый голод на предприятиях. В условиях экономического подъема  чувствуется острая нехватка специалистов технического профиля, не говоря уже  о квалифицированных рабочих. Рынок  труда наводнен посредственными  юристами и экономистами.

Среди ключевых проблем взаимодействия ГОУ НПО  ПУ №35 с органами государственного управления следует назвать:

Ш Несоответствие предлагаемых ГОУ НПО ПУ №35 перечней специальностей и программ потребностям экономики.

Ш Устарелый  парк учебной техники и материально-технического обеспечения образовательного процесса в целом.

Ш Слабость трансляции лучшего опыта между учреждениями начального профессионального образования.

Ш Фактическое  разрушение системы повышения квалификации педагогов, нехватка квалифицированных кадров.

В качестве решения  целого ряда проблем во взаимодействии ГОУ НПО ПУ №35 и органов власти следует указать партнерство  образования, государства и бизнеса  в деле модернизации начального профобразования

В мировой практике есть целый ряд независимых механизмов оценки качества профобразования: это и профессиональные стандарты, разрабатываемые работодателями, и общие и предметные тесты, проводимые независимыми компаниями (GRE, GMAT, TOEFL, профессиональные тесты для юристов, бухгалтеров, финансистов), и исследования кадровыми агентствами карьерных достижений выпускников. Поэтому одно из решений проблемы - привлечение работодателей к выработке нового содержания образования, к участию в финансировании и техническом оснащении образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретных производств.

Формы взаимодействий предприятий с ГОУ НПО ПУ №35 сегодня могут быть многообразны. Это организация практик и  стажировок на предприятиях (90%), наставничество на предприятиях (58%), социальные программы для привлечения (35%) и удержания (30%) молодых специалистов, участие в составлении учебных программ (24%) и разработке квалификационных требований по специальностям (24%), подготовка мастеров производственного обучения (22%).

Важной составляющей управления ГОУ НПО ПУ №35 может стать также пересмотр инфраструктуры училища, как с точки зрения совершенствования его системы управления, штатного расписания и т.д., так и с точки зрения построения его хозяйственной структуры. Необходимо освободить образовательное учреждение от объектов, находящихся на их балансе, не связанных с образовательными целями (жилые дома, общежития, заселенные не обучающимися и т.д.).

Также важно  предоставление училищем образовательных  услуг путем реализации программ различных уровней профессионального образования, включая программы повышения квалификации и переподготовки, что позволит существенно сократить затраты на содержание училища, увеличив при этом доступность образования для различных категорий населения Создание условий для реализации программ общего и профессионального образования позволит расширить совокупность различных категорий населения обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Так, наряду с традиционными выпускниками 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ в многоуровневом образовательном учреждении возможно обучение дошкольников и школьников, включая «профильных» школьников старшей ступени, детей и молодежь с ограниченными возможностями здоровья, мигрантов, а также взрослого и незанятого населения. .

Одновременно, также создать оптимальные условия  для реализации интегрированных  программ профессионального образования  и, следовательно, сократить сроки  обучения. А в последнем - крайне заинтересованы работодатели, учащиеся и их родители.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говоря о  необходимости государственного управления в сфере образования, мы подчеркиваем общественную значимость, сохранения и выполнения государством этой социокультурной  функции. В соответствии с современными взглядами на теорию функций государства функция развития культуры, науки и образования называется в числе внутренних функций государства - она сложилась вместо ранее осуществляемой культурно-воспитательной функции. При этом социальная деятельность государства, охрана им прав и свобод граждан относятся к его основным функциям, а управление образованием дополнительно выделяется в составе так называемых неосновных функций государства.

Управленческие  отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности образовательных  учреждений, - и горизонтальные, и вертикальные, это одновременно отношения и субординации, и равноправного партнерства, причем зачастую - между одними и теми же участниками образовательного процесса. Отсюда - своеобразный метод правового регулирования и комплексная отрасль права, именуемая образовательной.

Как сделать, чтобы  образование соответствовало динамично  меняющимся запросам общества? Единожды обновить содержание и увеличить  объем выделяемых средств недостаточно. Нужно запустить механизмы самообновления, саморазвития образования, обеспечить системные изменения.

Во-первых, образовательные  структуры должны стать открытыми: необходимо научиться выявлять общественный заказ, строить на его основе собственные  целеполагание и деятельность. А  значит - формировать содержание, образовательный стандарт, требования к оценке качества совместно с гражданами, с общественными и профессиональными объединениями.

Во-вторых, в  образовании должны быть созданы  иные, чем раньше, механизмы распределения  ресурсов, стимулирующие качество, учитывающие результаты образовательной деятельности. В некотором смысле для образовательных систем нужна конкурентная среда.

Начальное профессиональное образование - это одна из ступеней образовательной лестницы в РФ. Общая  численность учащихся за последнее  десятилетие снизилось на 17%. Это снижение носило регулярный характер в течение всего указанного периода. Уровень охвата молодежи определенных возрастных групп учреждениями начального профессионального образования также снизился. Число дипломированных выпускников снизилось более чем на одну треть. Последнее обстоятельство вызвано удлинением сроков обучения. В данных условиях актуальным вопросом становиться модернизация начального профессионального образования.

Модернизация  начального профессионального образования  понимается как процесс поэтапного приведения его в соответствие с новыми, современными требованиями под влиянием не столько внутренних противоречий, сколько внешних социально - экономических условий.

Управление  модернизацией предполагает создание новых моделей взаимодействия субъектов образовательной политики на всех уровнях, направленных на переход системы начального профессионального образования в новое качественное состояние.

Сложный характер модернизации начального профессионального  образования отражает характерную для РФ многомерность и вариативность, выраженную в огромных масштабах образовательного пространства страны и его социально-профессиональной стратификации, что требует выработки адекватной этому системы управления. В этих условиях объективно затруднено формирование общих целей федерального и национально-регионального содержания начального профессионального образования, оптимальной структуры федерального и региональных органов управления.

Определение целей  и механизма модернизации развития системы начального профессионального образования не обеспечено достаточными фундаментальными научными исследованиями, что в значительной степени обуславливает имеющийся консерватизм и низкую эффективность многочисленных реформ в этой сфере предпринимавшихся в последнее десятилетие. Новые задачи часто решаются при помощи старого механизма управления, не позволяющего выйти за рамки «самодостаточности» системы начального профессионального образования, придать ей открытый характер, включить в процесс ее модернизации все государственные и гражданские институты, в том числе и работодателей.

Руководители  органов управления и учреждений начального профессионального образования  оставлены без четких стратегических прогнозов и практической ориентации в новых условиях противоречивой реальности, вынуждены в своей деятельности опираться лишь на прошлый опыт, формально-логические установки, лежащие на поверхности причинно-следственных связей. Такой подход не поднимается до поисков закономерностей, выявления глубинных причин системного кризиса управления начальным профессиональным образованием в новых условиях.

В то же время  модернизация начального профессионального  образования требует не только обновления целей и содержания, но и создания новых образовательных институтов и механизмов управления, нередко не имеющих аналогов в прошлом. Возрастает необходимость научного сопровождения этой ключевой проблемы на всех уровнях, конструктивного использования зарубежного и российского опыта, прогноза и обоснования стратегии отбора и стимулирования прогрессивных инноваций.

Переориентация  начального профессионального образования  предполагает переподготовку преподавателей и мастеров, модернизацию оборудования, и улучшение уровня оплаты труда, для этого бюджетного финансирования не хватает и требуется привлечение внебюджетных средств. Чтобы дать учащимся профессиональные навыки при отсутствии возможности бесплатной стажировки на предприятиях, учебные заведения открывают производственные цеха, что позволяет и мастерам не потерять своей квалификации и создает дополнительный источник внебюджетного финансирования за счет реализации произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы  образования: они дают молодёжи, для  которой закрыта перспектива средней школы, шанс продолжить учёбу.

Таким образом, сейчас начальное профессиональное образование находится в определенном смысле на переломе, когда возможны кардинальные изменения по его реформированию, в результате которых обучающиеся смогут получать такое образование, которое будет способствовать их успешности в жизни, а значит, будет сильным и конкурентоспособным государство.

Следовательно, можно с уверенностью говорить о  том, что российская система профессионального  образования развивается и совершенствуется в русле мировых образовательных тенденций и процессов, являясь составной и неотъемлемой частью европейского образовательного пространства и общемировых интеграционных образовательных процессов.

В качестве рекомендаций по совершенствованию управления в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №35» приведем следующие.

Модернизация  и совершенствование управления начальным профессиональным образованием сегодня предполагают достижение трех важнейших, взаимодополняющих целей: повышение его качества, эффективности и доступности.

Важным направлением в совершенствовании управления ГОУ НПО ПУ №35 должно стать привлечение  работодателей к выработке нового содержания образования, к участию в финансировании и техническом оснащении образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретных производств.

Формы взаимодействий предприятий с ГОУ НПО ПУ №35 сегодня могут быть многообразны. Это организация практик и  стажировок на предприятиях, наставничество на предприятиях, социальные программы для привлечения и удержания молодых специалистов, участие в составлении учебных программ и разработке квалификационных требований по специальностям, подготовка мастеров производственного обучения. Данные направления деятельности должны находить поддержку в Комитете образования Санкт-Петербурга.

Составляющей  управления ГОУ НПО ПУ №35 может  стать пересмотр инфраструктуры училища, как с точки зрения совершенствования  его системы управления, штатного расписания и т.д., так и с точки зрения построения его хозяйственной структуры. Необходимо освободить образовательное учреждение от объектов, находящихся на их балансе, не связанных с образовательными целями (жилые дома, общежития, заселенные не обучающимися и т.д.).

Также важно  предоставление училищем образовательных  услуг путем реализации программ различных уровней профессионального  образования, включая программы  повышения квалификации и переподготовки, что позволит существенно сократить  затраты на содержание училища, увеличив при этом доступность образования для различных категорий населения.

Одновременно, важно также создать оптимальные  условия для реализации интегрированных  программ профессионального образования  и, следовательно, сократить сроки  обучения. А в последнем - крайне заинтересованы работодатели, учащиеся и их родители.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция  Российской Федерации. (В последней  редакции от 19 января 2009 г.) // Российская  газета. - 21 января 2009 г. № 7 (4831).

2. Закон РФ  от 10 июля 1992 года «3266-1 «Об образовании» // Российская газета. - 1992. - №172.

3. Федеральный  закон от 22 августа 1996 года №125-ФЗ  «О высшем послевузовском профессиональном  образовании» // Собрание законодательства  РФ. - 1996. - №35. - Ст. 4135.

4. Федеральный  закон от 03.10.06 № 174 «Об автономных  учреждениях» // Собрание законодательства  РФ. - 2006. - № 45. - Ст.4626.

5. Федеральный  закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ «Об  утверждении федеральной программы  развития образования» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N16. - Ст.1639.

6. Постановление  Правительства РФ от 17 июня 2004 года  №300 «Об утверждении положения  о Федеральной службе по надзору  в сфере образования и науки» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №26. - Ст.2670.

7. Постановлением  Правительства РФ от 31.03.2009 г. №  277 «Об утверждении Положения  о лицензировании образовательной  деятельности»

Информация о работе Государственное управление сферой образования