Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:30, реферат
Понятие «административная реформа» впервые прозвучало в Послании 2001 г., в котором было четко обозначено: «Мы должны начать подготовку к административной реформе». При этом в качестве основной была поставлена следующая задача: «...пересмотреть не только и не столько структуру и штаты, но главным образом - функции органов власти»1.
Главный вопрос любой административной реформы – целевое изменение власти как важнейшего института государства, наиболее полно воплощающего саму идею государственности.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: менеджмент в государственных организациях
1.Административная реформа как комплекс мероприятий современной модели государственного управления.........................................3
2. Государственный менеджмент - новая трактовка государственного управления.............................................................................................................15
3. Особенности административного менеджмента в государственных организациях………………………………………………….…………………24
В рамках направления, касающегося оптимизации функций органов исполнительной власти, проведена инвентаризация состава государственных услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти, которые имеют непосредственное отношение к гражданам и бизнесу. Согласно проведенному анализу, существует более 800 таких услуг (функций) на федеральном уровне. Это услуги, получаемые по запросу (справка, лицензия, разрешение), и контрольно-надзорные функции. В федеральном законодательстве определено около 120 типовых региональных и 80 типовых муниципальных услуг (функций).12
В рамках направления, касающегося размещения государственного и муниципального заказа, принят Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В указанном Федеральном законе предусмотрены открытые и гласные процедуры размещения заказа и созданы некоторые механизмы для развития конкуренции в сфере государственного и муниципального заказов.
Информация о заказе размещается на официальных сайтах в сети Интернет. С 1 января 2011 г. начал функционировать единый общероссийский сайт для размещения информации о заказе для государственных и муниципальных нужд. В течение 2009 и 2010 годов широкое применение получили электронные торги при размещении заказа. С 1 января 2011 г. все аукционы проводились в электронной форме на электронных торговых площадках.13
В рамках направления, касающегося противодействия коррупции, за последние годы на федеральном уровне сформирована нормативная правовая база, которая позволила продвинуться в создании нормативных предпосылок для пресечения и ограничения проявлений коррупции.
С учетом проведенной работы была разработана Концепцию снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и план мероприятий по реализации Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы.14
Целями настоящей Концепции являются:
- снижение административных барьеров;
- повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по следующим направлениям:
- реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;
- оптимизация механизмов
осуществления функций органов
исполнительной власти и
- совершенствование
разрешительной и контрольно-
- развитие механизмов,
направленных на управление
За последнее 10-летие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков - административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство и бюджетная реформа. Объектом реформирования должен стать государственный сектор со всеми его компонентами - государственной службой, финансами, системой управления и информационными ресурсами.
В целях формирования информационного общества распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р утверждена государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", определившая ряд приоритетных мероприятий, необходимых для:
- повышения качества
и доступности предоставляемых
государственных и
- перехода к новой
форме организации
Однако мероприятия указанной государственной программы не могут быть реализованы без решения нормативных и организационных задач настоящей Концепции, объединенных по следующим направлениям:
- оптимизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий;
- обеспечение открытости
и доступности информации о
деятельности органов
- формирование реестров
государственных и
В целях совершенствования системы государственной службы Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 утверждена федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" (далее - федеральная программа).
Целью федеральной программы является создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.17
Таким образом, реформирование системы государственного управления в России в настоящее время предполагает включение субъектов РФ в проведение административной реформы по таким основным направлениям, как:
- упорядочение полномочий органов исполнительной власти;
- разработка административных регламентов;
- регулирование процедур оказания публичных услуг;
- противодействие коррупции.
2. 2. Государственный менеджмент - новая трактовка государственного управления
Переход от государственного управления к государственному менеджменту означает уход от традиционного институционального подхода в сторону изучения реально действующих процедур управления с использованием современных средств анализа управленческих решений и практики их реализации через конкретные программы (как государственные, так и в сфере бизнеса).
Государственный менеджмент как новая трактовка государственного управления возник в 70-е годы прошлого века вместе с развитием школы государственной политики. Он начался с акцента на важность окружения и стратегии высших должностных лиц. Он заимствовал из бизнес школ метод ситуационного анализа (“case studies”) как основной в исследовании управленческих процессов и обучении менеджменту.
Во многих исследованиях подчеркивается, что позитивные возможности государства определяются не его силой, а способностью создавать и поддерживать «сетевые структуры», в рамках которых оно совместно с частными групповыми интересами вырабатывает и реализует эффективную, согласованную и целенаправленную систему управления. Тем самым, государственный менеджмент означает уход от традиционного институционального подхода в сторону изучения реально действующих процедур управления с использованием современных средств анализа управленческих решений и практики их реализации через конкретные программы. Современные исследователи государственного управления сосредотачиваются на изучении коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций, поскольку именно в этой сфере принимаются собственно реальные решения и осуществляются управленческие функции. 18
Целевая установка менеджеризма состоит в переходе от бюрократического к предпринимательскому поведению в государственных организациях, что включает, прежде всего, изменение мотивации руководителей и сотрудников государственных организаций, а также выборных должностных лиц.
Согласно менеджеризму государственный аппарат управления разрастается и становится таким неповоротливым не потому, что те, кто там работает, этого хотят, но потому, что основные мотивы, действующие в бюрократии, буквально вынуждают к этому. Например, большинство государственных программ – это монополии, чьи клиенты не могут пойти в другое место, чтобы получить лучшую услугу. Отсюда требование изменить государственные программы путем усиления внимания к обслуживанию клиентов, самостоятельности сотрудников, выборочной конкуренции и административному дерегулированию. С точки зрения этого подхода к менеджменту в государственном секторе, государственное управление не обязательно должно быть бюрократическим, формалистичным, ориентированным на контрольные функции и косным. 19
Самым важным концептуальным вызовом последнего времени для бюрократической парадигмы является мнение о том, что государственные организации должны быть ведомы клиентом, и ориентированы на оказываемые услуги. При условии, что рассуждения о клиентах и услугах снабжены анализом использования этих понятий в других обстоятельствах, они (рассуждения) помогают управляющим вырабатывать альтернативные решения для конкретных проблем, которые они считают заслуживающими внимания. Менеджеризм открыто выступил против традиционных веберовских идей об организациях и о том, как они должны функционировать. Его основные постулаты можно свести к следующим пяти основным положениям (см. рисунок 3). 20
Ориентация на клиента, включая расширение зоны ответственности госучреждений за счет новых сфер потребностей граждан, не входивших ранее в зону ответственности государства. Государственные организации переделывают свои основные операции, чтобы удовлетворять нужды клиентов. И они используют динамику рынка, то есть конкуренцию и выбор клиента, чтобы создать стимул для сотрудников думать прежде всего о клиенте.
Рисунок 3 Основные положения менеджеризма
Рыночная оценка деятельности госструктур, когда они отвечают не за выполнение правил, а за достижение результатов. Они модернизируют бюджет, персонал, систему поставок, давая организациям свободу выполнять свои задачи. Они переориентируют системы контроля таким образом, чтобы решить проблему, а не наказать тех, кто делает ошибки. Они удаляют ненужные положения, которые мешают инновациям. Они отменяют регулирование тех организаций, которые материально зависят от них, такие, как низшие уровни государственного управления. Персональная ответственность за качество работы устанавливается через оценку результатов деятельности путем сопоставления с затратами или другими критериями.
Приватизация многих направлений деятельности государственных агентств, когда государственные функции передаются частным организациям, обычно по контракту. На протяжении последнего десятилетия некоторые страны испытывали определенные трудности при внедрении методов приватизации государственных услуг, когда частная монополия могла стать даже хуже, чем государственная.
Децентрализация управления, что выражается в активизации деятельности местных органов, а также в повышении масштабов использования потенциала негосударственных институтов для обеспечения выполнения целей государственной политики. Кроме того, наделяются властью те, кто работает в первых рядах, чтобы они принимали собственные решения и разрешали больше возникающих у них проблем. Сокращая штат и наделяя сотрудников низового уровня полномочиями, государственный менеджмент заставляет организации отвечать за достижение результатов.
Расширение спектра методов, которые могут применяться для эффективного управления. Благодаря этой концепции в практике государственного управления появился такой инструмент менеджмента как стратегическое планирование. В 70-80-е годы прошлого века в государственном управлении стали использоваться такие методы, как политический анализ, программы решения приоритетных задач, контроль за исполнением отчетности, финансовое управление и электронная обработка данных, т.е. методы частного сектора, направленные на сокращение издержек и контроль за расходами. 21
Государственный менеджмент сфокусирован на улучшении организационной эффективности, что включает следующее:
- поддержка дискуссий по пригодности программ и целей между соответствующими агентствами и министерствами, перед которыми они отчитываются;
- сравнение в
процессе внедрения новых
- обеспечение информации
для мониторинга и оценки
- изучение затрат
и результатов на основе четко
определенных бюджетных
- сравнение эффективности
близких по характеру
Вместе с тем, одновременно с развитием и распространением идей государственного менежмента возникли и довольно основательные возражения рекомендациям развивать конкуренцию между государственными учреждениями, поскольку наряду с ее стимулирующим эффектом есть и определенные отрицательные последствия, вытекающие из отличий государственных и коммерческих организаций.
Информация о работе Государственное управление-менеджмент в государственных предприятиях