Государственный контроль в сфере управления, его виды и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности, содержания и формы государственного контроля и надзора.
Для достижения установленной цели, были поставлены следующие задачи:
– определить понятие терминов контроля и надзора.
– изучить контрольно - надзорную функцию в сфере реализации государственного управления.
– изучить организационно правовые формы в сфере реализации государственного контроля и надзора.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 Государственный контроль и его виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Государственный контроль. Понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Соотношение контроля и надзора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ГЛАВА 2 Организация государственного управления. . . . . . . . . . . . . . 23
2.1 Управление в области безопасности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2 Управление в области юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Файлы: 1 файл

Казанский филиал.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

Казанский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Административное  право»

ТЕМА: «Государственный контроль в сфере управления, его виды и особенности»

 

 

 

 

                                                                          

                        Выполнил: студент 2 курса 

 группы П-102

Хисамутдинов Т. М.

 

Проверил: к.ю.н., старший преподаватель

Вайман Аркадий Борисович

 

 

Казань 2012

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ГЛАВА 1 Государственный контроль и его виды. . . . . . . . . . . . . . . . . .  5

1.1 Государственный контроль. Понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . .  5

1.2 Соотношение контроля и надзора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20  

ГЛАВА 2 Организация государственного управления. . . . . . . . . . . . . .   23

2.1 Управление в области  безопасности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

2.2 Управление в области юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного существования, в Российской Федерации, все большее  значение приобретает  эффективное  функционирование контроля и надзора, как элемента управляющего воздействия, направленное на регулирование отношений  всех сфер жизни государства и  общества. Реализация контроля и надзора  содействуют проходящим в стране любого рода преобразованиям и придают  им необходимую динамику в развитии. Также являются одним из важнейших  факторов укрепления демократизма, становления  правового государства и развития гражданского общества.

Государственное управление, либо управление в целом, не может  осуществляться без взаимозаменяемого  его контроля и надзора, ибо эффективное  управление – есть искусство грамотного контроля. Тем более это так  актуально для государства, взявшего курс на радикальное переустройство общества, которое в итоге, должно позволить ему перейти к принципиально  новому этапу экономических отношений, а следовательно и к необходимости  усиления внимания к контролю и надзору  за реализацией преобразований, и  чем последовательнее это внимание, тем стабильнее будет функционирование государства, а в его рамках достойное  развитие общества.

Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью изучения контроля и надзора, как  одного из методов государственного управления, поскольку грамотная  контрольно- надзорная деятельность обеспечивает стабильность государства, его плодотворное функционирование.

Объектом исследования является общественные отношения возникающие  в процессе осуществления государственного контроля и надзора.

Предметом исследования является организация и нормативно правовое регулирование, в рамках государственного контроля и надзора.

Работа посвящена исследованию государственного контроля и надзора.

Целью работы является изучение сущности, содержания и формы государственного контроля и надзора.

Для достижения установленной  цели, были поставлены следующие задачи:

–       определить понятие терминов контроля и надзора.

–       изучить  контрольно - надзорную функцию в  сфере реализации государственного управления.

–       изучить  организационно правовые формы в  сфере реализации государственного контроля и надзора.

Методологическую основу исследования составляет обработка  и анализ научной учебной литературы, в области государственного контроля и надзора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Государственный  контроль и его виды

1.1 Государственный контроль. Понятие и виды.

Исходя из установленного Конституцией РФ разделения государственной  власти на самостоятельные ветви, а  также разграничения предметов  ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами,  различаются  следующие виды государственного контроля: президентский контроль; контроль органов  законодательной власти; контроль органов  исполнительной власти; судебный контроль.

Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и  экономного расходования средств, поддержание  стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного  регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Достижение целей и  соблюдение принципов контроля не предполагают образования какого-то единого и  всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия в отношении органов исполнительной власти установлены законодательством  отдельно по каждому виду государственному контроля.1

Президентский контроль

Контрольные полномочия Президента РФ в отношении органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в  том, что согласно ч. 3 ст. 80 Конституции  РФ он определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства , претворение которой в жизнь  возлагается на соответствующие  органы исполнительной власти.

Он осуществляет контрольные  полномочия при формировании Правительства  и других федеральных органов  исполнительной власти, а кроме того, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных  Сил.

Президент имеет возможность  осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и  других органов исполнительной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Правительства, руководить деятельностью федеральных органов  исполнительной власти, ведающих вопросами  обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности РФ.

Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов  исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам  и указам Президента. Президент в  определенных законодательством случаях  вправе приостанавливать действие актов  высшего должностного лица(руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральным законом  "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены полномочия Президента по обеспечению законности в случаях, когда этими органами принимаются нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Если эти нарушения законности своевременно не устраняются, Президент в зависимости от фактических обстоятельств и в порядке, установленном названным Законом, выносит предупреждение  законодательному(представительному) органу или вносит в Государственную Думу проект федерального закона о его роспуске, выносит предупреждение высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта РФ или отрешает его от должности. По представлению Президента РФ законодательными органами субъектов РФ наделяются полномочиями высшие должностные лица(руководители высшего исполнительного органа) субъекта РФ.

Контроль в сфере исполнительной власти Президент РФ осуществляет лично  и через соответствующие президентские  структуры, прежде всего Администрацию  Президента.

Контрольное управление как  подразделение Администрации Президента:

1)организует систематический  контроль и проверку деятельности  федеральных органов исполнительной  власти, подразделений Администрации,  органов исполнительной власти  субъектов РФ, организаций и их  руководителей;

2)при осуществлении проверки  координирует деятельность органов  контроля и надзора федеральных  органов исполнительной власти  и их подразделений в субъектах  РФ;

3)по результатам проверок  вносит Президенту предложения  о совершенствовании деятельности  федеральных органов исполнительной  власти, а в необходимых случаях  направляет в органы прокуратуры,  внутренних дел, Федеральной службы  безопасности и другие органы  исполнительной власти материалы  о выявленных нарушениях.

Контрольному управлению поручено регулярно проводить проверки хода исполнения поручений Президента органами исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, вносить  представления о привлечении  должностных лиц, виновных в несвоевременном  или ненадлежащем исполнении поручений  главы государства, к дисциплинарной ответственности, вплоть до отрешения  от должности.

Главные направления деятельности этого Управления- обеспечение президентского контроля за деятельностью федеральных  министерств и иных федеральных  исполнительной власти, в том числе  внешнеэкономической деятельностью; ходом экономических реформ и  выполнением государственных программ; использованием государственных средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и  Правительства, имеющих социальную направленность.

Важную роль в осуществлении  президентского контроля играют полномочные  представители Президента РФ в федеральных  округах. Полномочный представитель  осуществляет свою деятельность по поручению  Президента в целях обеспечения  реализации главой государства его  конституционных полномочий. Полномочный  представитель Президента РФ вправе запрашивать и получать необходимые  сведения, документы и материалы  от федеральных и региональных органов  власти, участвовать в работе органов  исполнительной власти региона и  др.Посредством института полномочного представительства обеспечивается дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в регионах за выполнением  федеральных законов, указов и распоряжений Президента. По результатам контроля полномочный представитель готовит  и представляет Президенту аналитические  и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах  в соответствующем регионе и  вносит ему свои предложения. Так, полномочный  представитель может вносить  Президенту РФ предложения о приостановлении  действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам  или нарушают права и свободы  человека и гражданина. Полномочный  представитель Президента РФ также  вносит в Контрольное управление, соответствующим федеральным органам  исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов РФ представления  в случае нарушения, неисполнения или  ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда.

Полномочный представитель  является федеральным государственным  служащим и входит в состав Администрации  Президента, назначается на должность  и освобождается от должности  Президентом РФ.

Контроль органов законодательной  власти.

Этот вид контроля регламентирован  Конституцией РФ(ст. 102, 103)

Существует механизм контроля со стороны Федерального Собрания за соответствием указов Президента РФ Конституции и законам РФ. Так, Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного  положения, а также за решением Президентом  вопроса о возможности использования  Вооруженных Сил за пределами  территории РФ(ст. 102 Конституции РФ).

К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере  исполнительной власти, указанных в  ст. 103 Конституции РФ, относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса  о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для  отрешения его от должности в  случаях, предусмотренных в ст. 93 Конституции РФ. На основании ст. 103 Конституции РФ Председатель Центрального банка РФ и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  назначаются и освобождаются  от должности Государственной Думой.

Одной из наиболее важных форм контроля за исполнительной властью  является рассмотрение и утверждение  парламентом России представляемого  Правительством бюджета Российской Федерации - основного социально-экономического закона страны - и отчета о его  исполнении.

Контрольные полномочия Федерального Собрания выражаются и в том, что  назначение и отзыв дипломатических  представителей РФ в иностранных  государствах и международных организациях осуществляются Президентом после  консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания (п. "м"  ст. 83 Конституции РФ).

Формой контроля за деятельностью  органов исполнительной власти является также запрос депутата или группы депутатов Совета Федерации, Государственной  Думы Правительству страны, руководителем  федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию  этих органов.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета  Совет Федерации и Государственная  Дума образуют Счетную палату РФ, состав и порядок деятельности которой  определен Федеральным законом  от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ.

Информация о работе Государственный контроль в сфере управления, его виды и особенности