Государственный контроль в сфере управления, его виды и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности, содержания и формы государственного контроля и надзора.
Для достижения установленной цели, были поставлены следующие задачи:
– определить понятие терминов контроля и надзора.
– изучить контрольно - надзорную функцию в сфере реализации государственного управления.
– изучить организационно правовые формы в сфере реализации государственного контроля и надзора.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 Государственный контроль и его виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Государственный контроль. Понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Соотношение контроля и надзора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ГЛАВА 2 Организация государственного управления. . . . . . . . . . . . . . 23
2.1 Управление в области безопасности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2 Управление в области юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Файлы: 1 файл

Казанский филиал.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

Задачами Счетной палаты являются:

1)организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  внебюджетных фондов по объемам,  структуре и целевому назначению; определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

2)оценка обоснованности  доходных и расходных статей  проектов федерального бюджета  и бюджетов внебюджетных фондов;

3)финансовая экспертиза  проектов федеральных законов  и нормативных правовых актов  федеральных органов государственной  власти;

4)анализ отклонений от  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений  по их устранению и совершенствованию  бюджетного процесса в целом;

5)контроль за законностью  и своевременностью движения  средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных  фондов в Центральном банке  РФ и иных финансово-кредитных  учреждениях;

6)регулярное представление  Президенту РФ, Совету Федерации  и Государственной Думе информации  о ходе исполнения федерального  бюджета.

Контрольные полномочия Счетной  палаты распространяются не только на государственные органы (в том  числе их аппараты) и учреждения, но и на органы местного самоуправления и вообще на все организации и  объединения вне зависимости  от видов организационной подчиненности  и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную  собственность либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества.

Счетная палата проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия. Проверяемые организации обязаны  обеспечивать условия для этого  и предоставлять все необходимые  документы и информацию о расходовании бюджетных средств. В противном  случае виновны могут привлекаться к тому или иному виду юридической  ответственности. По результатам проверок Счетная палата направляет проверяемым  организациям представления, которые  должны быть рассмотрены в определенные сроки с уведомлением Счетной  палаты о принятых мерах. В случае выявления признаков преступлений материалы проверки передаются в  правоохранительные органы. Счетная  палата уполномочена также давать предписания  об устранении выявленных нарушений; предусмотрен механизм их обязательного исполнения и обжалования в судебном порядке.

Статьей 77 Конституции РФ установлено, что субъекты РФ сами образуют соответствующие органы государственной  власти. Эти органы наделены и соответствующими контрольными полномочиями по отношению  к органам исполнительной власти. Они значительны особенно в республиках, входящих в состав Российской Федерации. Конституциями республик определено, что представительные органы являются не только высшими законодательными, но и контрольными органами.

Контроль органов  исполнительной власти.

Функции государственного контроля осуществляют Правительство РФ, федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти, а также  органы исполнительной власти субъектов  РФ.

Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной  власти общей компетенции наделено широкими контрольными полномочиями в  отношении федеральных органов  исполнительной власти субъектов РФ. Согласно ст. 114 Конституции РФ и  Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" оно осуществляет меры по обеспечению  законности, прав и свобод граждан  и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами и указами Президента. Оно в  пределах своей компетенции организует исполнение федеральных конституционных  законов, федеральных законов, нормативных  указов Президента, международных договоров  РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Оно направляет в законодательные(представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов РФ проекты своих решений  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и её субъектов. Предложения этих органов по таким  проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для этих целей создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство вносит предложения  Президенту РФ о приостановлении  действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным  конституционным законам, федеральным  законам, международным обязательствам России или нарушении прав и свобод человека и гражданина.

Федеральные министерства и  иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой(надведомственный) и отраслевой(внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются  такие, основной деятельностью которых  является именно специализированный контроль, например Федеральная антимонопольная  служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная таможенная служба. Большинство  федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляет контроль по отраслям и сферам деятельности. Так в финансово-экономической  сфере контроль осуществляют Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ и некоторые другие исполнительные органы. Осуществление жесткого контроля за целевым использованием бюджетных  средств- одна из основных задач экономической  политики. В связи с этим министерствам  финансов, экономического развития и  Центральному банку РФ поручено ежеквартально  докладывать Правительству о  ходе выполнения федерального бюджета  и сконцентрировать свои усилия на финансовой стабилизации и укрепления курса рубля.

Для осуществления межотраслевых  контрольных функций создаются  также специализированные инспекции(например, Государственная жилищная инспекция ),специальные структурные подразделения  внутри федеральных органов исполнительной власти(например, ГИБДД).

Особенностью межотраслевого контроля федеральных органов исполнительной власти является то, что он осуществляется за определенными сферами(вопросами) деятельности не подчиненных им органов  и должностных лиц. Чаще всего  такой контроль касается только определенной функции или отдельной стороны  деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности  и форм собственности объектов управления.

Сферы(вопросы) управления, на которые распространяется межотраслевой  контроль, его пределы и юридические  последствия определены конкретными  положениями о соответствующих  органах и иными нормативными актами. Например, Федеральным законом  от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что государственный  экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном  Правительством РФ. Должностные лица этих органов наделены широкими контрольными полномочиями. В частности, они вправе посещать организации, объекты хозяйственной  и иной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, иными  материалами; проверять выполнение требований государственной экономической  экспертизы и вносить предложения  по её проведению; привлекать в установленном  порядке виновных лиц к административной ответственности.

Отраслевой(внутриведомственный) контроль в отличие от межотраслевого проводится органами одной отрасли  или сферы в отношении подчиненных  им органов и должностных лиц  по всем вопросам исполнительной и  распорядительной деятельности. При  этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры  осуществляют контроль в отношении  подчиненных(подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций- внутренний контроль за деятельностью  своих структурных подразделений и их должностных лиц. Отметим, что отраслевой контроль- непременная часть управляющего воздействия руководителей на своих подчиненных. Непосредственный руководитель, осуществляющий контроль за подчиненными структурами и лицами по всем вопросам их деятельности, вправе отменять или изменять их решения, вмешиваться в оперативную деятельность, наказывать виновных, принимать меры для исправления выявленных недостатков и устранения их причин.

В субъектах РФ контрольными полномочиями наделены их администрации, а также соответствующие министерства, управления и другие органы исполнительной власти. Объём их полномочий определен  федеральным законодательством, конституциями, уставами, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, используют разнообразные  методы. Они проводят ревизии и  проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных  лиц, проверяют сообщения печати и жалобы, акты управления.

Судебный контроль

Согласно ч.2 ст. 118 Конституции  РФ судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Федеральный  конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе  Российской Федерации" определяет виды, порядок создания и упразднение  судов, а также основные принципы их деятельности. Кроме ныне действующих  судов в субъектах РФ могут  учреждаться специализированные федеральные  суды по рассмотрению гражданских и  административных дел, конституционный (уставный) суд субъекта РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов  государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ, а также для  толкования конституции(устава) субъекта РФ. Мировые судьи рассматривают, кроме гражданских и административных дел, также уголовные дела, по которым предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы.

Вместе с тем судебную власть как одну из ветвей государственной  власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть- неотъемлемый элемент правового  государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого  и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Но, что не менее значимо, судебная власть- это ещё и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать  активное влияние на решения и  действия исполнительной власти.2

Наличие властных полномочий у судебной власти дает возможность  говорить о судебном контроле за исполнительной властью.

Судебный контроль за исполнительной властью в стране начал формироваться  в конце 1970-х гг. В современный  период возможность гражданам беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих  прав предоставлена Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы  граждан". Суду подконтрольны любые  действия(решения) любых управленческих структур, должностных лиц, если возникает  опасность ущемления ими законных интересов личности.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены Конституцией РФ и Федеральным конституционным  законом от 21 июля 1994 г. № 1- ФКЗ "О  Конституционном Суде Российской Федерации". Деятельность этого органа призвана служить укреплению основ конституционного строя России, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в  правотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции  РФ. Реализуя эти полномочия, суд  разрешает дела о соответствии Конституции  РФ, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и органов  исполнительной власти субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации и её субъектов, разрешает споры о  компетенции, включая споры между  органами исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, жалобы граждан. Возможно разрешение и других дел, связанных с конституционным  судебным контролем за актами органов  исполнительной власти и их должностных  лиц. Акты или их отдельные положения (нормы, статьи), противоречащие Конституции  РФ, признаются недействующими.

Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции  и законодательства, действующего на территории России, своим представлением может обратить на это внимание органов  исполнительной власти и должностных  лиц. Представление должно быть рассмотрено  субъектом, которому оно адресовано, но не позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный  Суд незамедлительно уведомляется о результате рассмотрения представления  и мерах по его реализации.

Решение Конституционного Суда РФ по спору о компетенции между  органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения  нормативных актов, определяющих компетенцию  этих органов.

Информация о работе Государственный контроль в сфере управления, его виды и особенности