Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:57, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности, содержания и формы государственного контроля и надзора.
Для достижения установленной цели, были поставлены следующие задачи:
– определить понятие терминов контроля и надзора.
– изучить контрольно - надзорную функцию в сфере реализации государственного управления.
– изучить организационно правовые формы в сфере реализации государственного контроля и надзора.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 Государственный контроль и его виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Государственный контроль. Понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Соотношение контроля и надзора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ГЛАВА 2 Организация государственного управления. . . . . . . . . . . . . . 23
2.1 Управление в области безопасности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2 Управление в области юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Задачами Счетной палаты являются:
1)организация и осуществление
контроля за своевременным
2)оценка обоснованности
доходных и расходных статей
проектов федерального бюджета
и бюджетов внебюджетных
3)финансовая экспертиза
проектов федеральных законов
и нормативных правовых актов
федеральных органов
4)анализ отклонений от
показателей федерального
5)контроль за законностью
и своевременностью движения
средств федерального бюджета
и средств федеральных
6)регулярное представление
Президенту РФ, Совету Федерации
и Государственной Думе
Контрольные полномочия Счетной
палаты распространяются не только на
государственные органы (в том
числе их аппараты) и учреждения,
но и на органы местного самоуправления
и вообще на все организации и
объединения вне зависимости
от видов организационной
Счетная палата проводит ревизии,
проверки и иные контрольные мероприятия.
Проверяемые организации
Статьей 77 Конституции РФ установлено, что субъекты РФ сами образуют соответствующие органы государственной власти. Эти органы наделены и соответствующими контрольными полномочиями по отношению к органам исполнительной власти. Они значительны особенно в республиках, входящих в состав Российской Федерации. Конституциями республик определено, что представительные органы являются не только высшими законодательными, но и контрольными органами.
Контроль органов исполнительной власти.
Функции государственного контроля осуществляют Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.
Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти общей компетенции наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ. Согласно ст. 114 Конституции РФ и Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами и указами Президента. Оно в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.
Правительство вправе отменять
акты федеральных органов
Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для этих целей создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.
Правительство вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Федеральные министерства и
иные федеральные органы исполнительной
власти могут осуществлять межотраслевой(
Для осуществления межотраслевых
контрольных функций создаются
также специализированные инспекции(например,
Государственная жилищная инспекция
),специальные структурные
Особенностью межотраслевого
контроля федеральных органов
Сферы(вопросы) управления, на которые распространяется межотраслевой контроль, его пределы и юридические последствия определены конкретными положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами. Например, Федеральным законом от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Должностные лица этих органов наделены широкими контрольными полномочиями. В частности, они вправе посещать организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, иными материалами; проверять выполнение требований государственной экономической экспертизы и вносить предложения по её проведению; привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности.
Отраслевой(
В субъектах РФ контрольными
полномочиями наделены их администрации,
а также соответствующие
Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, используют разнообразные методы. Они проводят ревизии и проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения печати и жалобы, акты управления.
Судебный контроль
Согласно ч.2 ст. 118 Конституции
РФ судебная власть осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства. Федеральный
конституционный закон от 31 декабря
1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе
Российской Федерации" определяет виды,
порядок создания и упразднение
судов, а также основные принципы
их деятельности. Кроме ныне действующих
судов в субъектах РФ могут
учреждаться специализированные федеральные
суды по рассмотрению гражданских и
административных дел, конституционный
(уставный) суд субъекта РФ для рассмотрения
вопросов соответствия законов субъекта
РФ, нормативных правовых актов органов
государственной власти субъекта РФ,
органов местного самоуправления конституции
(уставу) субъекта РФ, а также для
толкования конституции(устава) субъекта
РФ. Мировые судьи рассматривают,
кроме гражданских и
Вместе с тем судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть- неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Но, что не менее значимо, судебная власть- это ещё и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти.2
Наличие властных полномочий у судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью.
Судебный контроль за исполнительной
властью в стране начал формироваться
в конце 1970-х гг. В современный
период возможность гражданам
Контрольные полномочия Конституционного
Суда РФ в сфере исполнительной власти
и порядок их осуществления определены
Конституцией РФ и Федеральным конституционным
законом от 21 июля 1994 г. № 1- ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской Федерации".
Деятельность этого органа призвана
служить укреплению основ конституционного
строя России, защите основных прав
и свобод человека и гражданина,
утверждению начал законности в
правотворчестве и
Контрольные полномочия Конституционного
Суда РФ в сфере исполнительной власти
предусмотрены ст. 125 Конституции
РФ. Реализуя эти полномочия, суд
разрешает дела о соответствии Конституции
РФ, нормативных актов Президента
РФ, Правительства РФ и органов
исполнительной власти субъектов РФ,
изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов
Конституционный Суд, выявив
конкретные нарушения Конституции
и законодательства, действующего на
территории России, своим представлением
может обратить на это внимание органов
исполнительной власти и должностных
лиц. Представление должно быть рассмотрено
субъектом, которому оно адресовано,
но не позднее чем в месячный срок
со дня его получения; Конституционный
Суд незамедлительно
Решение Конституционного Суда РФ по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов.
Информация о работе Государственный контроль в сфере управления, его виды и особенности