Государственный контроль в сфере управления, его виды и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности, содержания и формы государственного контроля и надзора.
Для достижения установленной цели, были поставлены следующие задачи:
– определить понятие терминов контроля и надзора.
– изучить контрольно - надзорную функцию в сфере реализации государственного управления.
– изучить организационно правовые формы в сфере реализации государственного контроля и надзора.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 Государственный контроль и его виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Государственный контроль. Понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Соотношение контроля и надзора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ГЛАВА 2 Организация государственного управления. . . . . . . . . . . . . . 23
2.1 Управление в области безопасности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2 Управление в области юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Файлы: 1 файл

Казанский филиал.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

Толкование Конституции  РФ, данное Конституционным Судом  РФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан  и их объединений (ст. 106 названного Закона).

Согласно Конституции  РФ Конституционный суд действует  лишь по запросам и жалобам, он лишен  права начинать производство по делу по собственной инициативе. Поводом  к рассмотрению и разрешению дел  в Конституционном Суде РФ является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания, 1/5 членов Совета Федерации  или депутатов Государственной  Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и  исполнительной власти субъектов РФ. Жалобы граждан рассматриваются  в случаях нарушения их конституционных  прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью  органов исполнительной власти имеют  свои особенности. Основной задачей  судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная  же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных  дел, особенно о должностных преступлениях, суд исследует не только действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и  условия, способствовавшие возникновению  дела. За совершенное преступление виновный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или  иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. В нем обращается внимание соответствующего органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие  предупредительных мер. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его  и сообщить суду о принятых мерах.

При рассмотрении судами общей  юрисдикции гражданских дел, также  осуществляется контроль за деятельностью  органов исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке  гражданского судопроизводства, весьма широк. Это, например, дела о восстановлении на работе, о нарушении авторских  прав, о неправильной записи в книге  актов гражданского состояния и  др. При рассмотрении этих и других дел суд, кроме решения вопроса  по существу, изучает с позиций  закона правомерность действий соответствующих  органов исполнительной власти и  издаваемых ими правовых актов, тем  самым осуществляя контроль за их деятельностью. По этим и другим делам  судами могут выноситься решения, определения  или постановления. При необходимости  в них указывается, что суд, признавая  акты управления незаконными, отменяет или изменяет их.

По делам об административных правонарушениях (мелкое хулиганство, мелкое хищение, налоговые нарушения  и др.) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет  предусмотренные законом административные наказания. При необходимости суд  дает оценку неправомерным действиям  органа исполнительной власти и устраняет  допущенные нарушения (например, прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутренних дел).В  условиях рыночной экономики особую роль играет система арбитражных  судов. Этот вид правосудия позволяет  установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический  произвол чиновников, цивилизованно  осуществлять процесс банкротства, защитить интересы предпринимателей, акционеров.

Контроль за деятельностью  органов исполнительной власти арбитражные  суды осуществляют в специфической  форме на основе Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1- ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и АПК РФ.

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении, возникающих  в процессе предпринимательской  деятельности экономических споров, вытекающих из административных правоотношений. Порядок рассмотрения этих дел определен  АПК РФ. Содержанием контроля, осуществляемого  арбитражными судами, является проверка при разрешении перечисленных дел  соответствия актов и действия органов  исполнительной власти, их должностных  лиц требованиям законности и  принятие мер по устранению выявленных нарушений. Суд принимает решение  на основании действующего законодательства после всестороннего изучения всех доказательств по делу. Если в результате разрешения спора будут выявлены нарушения закона и иных нормативно- правовых актов со стороны органов  исполнительной власти и их должностных  лиц, арбитражный суд вправе вынести  частное определение в адрес  соответствующих органов, должностных  лиц. Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории страны. Принудительное исполнение решения, вступившего в  законную силу, осуществляется на основании  исполнительного листа, выдаваемого  соответствующим арбитражным судом. Немедленному исполнению подлежат решения  о незаконности актов государственных  органов. С 1997 г. начал активно действовать  институт судебных приставов. Таким  образом, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные  суды и мировые судьи, рассматривая ежегодно миллионы гражданских, уголовных  и административных дел, в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению законности в сфере  исполнительной власти.

1.2    Соотношение  контроля и надзора

Множество внимания уделяется изучению контролю и надзору. Много внимания уделяет в своих научных трудах исследованию государственного контроля и надзора М.С. Студеникина. По ее мнению, от организации контрольно надзорной деятельности во многом зависит поддержание законности, дисциплины и правопорядка.3 Исследуя понятия «контроль» и «надзор» М.С. Студеникина считает, что эти понятия следует различать по широте, охватываемой обследованием сферы деятельности, а также по специфике методов и правовых форм воздействия. Для контроля характерна та особенность, что он не ограничивается кругом вопросов, связанных с соблюдением обязательных предписаний - законов и других нормативных актов. Органы контроля интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия. Специфика административного надзора проявляется в ограничении пределов его компетенции проверкой только законности действия конкретного объекта. При этом, М.С. Студеникина, абсолютно верно замечает, что органов «чистого» административного надзора не существует, ибо в практической деятельности наблюдается сочетание элементов внешнего контроля и административного надзора, в связи с чем, весьма трудно в каждом конкретном случае отграничить, где именно кончается надзор и начинается контроль. М. С. Студеникина особо подчеркивает, что надзор - это суженный контроль, но суженный только в отношении своего приложения. Таким образом, можно сделать вывод, что М.С. Студеникина разграничивает понятия «административный надзор» и «административный контроль», опираясь на критерии проверки целесообразности и эффективности деятельности. Данная позиция, на мой взгляд, представляется весьма интересной. Вместе с тем она не полностью отражает цели контроля и надзора и не дает возможности четко разграничить эти понятия.

Можно сделать выводы о более четком понимании терминов контроль и надзор. Сущность контроля заключается в проверке соответствия результатов заданным параметрам, его целям, а содержание - в том, что уполномоченные органы и лица, используя организационно-правовые способы и средства, в рамках компетенции выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям и нормативно-правовым актам, поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, степень отклонения от поставленных целей, запланированных способов и результатов и непосредственно принимают меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных.

Выявлены следующие признаки контроля: оптимальность, непрерывность, оперативность, властность и другие: его цели: охрана конституционного строя, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение  эффективности государственного управления, поддержание стабильности государственного устройства, обеспечение соответствия издаваемых нормативно-правовых актов  Конституции РФ; функции: правоохраны, социальной превенции, воспитательная и некоторые другие.

Таким образом, контроль4 - это форма юридической деятельности, при которой управомоченные органы и лица в рамках контрольного производства, для получения юридически значимых результатов и оказания (обеспечения) регулирующего воздействия осуществляют на подконтрольных объектах сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний, соблюдении требований нормативных и правовых актов и непосредственно принимают меры по предупреждению и пресечению допущенных нарушений (отклонений) в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты прав и свобод граждан.

Сущность надзора5 заключается в обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законов в целях обеспечения верховенства закона и единства законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Причем это деятельность, основанная на принципах публичности, гласности, законности, независимости и др., имеющая свои функции и специфические признаки (особый субъектный состав; урегулированность процессуальными нормами; всегда государственная и властная и т.д.).

 Надзор в отличие  от контроля не содержит административных функций. Следовательно, надзор - это автономная форма юридической деятельности управомоченных субъектов, заключающаяся в совершении ими в соответствии со своей компетенцией юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах в строгом соответствии с законом конкретных юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами и должностными лицами в целях обеспечения и укрепления законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения прав и свобод граждан и охраняемых законом прав и интересов общества и государства.

Глава 2 Организация  государственного управления

2.1 Управление  в области безопасности

Безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и  внутренних угроз.

В соот. с Законом РФ "О  безопасности" к основным объектам безопасности относятся: личность- её права и свободы; общество- его  материальные и духовные ценности; государство - его конституционный  строй, суверенитет и территориальная  целостность.

Общее понятие безопасности находит свою конкретизацию в  Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

Согласно этой Концепции  под национальной безопасностью  РФ понимается безопасность её многонационального народа, как носителя суверенитета и единственного источника власти в России. В ней определены национальные интересы России - совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства  в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической  и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. При этом интересы личности состоят  в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина; интересы общества - в  упрочении демократии, в создании правового социального государства, в достижении и поддержании общественного  согласия, в духовном обновлении России; интересы государства - в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности  России, в политической, экономической  и социальной стабильности, в безусловном  обеспечении законности и поддержании  правопорядка, в развитии равноправного  и взаимовыгодного международного сотрудничества.

В тоже время состояние  отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной  власти и гражданского общества, коррумпированность общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштабов  терроризма и осложнение международных  отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В процессе управления в  области обеспечения национальной безопасности решаются следующие основные задачи: своевременное прогнозирование  и выявление внешних и внутренних угроз безопасности; реализация оперативных  и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации; обеспечение суверенитета и территориальной целостности  России, безопасности её пограничного пространства; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных  прав и свобод; обеспечение неукоснительного соблюдения российского законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, коммерческими  структурами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных  государств, направленной против России, и др.

Информация о работе Государственный контроль в сфере управления, его виды и особенности