Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 15:52, курсовая работа
В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия её структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
Введение
В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия её структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
Права и обязанности личности, о которых говорится в административно - правовых нормах, производны от конституционных норм и часто их конкретизируют. Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определённым категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, и др.
Именно обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений.
Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в сфере управления. Это означает, что совершенствование юридической регламентации положения граждан в качестве субъектов российского административного права объективно претендует на роль основного направления в развитии административного законодательства.
1. Понятие и элементы административно-правового статуса граждан
Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закреплённых административно-правовыми нормами.
Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах. Согласно Конституции - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на её территории всеми правами и свободами и «несёт равные обязанности», предусмотренные Конституцией.
В формировании и реализации составляющих административно-правового статуса граждан России, помимо Конституции Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:
-издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере;
-организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;
-помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты);
-осуществляют охрану прав и свобод граждан.
Большинство основных конституционных прав граждан нуждается в административно-правовом обеспечении. А если они не подкреплены административно-правовыми нормами, то зачастую становятся благими пожеланиями, красивыми обещаниями. Так, нормы Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", закрепив право граждан России на получение заграничного паспорта, процедуру его получения и ряд других вопросов, урегулировали административно-правовой механизм реализации конституционного права на выезд из России и въезд в неё. Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан России обращаться в государственные и муниципальные органы. Очевидно, что для реализации этого права нужен федеральный закон, закрепляющий порядок его осуществления.
Таким образом, административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.
Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре элемента.
Первый и самый большой объём прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В Российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, причём в данном статусе личности важное место занимают и нормы административного права.
Конституция РФ признаёт естественную природу прав и свобод человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17).
Среди провозглашённых в Конституции РФ основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20), на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).
Провозглашая права личности, Конституция РФ определяет для личности и определённые обязанности, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию
(ч. 2 ст. 34).
Вместе с тем Конституция РФ устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения прав личности только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Причём правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.
Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ. Как субъект административного права, каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.
Структура административно-правового статуса гражданина включает: 1) правовой статус личности, о чём речь шла выше; 2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.
Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), право на объединение (ч. 1 ст. 30), право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее, это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 36), и др. Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, например, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии, имени, отчества и др.
Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса — социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. Личности и гражданину для этого необходимы новые, дополнительные права и обязанности, т.е. сверх правового статуса личности и гражданина. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.
Четвёртый элемент административно-правового статуса гражданина можно назвать особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей.
Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причём для каждого особого статуса субъекта установлен определённый круг прав и обязанностей.
Итак, общий административно-правовой статус гражданина можно образно представить в виде «матрёшки», когда в статус человека (личности) входит статус гражданина, в него — социальный, а затем и самый маленький по объёму прав и обязанностей — особый статус. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что это единый статус, единый правовой комплекс прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Составными частями административно-правового статуса граждан являются административная правосубъектность, административные права, административные обязанности, административные гарантии и административная ответственность.
Административная правосубъектность включает три основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность); в-третьих, способность нести административную ответственность (деликтоспособность).
Административная правоспособность — это способность иметь права и обязанности, закреплённые нормами административного права. Она возникает с момента рождения человека (право на имя, на постановку в очередь на получение жилой площади, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами и др.) и прекращается с его смертью. Будучи в принципе равной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факторов. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на административную правоспособность даже такого признака, как национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации", принятого в апреле 1999 г. В частности, в нём закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на военную службу, им не предоставляются права на управление автобусами и т. д.
Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции России активно осуществляют административное правотворчество, административная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.
Таким образом, главные особенности административной правоспособности следующие: она регулируется нормами административного права, её содержание состоит в регламентации правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объёму.
Информация о работе Граждане как субъекты административного права