Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия её структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Право на жалобу является средством защиты прав и средст­вом укрепления законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного выражения мнений.

Согласно нормам Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в письменном обращении гражданина обязательно должны быть указаны его фамилия, имя и отчество и почтовый адрес, по которому будет направлен ответ, поставлены личная подпись гражданина и дата обращения.

Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение трёх дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Если обращение содержит вопросы, не входящие в компетенцию данного госоргана, органа местного самоуправления или должностного лица, оно направляется в соответствующий орган в течение семи дней со дня регистрации.

В случае, если решение поставленных в обращении вопросов находится в компетенции нескольких органов, копии обращения направляются в соответствующие органы также в течение семи дней со дня регистрации.

В случае, если для рассмотрения обращения необходимы документы и материалы, которыми располагает другой госорган или орган местного самоуправления, эти органы обязаны предоставить указанные документы и материалы по запросу органа или должностного лица, рассматривающего обращение гражданина, в течение 15-ти дней (это правило не распространяется на документы и материалы, содержащие государственную тайну или другую охраняемую законом тайну, для которых должен устанавливаться особый порядок предоставления).

Обращение гражданина в виде жалобы запрещается направлять в орган или должностному лицу, решение, действие или бездействие которых обжалуется.

Если рассмотрение жалобы в связи с этим обстоятельством невозможно, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение, действие или бездействие в суд.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения. Этот срок может быть продлён не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом гражданина, в случае необходимости получения документов и материалов из других органов, а также в других случаях, которые Закон определил как "исключительные".

Ответ на обращение не даётся, если в нём не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в таком обращении содержатся сведения о противоправном деянии, то оно направляется в соответствующий государственный орган. Ответ не дается также в случае, если текст обращения не поддаётся прочтению, о чём сообщается гражданину, если прочтению поддаются его фамилия и почтовый адрес.

Орган или должностное лицо, получившие обращение с нецензурными или оскорбительными выражениями либо с угрозами должностному лицу, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нём вопросов, сообщив гражданину о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу, и не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что обращения направлялись в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу. Гражданин уведомляется о таком решении.

Гражданину сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в обращении вопроса, если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Судебный порядок разрешения жалоб является надёжным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он – сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти – это административная юстиция или правосудие по административным делам.

В настоящее время нужно различать два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом РФ от 27.04.93 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции Закона от 14.12.95 № 197-ФЗ).

В соответствии с законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

-незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он -незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика (органа, объединения, должностного лица, государственного служащего). Закон предусматривает рассмотрение жалобы одним из двух судов по выбору заинтересованного лица. Следует отметить, что под местом нахождения ответчика подразумевается не место жительства последнего, а место его работы, службы во время совершения обжалуемого действия.

При решении вопроса о принятии жалобы к производству возможны три ситуации: положительное решение вопроса о принятии и возбуждении производства по делу, отказ в принятии жалобы, оставление её без движения.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд установлены следующие сроки:

        три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

        один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы, или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на неё письменный ответ.

Так как пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом, недопустим отказ в принятии жалобы по мотиву пропуска заявителем введенного законом срока для обращения в суд, даже если жалоба не содержит просьбы о восстановлении срока.

Установив обоснованность жалобы, суд признаёт обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применённые к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

 

 

 

 

Заключение

Последнее десятилетие характеризуется большим числом принятых законов. Очень важно оценить, как чувствует себя гражданин в этом правовом поле, выигрывает ли он от такого массива законодательных регуляторов, служит ли большое число законов показателем силы государства или, наоборот, в этом проявляется слабость власти. Ведь положительный эффект любого закона находится в прямой зависимости от того, как он сориентирован на гражданина, на защиту его прав.

Для укрепления административно-правового статуса гражданина важное значение имеет идея Кодекса о том, что единственным источником законодательства об административной ответственности (по аналогии с уголовным законодательством) является закон. Этим исключается возможность установления административной ответственности указами Президента Российской Федерации, президентов республик, актами государственных органов исполнительной власти — Правительства РФ, правительств республик и других субъектов Федерации, руководителей местных администраций. Повышение уровня правового регулирования безусловно должно способствовать усилению гарантий прав граждан, привлекаемых к административной ответственности.

Следующая позиция, которая также имеет прямое отношение к статусу гражданина, состоит в том, что теперь федеральные составы административных правонарушений будут сосредоточены только в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Такое решение имеет принципиальное значение как для обеспечения верховенства Кодекса над другими специальными законодательными актами в части административной ответственности, так и для обеспечения реальной кодификации законодательства об административных правонарушениях. Это решение создаёт единый механизм реализации административной ответственности, пресекает возможность растаскивания Кодекса по многочисленным отраслевым законам.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях много внимания уделено административным наказаниям, применяемым за совершённое административное правонарушение: даётся определение каждого вида административного наказания, очерчивается их минимальный и максимальный размер, устанавливаются органы, полномочные их применять.

В заключение следует отметить, что  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях органично вписывается в общий массив законодательства, усиливающего гарантии прав и свобод человека.

 

Конец формы

32

 



Информация о работе Граждане как субъекты административного права