Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия её структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Права и свободы граждан в сфере государственного управления, так же как и в других сферах общественной жизни, реально обеспечиваются социально-экономическими условиями. В нашей стране существует система экономических, политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффек­тивную работу промышленности, устойчивую финансовую и де­нежную систему, твёрдый курс рубля, своевременную выплату за­работной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. Экономические гарантии — это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе России, основу которой составляют частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. C этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граж­дан в современных условиях, без сомнения, малоэффективны и ярким подтверждением тому служит, в частности, состояние налоговой системы в стране.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое многообразие, сильную и ус­тойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодатель­ной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, ши­рокое согласие в многонациональном обществе и огромном федера­тивном государстве.

К политическим гарантиям относятся:

— принадлежность государственной власти народу;

— соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством;

— широкие возможности для участия граждан в управлении

делами государства и общества.   

Организационные гарантии состоят в том, что в своей деятельности государство должно исходить из единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов федерации, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Организационные гарантии заключаются также в деятельности государственных органов, прежде всего правоохранительных, по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан и возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии — это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путём предоставления им права:

— обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

— на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество;

— на возмещение государством ущерба, причинённого незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц.

Наряду с наличием административно-правовых норм, содержащих гарантии против любых нарушений прав и свобод граждан, важная роль в их охране административно-правовыми средствами принадлежит органам исполнительной власти и их должностным лицам. Милиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, обеспечивать личную безопасность от преступных и иных противоправных посягательств.

Вместе с тем, законодательством предусматриваются специальные гарантии охраны прав и свобод граждан в государственном управлении. К ним относятся право и обязанность вышестоящих органов исполнительной власти осуществлять контроль над работой нижестоящих органов, в частности за правоприменением, связанным с реализацией гражданами своих прав и свобод, а также деятельность контрольно-надзорных органов (государственных инспекций, служб и др.).

Важная роль в защите прав и свобод граждан принадлежит суду, правоохранительным органам: прокуратуре, органам внутренних дел.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности. Суды, разрешая административно-правовые споры между гражданами и органами исполнительной власти, контролируют законность действий органов и их должностных лиц в части соблюдения прав и свобод граждан, восстанавливают нарушенные права граждан.

Деятельность прокуратуры направлена на укрепление законности и правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией, федеральными и иными законами. В порядке надзора за законностью актов установления прокуроры опротестовывают незаконные акты, добиваются отмены актов, которые нарушают права и свободы граждан. В частности, прокуроры проверяют законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения.

Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широ­ком смысле — всё законодательство и, прежде всего, нормы адми­нистративного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве при­нимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления.

На мой взгляд, судебные гарантии являются более предпочтительными, поскольку суды, единолично судьи и система правосудия в целом выделя­ется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. 18 и 46 Конституции).

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнитель­ной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи всё в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-право­вых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц, а также в связи с совершением администра­тивных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления занимает деятель­ность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например, Государственной Думы РФ) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), как пра­вило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Таким образом, современное законодательство неуклонно рас­ширяет возможности и диапазон судебного обжалования, а следо­вательно, и защиты прав и свобод граждан, нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многооб­разие по содержанию, формам, порядку осуществления и субъ­ектному составу. По существу, вся система органов исполнитель­ной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные служащие получают заработную плату, чтобы служить людям, обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.

Все они непосредственно занимаются исполнением законов и подзаконных актов, проведением их в жизнь, наделены широки­ми юрисдикционными полномочиями (Кодекс РФ об административных правонарушениях наделяет большое число органов исполнительной власти такими полномочиями), что так или иначе связано с реализацией прав, свобод и обязан­ностей граждан.

Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов, предприятий, учрежде­ний и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и администра­тивно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия и для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать нарушения этих прав, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к винов­ным в таких нарушениях.

Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права граждан или препятствующих их осу­ществлению. Если акты управления ущемляют права граждан (на­пример, инспектор Государственной инспекции безопасности до­рожного движения (ГИБДД) необоснованно снял номера с автома­шины владельца), то они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчинённых предприятий и уч­реждений в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав.

Важное место в системе гарантий занимает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997г.

В соответствии с данным Законом Уполномоченный по правам человека способствует: а) восстановлению нарушенных прав; б) со­вершенствованию законодательства РФ о правах человека и граж­данина; в) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права; г) выявлению нарушенных прав; д) устранению выявленных нарушений; е) правовому просвеще­нию в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

В систему гарантий прав граждан необходимо включить Ко­миссию по правам человека, образованную при Президенте РФ. В соответствии с Положением о Комиссии её основной задачей является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека; уважению и соблюде­нию прав и свобод человека в РФ; совершенствованию законода­тельного обеспечения прав и свобод человека; защите прав и по­кровительству гражданам РФ, находящимся за её пределами.

 

4. Понятие и виды обращений граждан, порядок их рассмотрения

Ежегодно в государственные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно группиро­вать по содержанию (пенсионные, налоговые и т. д.), авторам (ин­дивидуальные, групповые), форме (устные, письменные), адре­сатам, делить на первичные и повторные и т. д.

Законодательством установлен перечень обращений граждан (в основном это предложения, заявления и жалобы).
Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законодательства, деятельности госорганов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

1) административные, т.е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в административном процессе;

2) судебные, т. е. рассматриваемые судами в процессе осущес­твления правосудия, в порядке уголовного или гражданского су­допроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся об­ращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные жалобы, рас­сматриваемые судьями, являются административными. Административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, письма граждан по вопросам несвоевременного испол­нения судебных решений, например, о взыскании алиментов, возмещении ущерба поступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьёй, председателем суда в соответст­вии с нормами административного права. Таким образом, адми­нистративная и судебная жалобы различаются, главным обра­зом, не по адресату, а по порядку рассмотрения. Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название — судебная жалоба — является в определён­ной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

— на административные акты, рассматриваемые в порядке ад­министративной юстиции;

— по делам частного обвинения;

— кассационные;

— надзорные.

Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, при­водящими в действие механизм правосудия, результат рассмот­рения которых — акт правосудия, решающий судьбу возбуж­денного жалобой уголовного или гражданского дела.

Информация о работе Граждане как субъекты административного права