Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов. Обозначенные исследовательские цели реализуются посредством решения следующих основных задач:
-всесторонне изучитьпонятие гражданства и основные этапы его развития;
-исследовать принципы гражданства РФ;
-выявить проблемы гражданства и их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………….7
1.1История развития Российского гражданства………………………………7
1.2Понятие и принципы Российского гражданства….…………………….11
2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….17
2.1Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ…17
2.2 Двойное гражданство……….……………………………………………..26
2.3 Правовой статус иностранцев……….……………………………………27
2.4Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев…..………….31
3.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……….…………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………36 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………38

Файлы: 1 файл

гражданство РФ.docx

— 66.13 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный  университет»

Филиал в г. Братске

 

 

 

Курсовая   работа

по дисциплине: Конституционное право

Тема: «Гражданство РФ»

 

 

 

Выполнила:

студент группы ЮЗ-10-1:                      В.В.Дудорова

 

 

 

 

Преподаватель, д.с.н., профессор                                  Ю.Л. Воробьев

 

 

Братск-2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………….7

1.1История развития Российского  гражданства………………………………7

1.2Понятие и принципы Российского гражданства….…………………….11

2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….17

2.1Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства  РФ…17

2.2 Двойное гражданство……….……………………………………………..26

2.3 Правовой статус иностранцев……….……………………………………27

2.4Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев…..………….31

3.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ  ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……….…………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………36                                                                                                                            СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важное место в системе  отрасли конституционного права  занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса  личности или, иными словами основы правового положения человека и  гражданина.

Отношения, связанные с  гражданством, регламентируются Конституцией РФ и законом о гражданстве  от 1 июля 2002 г., а также некоторыми подзаконными актами. Понятие гражданства сформулировано в ст.3 Закона о гражданстве: «гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».  Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживающих за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое. Гражданином государства лицо является не в силу проживания его на территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок принятия этих вопросов. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указания на гражданство. Государство  регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть своего гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их государством в одностороннем порядке.

На различных этапах исторического  процесса в России специфическим  образом видоизменяются составляющие правового статуса человека, такие  как: общая правоспособность, основные права и свободы, обязанности  и принципы правового положения  индивидов. С течением времени неизменным остается предназначение института  гражданства, юридическое содержание которого определяет характер отношений  между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих категорий субъектов. В глобальном плане современные социально-политические изменения способствовали возникновению  серьёзных проблем и острых противоречий в системе российского гражданства. В силу этого совершенствование  юридических основ института  гражданства и механизмов правового  регулирования отношений определяемых его содержанием, в настоящих  условиях имеет для РФ особую значимость.

Актуальность данной темы обусловлена прежде всего вступлением  в силу 1 июля 2002г. нового закона о  гражданстве. Принятие данного закона продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации.  Существующий ранее закон о гражданстве 1992г  за десятилетний период своего действия  не претерпел существенных изменений  ни в связи с подписанием Россией  в 1997 г. Европейской конвенции о  гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений  между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в  результате распада СССР.

Условием полноты правового  статуса личности выступает гражданство. Гражданство – один из основных элементов правового статуса  лица, определяющий его взаимоотношения  с государством, то общее, главное, что  необходимо, для распространения  на лицо всего объема прав, свобод и  обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государства, где бы это лицо не находилось.

Повышенный интерес правоведов к проблемам института гражданства , особенностям его развития обусловлен важным значением данной предметной области для повседневной государственно-правовой деятельности.

Во-первых, утверждение в  РФ основополагающих традиций правового  государства предполагает определенное и точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в области  прав человека. Среди прочих немаловажное значение имеет право на гражданство, его приобретение и изменение.  Так положениями ст.15 Всеобщей декларации прав человека определено : «каждый  человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно  лишен своего гражданства». С точки  зрения международного права государство  является определяющим критерием установления социального равенства индивидов, провозглашенного конституциями современных  цивилизованных государств.

Во-вторых, актуальность избранной  темы в значительной степени обусловлена  спецификой российской действительности. Незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических  процессов на территории РФ способствовали тому, что выезд российских граждан  за её пределы на постоянное место  жительства приобрел массовый и устойчивый характер.

Объектом курсового исследования является институт гражданства РФ,предметом-правовое регулирование института гражданства  РФ.

Цели  данной работы заключаются  в проведении комплексного анализа  юридической природы и содержания российского гражданства, определении  развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных  нормативно-правовых актов.

Обозначенные исследовательские  цели реализуются посредством решения  следующих основных задач:

-всесторонне изучитьпонятие  гражданства и основные этапы  его развития;

-исследовать принципы  гражданства РФ;

-проанализировать порядок  приобретения и прекращения Российского  гражданства;

-выявить проблемы гражданства  и их решения.

Раскрытие темы производится с позиций таких общенаучных  исследовательских методов, как:историко-правовой,статистический,дефинитивный,а  также метода толкования юридических  норм.

К базовым категориям и  понятиям исследуемого предмета в первую очередь относим такие,как:гражданствоРФ,нормативно-правовые источники гражданства,принципы Российскогогражданства,порядок  приобретения и прекращения гражданства.

В основу написания данной работы легли статьи из Конституции  Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., статьи Федерального закона о  гражданстве, о беженцах, о вынужденных  переселенцах.

Данная тема, нашла широкое  отражение в трудах теоретиков и  практиков международного права, потому что проблемы, перечисленные в  настоящей работе, актуальны и  требуют дополнительного изучения для решения наиболее сложных  и важных вопросов в Российской Федерации.

В этом  курсовом исследовании использовались труды таких учёных и авторитетных экспертов в сфере  конституционно-правовых  отношений,какБаглайМ.В.,Козлова Е.И., Кутафин О.Е.,Авакьян С.А.,Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С.,Габричидзе Б.Н., Елесеев Б.П., Чернявский А.Г.

В этих трудах довольно подробно раскрываются понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства, а также другие вопросы, касающиеся гражданства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

1.1История развития Российского гражданства

Необходимым условием глубокого  познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его  содержания в историческом аспекте.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло  черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличии демократических  государств того периода, на юридическом  равенстве всех подданных.

В бывшей Российской империи  подданные подразделялись на несколько  разрядов с особым правовым статусом:

1) природные подданные,  в составе которых в свою  очередь выделялись: а) дворяне  (потомственные и личные) б) духовные  лица (делились по вероисповеданиям), в) городские обыватели (разбивались  на группы: почетные граждане, купцы,  мещане и цеховые) г) сельские  обыватели;

2)  инородцы (евреи и  восточные народы);

3)  финляндские обыватели.1

Кроме того, четыре группы природных  подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного  состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими  правами. С принадлежностью к  той или иной категории подданных  законодательство связывало весьма существенные различия в правах и  обязанностях.

После прекращения  существования  царской империи первым актом  по вопросам гражданства был Декрет об уничтожении сословий и гражданских  чинов от 10(23) ноября 1917г.

В нем провозглашалось, что  все существовавшие сословия и сословные  деления граждан, сословные привилегии и ограничения, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее  для всего населения России наименование - граждане Российской Республики.

1 апреля 1918 года ВЦИК принял  Декрет “О приобретении прав  российского гражданства”. Право  принимать в российское гражданство  иностранцев, проживающих в пределах  РСФСР, было предоставлено местным  Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

С образованием СССР было установлено  гражданство СОЮЗА. В ст.7 Конституции  СССР 1924 г. закреплялось единое гражданство  для граждан союзных республик.

К предмету ведения верховных  органов власти СССР относилось основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев.

29 октября 1924г. было  утверждено положение о союзном  гражданстве. В соответствии с  ним правом принятия в союзное  гражданство обладали ЦИК союзных  республик. Трудящихся иностранцев  могли принимать в гражданство  исполкомы губернских, областных  съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство  считались лишенные его на  основании законов, принятых до  Конституции 1924 года; не возвратившиеся  из-за границы; лишенные гражданства  по приговору суда. Положение  регламентировало вопрос о гражданстве  детей в случае изменения гражданства  родителей.

Новое Положение о гражданстве СССР от 13 июня 1930 г. и от 23 ноября 1930 введен упрощенный порядок приема в гражданство и выхода из него.

1.Это положение, отправляясь от конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, порядком принятия и выхода из гражданства, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином СССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в которой он постоянно проживает. Если считает, что связан с другой республикой, то мог избрать гражданство этой республики.2

Лишение гражданства решалось в том же порядке, что и принятие в гражданство.

Согласно Положению от 1931 года иностранные граждане - рабочие  и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами  граждан СССР.

2.Положение устанавливало упрощенный порядок приема в гражданство и выхода из него: а) иностранцев - рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность ; б) лиц,меняющих гражданство в связи с вступлением в брак (в этом случае приобретение и выход из гражданства осуществлялся по постановлению областного, краевого исполкома).

В соответствии с Конституцией 1936 года был принят Закон о гражданстве 19 августа 1938 года. Закрепив все, что  было до этого, Закон ввел ряд новшеств - гражданами ССР являются все состоявшие к 1 ноября 1917 года подданными бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; лица, которые прибрели советское гражданство в установленном  законом порядке.

Информация о работе Гражданство РФ