Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 07:39, курсовая работа
Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов. Обозначенные исследовательские цели реализуются посредством решения следующих основных задач:
-всесторонне изучитьпонятие гражданства и основные этапы его развития;
-исследовать принципы гражданства РФ;
-выявить проблемы гражданства и их решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………….7
1.1История развития Российского гражданства………………………………7
1.2Понятие и принципы Российского гражданства….…………………….11
2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….17
2.1Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ…17
2.2 Двойное гражданство……….……………………………………………..26
2.3 Правовой статус иностранцев……….……………………………………27
2.4Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев…..………….31
3.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……….…………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………36 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»
Филиал в г. Братске
Курсовая работа
по дисциплине: Конституционное право
Тема: «Гражданство РФ»
Выполнила:
студент группы ЮЗ-10-1: В.В.Дудорова
Преподаватель, д.с.н., профессор
Братск-2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА
1.1История развития
1.2Понятие и принципы Российского гражданства….…………………….11
2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА
ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….
2.1Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ…17
2.2 Двойное гражданство……….………………………………………
2.3 Правовой статус иностранцев……….……………………………………
2.4Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев…..………….31
3.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ……….………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами основы правового положения человека и гражданина.
Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и законом о гражданстве от 1 июля 2002 г., а также некоторыми подзаконными актами. Понятие гражданства сформулировано в ст.3 Закона о гражданстве: «гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживающих за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое. Гражданином государства лицо является не в силу проживания его на территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок принятия этих вопросов. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указания на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть своего гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их государством в одностороннем порядке.
На различных этапах исторического
процесса в России специфическим
образом видоизменяются составляющие
правового статуса человека, такие
как: общая правоспособность, основные
права и свободы, обязанности
и принципы правового положения
индивидов. С течением времени неизменным
остается предназначение института
гражданства, юридическое содержание
которого определяет характер отношений
между государством и индивидом,
а также порядок взаимодействия
этих категорий субъектов. В глобальном
плане современные социально-
Актуальность данной темы обусловлена прежде всего вступлением в силу 1 июля 2002г. нового закона о гражданстве. Принятие данного закона продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Существующий ранее закон о гражданстве 1992г за десятилетний период своего действия не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР.
Условием полноты правового статуса личности выступает гражданство. Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, определяющий его взаимоотношения с государством, то общее, главное, что необходимо, для распространения на лицо всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государства, где бы это лицо не находилось.
Повышенный интерес правоведов
к проблемам института
Во-первых, утверждение в
РФ основополагающих традиций правового
государства предполагает определенное
и точное соблюдение общепризнанных
мировых стандартов в области
прав человека. Среди прочих немаловажное
значение имеет право на гражданство,
его приобретение и изменение.
Так положениями ст.15 Всеобщей декларации
прав человека определено : «каждый
человек имеет право на гражданство,
никто не может быть произвольно
лишен своего гражданства». С точки
зрения международного права государство
является определяющим критерием установления
социального равенства
Во-вторых, актуальность избранной
темы в значительной степени обусловлена
спецификой российской действительности.
Незапланированные формы
Объектом курсового
Цели данной работы заключаются
в проведении комплексного анализа
юридической природы и
Обозначенные
-всесторонне изучитьпонятие гражданства и основные этапы его развития;
-исследовать принципы гражданства РФ;
-проанализировать порядок
приобретения и прекращения
-выявить проблемы гражданства и их решения.
Раскрытие темы производится
с позиций таких общенаучных
исследовательских методов, как:историко-правовой,
К базовым категориям и
понятиям исследуемого предмета в первую
очередь относим такие,как:
В основу написания данной работы легли статьи из Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., статьи Федерального закона о гражданстве, о беженцах, о вынужденных переселенцах.
Данная тема, нашла широкое
отражение в трудах теоретиков и
практиков международного права, потому
что проблемы, перечисленные в
настоящей работе, актуальны и
требуют дополнительного
В этом курсовом исследовании
использовались труды таких учёных
и авторитетных экспертов в сфере
конституционно-правовых отношений,какБаглайМ.В.,
В этих трудах довольно подробно раскрываются понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства, а также другие вопросы, касающиеся гражданства Российской Федерации.
1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА
1.1История развития Российского гражданства
Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте.
В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличии демократических государств того периода, на юридическом равенстве всех подданных.
В бывшей Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:
1) природные подданные,
в составе которых в свою
очередь выделялись: а) дворяне
(потомственные и личные) б) духовные
лица (делились по вероисповеданиям)
2) инородцы (евреи и восточные народы);
3) финляндские обыватели.1
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
После прекращения существования царской империи первым актом по вопросам гражданства был Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 10(23) ноября 1917г.
В нем провозглашалось, что
все существовавшие сословия и сословные
деления граждан, сословные привилегии
и ограничения, всякие звания (дворянина,
купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования
гражданских чинов
1 апреля 1918 года ВЦИК принял
Декрет “О приобретении прав
российского гражданства”. Право
принимать в российское
С образованием СССР было установлено гражданство СОЮЗА. В ст.7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое гражданство для граждан союзных республик.
К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев.
29 октября 1924г. было
утверждено положение о
Новое Положение о гражданстве СССР от 13 июня 1930 г. и от 23 ноября 1930 введен упрощенный порядок приема в гражданство и выхода из него.
1.Это положение, отправляясь от конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, порядком принятия и выхода из гражданства, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином СССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в которой он постоянно проживает. Если считает, что связан с другой республикой, то мог избрать гражданство этой республики.2
Лишение гражданства решалось в том же порядке, что и принятие в гражданство.
Согласно Положению от 1931 года иностранные граждане - рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.
2.Положение устанавливало упрощенный порядок приема в гражданство и выхода из него: а) иностранцев - рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность ; б) лиц,меняющих гражданство в связи с вступлением в брак (в этом случае приобретение и выход из гражданства осуществлялся по постановлению областного, краевого исполкома).
В соответствии с Конституцией
1936 года был принят Закон о гражданстве
19 августа 1938 года. Закрепив все, что
было до этого, Закон ввел ряд новшеств
- гражданами ССР являются все состоявшие
к 1 ноября 1917 года подданными бывшей Российской
империи и не утратившие советского
гражданства; лица, которые прибрели
советское гражданство в