Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов. Обозначенные исследовательские цели реализуются посредством решения следующих основных задач:
-всесторонне изучитьпонятие гражданства и основные этапы его развития;
-исследовать принципы гражданства РФ;
-выявить проблемы гражданства и их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………….7
1.1История развития Российского гражданства………………………………7
1.2Понятие и принципы Российского гражданства….…………………….11
2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….17
2.1Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ…17
2.2 Двойное гражданство……….……………………………………………..26
2.3 Правовой статус иностранцев……….……………………………………27
2.4Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев…..………….31
3.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……….…………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………36 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………38

Файлы: 1 файл

гражданство РФ.docx

— 66.13 Кб (Скачать файл)

В прежнем союзном законодательстве предусматривался выход из гражданства  только по ходатайству лица.

Действующий закон определил  две группы оснований, которые препятствуют выходу. При наличии одних в  выходе из гражданства может быть отказано. Другие вообще исключают возможность выхода,о чём сказано в ст.23.Основанием для возможного отклонения ходатайства является наличие у гражданина России имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ либо неисполненных обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин проживает или намеревается проживать в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи.

Кроме того, препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом.

Вторая группа обстоятельств  исключает возможность выхода из гражданства, которая не допускается:

-после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу, и до её окончания;

- если гражданин, ходатайствующий о выходе, привлекается в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется обвинительный приговор,  вступивший в законную силу и подлежащий исполнению.

2. Согласно ст.24 Закона о гражданстве основанием прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство РФ. Это единственное основание, которое допускает прекращение гражданство без добровольного волеизъявления лица.

Причиной для этого  является приобретение гражданства  на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Чтобы должным образом гарантировать права гражданина Российской Федерации, Закон закрепляет судебный порядок установлении такого рода фактов, не связывает отмену решений о приеме в гражданство конкретного лица с прекращением гражданства супруга и детей (если не будет доказано их осведомленность в приобретении гражданства не законным путем).   Оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение пяти лет после того, как оно было принято.

3. Основанием прекращения  гражданства РФ является также  оптация гражданства в случаях,  когда гражданин России при  изменении государственной принадлежности  территории, на которой он проживает,  выбирает иное гражданство.

2.2 Двойное гражданство

Российская Федерация, как  большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится  к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь  только с одним государством).

Вместе с тем и Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве допускают возможность для гражданина России иметь одновременно гражданство другого государства.  В отдельных случаях наличие одновременно гражданства России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, на пример, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии. Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора или прямого указания закона.16

Договор этот должен быть, как  правило, двусторонний, с конкретным государством. Если международного договора соответствующим государством нет, то приобретение российского гражданства  возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.17

Договоры о двойном  гражданстве были заключены Российской Федерацией лишь  с Таджикистаном  и Туркменистаном).18 Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права, но и обязанности гражданина.  Он должен платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т.д. Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких – либо послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностей.  

Конституция ясно указывает, что приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства  не меняет его правового статуса  как гражданина России. За ним сохраняются  все права и свободы.  

 

2.3 Правовой статус иностранцев

В результате проводимого  Российской Федерацией курса на преодоление  тоталитарного изоляционизма и  интеграцию страны с мировым сообществом  на  территории РФ стало проживать  – постоянно и временно – много  иностранных граждан и лиц  без гражданства. Конституция России устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с Российскими гражданами. Исключение возможны только в соответствии с федеральным законом  или международным договором Российской Федерации.19 Роль закона в России, пока выполняет Закон СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 года, хотя многие его положения перестали действовать. В нем закреплялись общие принципы, основные их права, свободы, обязанности и ответственность.20

Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерацией и  имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. К ним приравниваются лица без  гражданства и те лица, которые  в иностранном государстве не обладают гражданством, но имеют вид  на жительство.  Лица без гражданства - это лица, проживающие на территории РФ, не являющиеся её гражданами и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан  и лиц без гражданства в  РФ, определен в ст.62 Конституции РФ.

В соответствии с ней, указанные  лица пользуются правами и несут  обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных  федеральным законом или международным  договором РФ.

Выделяется две категории  иностранных граждан, а так же лиц без гражданства. К первой категории относятся иностранные  граждане, постоянно проживающие  на территории России, если они имеют  на то разрешение и вид на жительство, выданные органами МВД России. К  этой категории могут быть отнесены сотрудник дипломатических и  консульских представительств, а  так же члены их семей. Кроме того, иностранные граждане, постоянно  проживающие в РФ, могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью  на общих основаниях с гражданами РФ.

Они имеют право на отдых, охрану здоровья, на пособия, пенсии и  другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, на собственность жилого дома и иного  имущества, на образование, пользование  достижениями культуры.

Иностранные граждане, постоянно  проживающие в РФ, могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения, если это  не противоречит их уставам.

Наравне с гражданами РФ им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.

Они могут заключать и  расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами.

Иностранные граждане в РФ не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности  РФ и должности государственной  службы, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах), быть учредителями и членами политических партий. Они не несут обязанности  воинской службы в рядах ВС РФ.

Допускается передвижение иностранных  граждан по территории РФ и выбор  места жительства в порядке установленном  законом, а также международным  договором РФ. Однако в интересах  обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут  устанавливаться ограничения в  передвижении и выборе ими места  жительства.

Ко второй категории относятся  иностранные граждане, временно проживающие  в России. Это члены экипажей иностранных  самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и  т.д.

Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых  регулируется специальными актами.

Основные принципы правового  положения иностранных граждан  характеризуются демократическими, интернационалистскими началами. Иностранные  граждане равны перед законом, независимо от каких бы то ни было условий. Использование  ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам России, законным интересам её граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны  соблюдать Конституцию РФ и законы. 

Иностранные граждане, совершившие  преступления, административные или  иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих  основаниях с её гражданами. При  нарушении иностранными гражданами правил пребывания в России (проживание без документов на право жительство или проживания по недействительным документам, не соблюдение порядка  въезда в Россию, уклонение от выезда и т.д.) к ним могут быть применены  в качестве меры административного  взыскания предупреждение или штраф.1 Злостное нарушение правил пребывания влечет уголовную ответственность. 1Кодекс РФ об административных правонарушениях  ст. 18.8.

Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении  иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания  в РФ.

Иностранный гражданин может  быть выдворен из пределов России:

-если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

-если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц;

-если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или  иное законодательство в России. 21

Изложенные выше положения  распространяются и на лиц без  гражданства в РФ, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов  глав и сотрудников иностранных  дипломатических и консульских  представительств, а также других лиц, установленных законодательством  РФ и международными договорами.

В ст.63 Конституции закреплено, что РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам  и лицам без гражданства в  соответствии с общепризнанными  нормами международного права. В  данном случае Конституция исходит  из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического  убежища, и никто не может рассматривать  это как недружественный шаг.

Вопрос о предоставлении политического убежища решается Президентом РФ.

В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также  за действия (или бездействия), не признаваемые в ней преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в  совершении преступления, а также  передача осужденных для отбывания  наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора РФ.

 

2.4 Правовой статус беженцев  и вынужденных переселенцев

 

Как всякая демократическая  страна Россия сталкивается с проблемой  миграции. Перемещения больших групп  людей из других стран в Россию и на территории России в основном является следствием распада СССР и  возникших в связи с этим межнациональных  конфликтов, а также преследование  людей по разным основаниям. Эти  миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость  решения сложных вопросов гражданства и обеспечение прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый – Федеральным законом РФ о беженцах от 19  февраля 1993 г.,   второй – Законом РФ о вынужденных переселенцах от 19 февраля 1993г. 

Эти законы определяют понятия  беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения  с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности  обратившихся с ходатайствами лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его  права и обязанности в данном качестве и решают другие сопутствующие  вопросы.

Беженец - прибывшее или  желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее её гражданства, которое  было вынуждено  или имеет намерение  покинуть место своего постоянного  жительства на территории другого государства  вследствие совершенного в отношении  него насилия или преследования  в иных формах либо реальной опасности  подвергнуться насилию или иному  преследованию по признаку расовой  или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности определенной социальной группе или политических убеждений.22

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное  преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной  конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.23

В отличие от беженца понятие  вынужденного переселенца относится, как правило, к гражданину РФ, который  вынужден покинуть место своего постоянного  жительства на территории иностранного государства, и прибыл на территорию России, либо который был вынужден покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ, и прибыл на территорию другого её субъекта.

Информация о работе Гражданство РФ