Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 07:39, курсовая работа
Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов. Обозначенные исследовательские цели реализуются посредством решения следующих основных задач:
-всесторонне изучитьпонятие гражданства и основные этапы его развития;
-исследовать принципы гражданства РФ;
-выявить проблемы гражданства и их решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………….7
1.1История развития Российского гражданства………………………………7
1.2Понятие и принципы Российского гражданства….…………………….11
2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….17
2.1Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ…17
2.2 Двойное гражданство……….……………………………………………..26
2.3 Правовой статус иностранцев……….……………………………………27
2.4Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев…..………….31
3.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……….…………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………36 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………38
Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Закон изменил порядок решения вопросов о выходе из гражданства и его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР.
Конституция СССР 1977 года впервые
закрепила, что основания, порядок
приобретения и утраты гражданства
определяются Законом о гражданстве
СССР. Получил конституционное
На основании этого 1 декабря 1978 г. был принят Закон о гражданстве СССР, который вступил в силу с 1 июля 1979 года - закреплялись законодательные права союзных республик в сфере гражданства.
Новый этап развития государства,
охарактеризованный как перестройка,
учреждение поста Президента СССР
вызвали необходимость
По сравнению с Законом 1990года первый Закон о гражданстве РСФСР 1991 года ознаменовал значительное расширение демократических начал законоположений о гражданстве.
Это нашло выражение в
следующих нормативных
-полное отрицание возможности лишение гражданства и запреты любому гражданину РФ изменить свое гражданство;
-определение в качестве задачи Закона обеспечить осуществление норм и принципов международного права, относящихся к гражданству и правам человека;
-допущение возможности по ходатайству гражданина иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор РФ;
-введение нормы о том, что Российская Федерация поощряет приобретение Российского гражданства лицами без гражданства и препятствует приобретению ими иного гражданства.
С 1 июня 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, принятый 31 мая 2002 года. Необходимость разработке нового Закона была обусловлена принятием Конституции РФ 1993 года и теми сложностями, которые возникли после распада СССР и были связаны с определением гражданства Российской Федерации лиц, переселяющихся в Россию из других союзных республик ставших самостоятельными независимыми государствами.3
1.2Понятиеи принципы
Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом, защиты этого лица государством не только внутри страны, но и за её пределами.
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией и Законом о гражданстве от 28 ноября 1991 года с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.
Действующая Конституция РФ расширила число норм, регулирующих гражданство, причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст.6).
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты характеризующие гражданство.
Гражданство - правовое, а
не фактическое состояние. Отношения
гражданства не связаны напрямую
с фактом проживания человека в стране.
Немало граждан России проживают
за границей, а население России
включает не только граждан, но и постоянно
пребывающих на её территории иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Все эти категории лиц
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, в следствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.
Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений государства.
Государство в законе
устанавливает основания, по
Гражданство каждого индивидуального
человека юридически оформляется документами,
подтверждающими это его
Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отнош6ений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.
Из выше сказанного можно заключить, что гражданство может быть рассмотрено в трех аспектах:
1)как основа правового статуса личности (поскольку гражданством опосредуется, например, система политических прав, позволяющих гражданину участвовать в управлении делами государства);
2)как правоотношение (участники правоотношений имеют субъективные права и юридические обязанности, что и отражено в определении гражданства);
3)как конституционно-правовой институт (гражданство является правовым институтом конституционного права, обладающим всем комплексом необходимых составляющих, на основе которых происходит институциональное объединение разрозненных правовых норм в единое целое).4
Определение гражданства
как связи человека с государством,
выражающееся в совокупности их взаимных
прав, обязанности и ответственности,
В теоретических исследованиях
советского периода содержание гражданства
трактовалось по - иному. Сущность гражданства
сводилось к таким его
В этом отражалось господствовавшая в те времена концепция о приоритете государства по сравнению с личность, о поглощении личность государством, которое рассматривалось как всеобъемлющая, самая массовая организация трудящихся, всего народа.
Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета обще человеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
Конституция РФ и Закон «О гражданстве РФ» установили общие основы (принципы), которые определяют сущностные черты отношений гражданства:
1.Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется в ст.6 Конституции РФ. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Оно выражается в том, что в РФ каждый человек имеет право на гражданство, в наличии такой формы приобретения гражданства как приём. РФ стремится к сокращению лиц без гражданства - ст.7 Закона о гражданстве так и называется “Сокращение безгражданства”. Россия поощряет приобретение гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства. В ст.17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является её гражданином. Свободный характер гражданства России выражается и в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен.
4. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.
5.Гражданину РФ предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.6
Это - новая норма в Законодательстве о гражданстве. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания появления у российского гражданина иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего этих лиц своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В ст.3 Закона указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором России. Граждане РФ, имеющие иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.
6.Согласно ст.27 Конституции гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами РФ. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место жительства, свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться.
7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к её гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Это принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявлении лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования супруга гражданству другого супруга. В равной мере брак, заключенный гражданином России с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.
8.Гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами, Федерация гарантирует защиту и покровительство. Это принцип закреплен в ст.61Конституции и в Законе о Гражданстве. В ст.5 Закона предусмотрено, что государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы её гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания. Конституция устанавливает, что гражданин РФ не может быть выслан за её пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит ответственности по законам своей страны.
9. Законом о гражданстве вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может, предоставлено лицу, не являющемуся гражданином РФ, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.7
2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА
2.1Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ
Приобретение гражданства, т.е. обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина Российской Федерации по основаниям и в порядке, предусмотренном Российским Законодательством о гражданстве осуществляется в соответствии со статьей 11 «Закона о Гражданстве РФ». Гражданство приобретается:
1.По рождению.
2.В порядке его регистрации.
3. В результате его признания.
4.Врезультате приема в гражданство.
5.В результате восстановления в гражданстве Российской Федерации.
6.Путем выбора гражданства (оптации).
7. По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.
1. Главным, постоянно
-ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является её гражданином независимо от места рождения;
-в случае разногражданства родителей или безгражданства одного из них Закон исходит из права родителей на выбор гражданства ребенка, но исключает возможность оставления ребенка лицом без гражданства;