Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа
Появление проблемы информационной безопасности связано с одной из характерных особенностей современного этапа мирового научно-технического прогресса, с глобальной информационной революцией, в результате которой происходит чрезвычайно быстрое и практически повсеместное распространение новейших информационных технологий и глобальных средств коммуникации, формируется своего рода глобальное информационное пространство международного сообщества.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 3
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 9
3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 17
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ОГЛАВЛЕНИЕ
Появление проблемы информационной безопасности связано с одной из характерных особенностей современного этапа мирового научно-технического прогресса, с глобальной информационной революцией, в результате которой происходит чрезвычайно быстрое и практически повсеместное распространение новейших информационных технологий и глобальных средств коммуникации, формируется своего рода глобальное информационное пространство международного сообщества. Тем не менее, использование достижений информационной революции возможно не только в позитивных целях, но и в целях, связанных с обеспечением превосходства отдельных государств на международной арене, с подавлением других государств, вмешательством во внутренние дела государства. В результате этого, можно говорить о появлении принципиально новой сферы международного противоборства, затрагивающей как интересы безопасности отдельных государств, так и общую систему международной безопасности на глобальном и региональном уровнях. Именно поэтому проблема информационной безопасности актуальна в настоящее время.
Актуальность обсуждения вопросов информационной безопасности как в рамках международных организаций, так и на уровне государств обусловливается и тем, что эти вопросы представляют собой не только теоретическую проблему, но и тесно связаны с объективной международно-политической реальностью.
Целью настоящей работы является комплексное изучение проблемы обеспечения информационной безопасности, постановка наиболее важных вопросов обеспечения информационной безопасности государства.
В число задач настоящего исследования входят следующие:
1. раскрыть понятие и сущность государственного суверенитета Республики Беларусь;
2. определить понятие и признаки информационной безопасности Республики Беларусь;
3. исследовать механизм обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь;
4. выявить направления совершенствования и развития информационной безопасности Республики Беларусь.
Предмет исследования предполагает применение определенных научных методов для проведения объективного и всестороннего изучения такого сложного и многогранного явления как информационная безопасность. Для более полного раскрытия содержания темы используются исторический, сравнительный, нормативный, системный, а также другие методы исследования.
Суверенитет (суверен, властелин, производное от лат. «superanus» - над; от фран. — «sovereins» — верховная власть) — независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство, т. е. суверенитет — это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти. [Дем, с. 113]
Классическое определение
В России впервые идея суверенитета
государственной власти теоретически
была сформулирована игуменом Иосифом
Саниным в сочинении «
Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние и внешние дела, право наций на определение.
В конституционном праве
• суверенитет народа, или народный суверенитет;
• суверенитет государства, или государственный суверенитет;
• суверенитет национальный. [Дем, с. 115]
Суверенитет народа, или народный
суверенитет, есть первоисточник власти.
Идеи народного суверенитета сыграли
важнейшую стимулирующую роль в
развитии общества, в формировании
демократических начал
Суверенитет народа означает народовластие,
полновластие народа, т. е. обладание
народом социально-
В соотношении понятий «
Народный суверенитет означает:
• во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране;
• во-вторых, возможность осуществления народом при надлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. [Дем, с. 117]
В зарубежных странах принцип народного суверенитета традиционно толкуется как принцип правления по воле большинства и связывается с демократическим политическим режимом и формами демократии. [Дем, с. 117]
Власть народа осуществляется в трех формах: государственной; общественной; власти местного самоуправления.
Народ осуществляет государственную власть либо непосредственно (например, путем референдума или выборов депутатов), либо через избранные им, а затем сформированные органы государства. Решения и действия органов государственной власти обязательны для всех. Они исполняются, как правило, добровольно, но при необходимости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства.
Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан. Такая власть обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия.
Власть местного самоуправления осуществляется на территории соответствующих территориальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления. При решении вопросов местного значения власть местного самоуправления ближе к общественной власти.
В настоящее время для
Степень развития самоуправления зависит от степени развития демократии в обществе. Чем демократичнее общество, тем более широко в нем развиты начала самоуправления. Самоуправление есть высшая цель и одновременно особая форма развития и организации демократии, а отличие демократии от самоуправления заключается в том, что самоуправление более полно и непосредственно воплощает основные принципы управления обществом.
Государственная власть характеризуется
особыми свойствами: суверенностью,
верховенством, независимостью и самостоятельностью.
С государственной властью тесн
Государственный суверенитет рассматривается как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Верховенство и независимость как суверенные свойства государственной власти выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.
Суверенность государства
Суверенитет государства предполагает во внутренней жизни страны верховенство правительства и формируемых им административных структур, а во внешнеполитических делах — признанное международным сообществом, другими субъектами международных отношений право данного правительства на юридически равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими правительствами.
Для государства суверенитет — это не только право на независимость и свободу от посягательств извне и изнутри, но и право управлять, повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти. [Дем, с. 119]
При этом следует учитывать, что власть и олицетворяющие ее органы не обладают суверенитетом, поскольку суверенитет является свойством государства. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, т. е. государственно организованной публично-политической власти. Для государственного суверенитета характерны следующие признаки: верховенство; независимость и самостоятельность; единство. [Дем, с. 119]
Верховенство как признак
Независимость и самостоятельность государственной власти выражается в том, что она является таковой и по отношению к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли народа. Ибо только от воли народа исходит мандат на любые изменения формы государственной власти. В Конституции Республики Беларусь определено, что «любые действия по изменению конституционного строя и достижению власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» (часть вторая статьи 3). [Дем, с. 120]
Единство государственной
Материальной основой
Юридическое закрепление статуса Республики Беларусь как суверенного государства произошло в связи с принятием Декларации Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь». В преамбуле Декларации торжественно провозглашен «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». [Деклар]
Этот акт закрепил конституционно-правовой статус Республики Беларусь как независимого суверенного государства, полноправного субъекта мирового сообщества, а также отразил завершение важного этапа реформирования государственного устройства Республики Беларусь, качественное изменение характера взаимоотношений в структуре Республики Беларусь. «Республика Беларусь — устанавливается в статье 1 Декларации о государственном суверенитете — суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Неотъемлемые права Республики Беларусь как суверенного государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Республика Беларусь охраняет и защищает национальную государственность белорусского народа. Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн. Любые насильственные действия против национальной государственности Республики Беларусь со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону». [Деклар]