Информационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Появление проблемы информационной безопасности связано с одной из характерных особенностей современного этапа мирового научно-технического прогресса, с глобальной информационной революцией, в результате которой происходит чрезвычайно быстрое и практически повсеместное распространение новейших информационных технологий и глобальных средств коммуникации, формируется своего рода глобальное информационное пространство международного сообщества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 3
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 9
3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 17
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

ИнформационнаяБезопасность.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Появление проблемы информационной безопасности связано с одной из характерных  особенностей современного этапа мирового научно-технического прогресса, с глобальной информационной революцией, в результате которой происходит чрезвычайно быстрое и практически повсеместное распространение новейших информационных технологий и глобальных средств коммуникации, формируется своего рода глобальное информационное пространство международного сообщества. Тем не менее, использование достижений информационной революции возможно не только в позитивных целях, но и в целях, связанных с обеспечением превосходства отдельных государств на международной арене, с подавлением других государств, вмешательством во внутренние дела государства. В результате этого, можно говорить о появлении принципиально новой сферы международного противоборства, затрагивающей как интересы безопасности отдельных государств, так и общую систему международной безопасности на глобальном и региональном уровнях. Именно поэтому проблема информационной безопасности актуальна в настоящее время.

Актуальность обсуждения вопросов информационной безопасности как в  рамках международных организаций, так и на уровне государств обусловливается  и тем, что эти вопросы представляют собой не только теоретическую проблему, но и тесно связаны с объективной международно-политической реальностью.

Целью настоящей работы является комплексное  изучение проблемы обеспечения информационной безопасности, постановка наиболее важных вопросов обеспечения информационной безопасности государства.

В число задач настоящего исследования входят следующие:

1. раскрыть понятие и сущность  государственного суверенитета  Республики Беларусь;

2. определить понятие и признаки информационной безопасности Республики Беларусь;

3. исследовать механизм обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь;

4. выявить направления совершенствования и развития информационной безопасности Республики Беларусь.

Предмет исследования предполагает применение определенных научных методов для проведения объективного и всестороннего изучения такого сложного и многогранного явления как информационная безопасность. Для более полного раскрытия содержания темы используются исторический, сравнительный, нормативный, системный, а также другие методы исследования.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО  СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

Суверенитет (суверен, властелин, производное  от лат. «superanus» - над; от фран. — «sovereins» — верховная власть) — независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство, т. е. суверенитет — это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти. [Дем, с. 113]

Классическое определение суверенитета было дано французским философом  Ж. Боденом в восьмой главе первой книги его знаменитых «Шести книгах о политическом сообществе» (1576 г.) как «всеобщей, абсолютной и постоянной власти над гражданином и подданными в политическом сообществе». При таком понимании суверенитет мыслился сконцентрированным в личности верховного правителя, что отражено этимологией слова. [Дем, с. 114]

В России впервые идея суверенитета государственной власти теоретически была сформулирована игуменом Иосифом  Саниным в сочинении «Просветитель» в 1503 г. (за 73 года до разработки Ж. Боденом  его концепции государственного суверенитета) и воплощена в понятии «самодержавия московских царей», означавшем верховенство царской власти и ее независимость от властей не только других государств, но и князей. «Царь, — отмечал Иосиф Санин, — обладает всей полнотой верховной власти, он властию же подобен вышнему богу». [Дем, с. 114]

Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие  суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние и внешние дела, право наций на определение.

В конституционном праве выделяется три разновидности суверенитета:

• суверенитет народа, или народный суверенитет;

• суверенитет государства, или государственный суверенитет;

• суверенитет национальный. [Дем, с. 115]

Суверенитет народа, или народный суверенитет, есть первоисточник власти. Идеи народного суверенитета сыграли  важнейшую стимулирующую роль в  развитии общества, в формировании демократических начал политической жизни разных стран. Имеющая непосредственное отношение к обеспечению прав человека и гражданина, идея народного суверенитета, признающая народ как единственный источник власти, ее носитель и легитиматор, - это важнейшая веха в политической истории человечества, имеющая непреходящее значение.

Суверенитет народа означает народовластие, полновластие народа, т. е. обладание  народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне  и последовательно обеспечивающими  реальное участие всех социальных групп  и слоев в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны источником политической власти. Данная концепция исторически связана с разрушением концепции суверенитета правителя в эпоху буржуазных революций и с возникающим в Новое время противопоставлением государства гражданскому обществу, в связи с развитием представительского правления, использованием разного рода формы прямой демократии (референдумов, плебисцитов и др.). Суть концепции суверенитета народа, или народного суверенитета, заключается в том, что народ является носителем суверенитета и единственным источником и носителем государственной власти. [Дем, с. 115-116]

В соотношении понятий «суверенитет государства» и «суверенитет народа» именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства.

Народный суверенитет  означает:

• во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране;

• во-вторых, возможность осуществления народом при надлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. [Дем, с. 117]

В зарубежных странах принцип народного  суверенитета традиционно толкуется  как принцип правления по воле большинства и связывается с  демократическим политическим режимом  и формами демократии. [Дем, с. 117]

Власть народа осуществляется в трех формах: государственной; общественной; власти местного самоуправления.

Народ осуществляет государственную  власть либо непосредственно (например, путем референдума или выборов  депутатов), либо через избранные  им, а затем сформированные органы государства. Решения и действия органов государственной власти обязательны для всех. Они исполняются, как правило, добровольно, но при необходимости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства.

Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан. Такая  власть обязательна только для членов таких объединений и групп  и обеспечивается мерами общественного  воздействия.

Власть местного самоуправления осуществляется на территории соответствующих территориальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления. При решении вопросов местного значения власть местного самоуправления ближе к общественной власти.

В настоящее время для конституционной  науки и практики назрела объективная необходимость разумного сочетания и разграничения государственно-властного руководства и народного самоуправления. Именно в этом направлении развивается политическая система в Республике Беларусь. Становление системы местного самоуправления, дополняющей структуры государственной власти, позволит наиболее эффективно решать конкретные вопросы экономического, политического, социального и культурного строительства в Беларуси.

Степень развития самоуправления зависит  от степени развития демократии в обществе. Чем демократичнее общество, тем более широко в нем развиты начала самоуправления. Самоуправление есть высшая цель и одновременно особая форма развития и организации демократии, а отличие демократии от самоуправления заключается в том, что самоуправление более полно и непосредственно воплощает основные принципы управления обществом.

Государственная власть характеризуется  особыми свойствами: суверенностью, верховенством, независимостью и самостоятельностью. С государственной властью тесно связано понятие «суверенитет государства».

Государственный суверенитет рассматривается  как верховенство государственной  власти внутри страны и ее независимость  во внешнеполитических отношениях. Верховенство и независимость как суверенные свойства государственной власти выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.

Суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. [Дем, с. 118]

Суверенитет государства предполагает во внутренней жизни страны верховенство правительства и формируемых  им административных структур, а во внешнеполитических делах — признанное международным сообществом, другими субъектами международных отношений право данного правительства на юридически равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими правительствами.

Для государства суверенитет — это не только право на независимость и свободу от посягательств извне и изнутри, но и право управлять, повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти. [Дем, с. 119]

При этом следует учитывать, что власть и олицетворяющие ее органы не обладают суверенитетом, поскольку суверенитет является свойством государства. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, т. е. государственно организованной публично-политической власти. Для государственного суверенитета характерны следующие признаки: верховенство; независимость и самостоятельность; единство. [Дем, с. 119]

Верховенство как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежащую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Верховенство означает подчинение государственной власти всех граждан и их объединений, должностных лиц, высших государственных органов, органов местного самоуправления, находящихся на территории Республики Беларусь. Верховенство проявляется также в том, что государственная власть выступает в качестве основного распорядителя материальных и духовных богатств общества. Только она может придавать своим велениям общеобязательный характер и обеспечивать их осуществление с помощью мер принуждения. [Дем, с. 119-120]

Независимость и самостоятельность  государственной власти выражается в том, что она является таковой  и по отношению к тем, кто непосредственно  не выражает и не представляет воли народа. Ибо только от воли народа исходит  мандат на любые изменения формы государственной власти. В Конституции Республики Беларусь определено, что «любые действия по изменению конституционного строя и достижению власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» (часть вторая статьи 3). [Дем, с. 120]

Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение  общих принципов организации  представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Материальной основой государственного (как и национального) суверенитета является владение соответствующей  территорией, определенной собственностью, культурным достоянием.

Юридическое закрепление статуса  Республики Беларусь как суверенного государства произошло в связи с принятием Декларации Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь». В преамбуле Декларации торжественно провозглашен «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». [Деклар]

Этот акт закрепил конституционно-правовой статус Республики Беларусь как независимого суверенного государства, полноправного субъекта мирового сообщества, а также отразил завершение важного этапа реформирования государственного устройства Республики Беларусь, качественное изменение характера взаимоотношений в структуре Республики Беларусь. «Республика Беларусь — устанавливается в статье 1 Декларации о государственном суверенитете — суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Неотъемлемые права Республики Беларусь как суверенного государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Республика Беларусь охраняет и защищает национальную государственность белорусского народа. Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн. Любые насильственные действия против национальной государственности Республики Беларусь со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону». [Деклар]

Информация о работе Информационная безопасность