Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа
Появление проблемы информационной безопасности связано с одной из характерных особенностей современного этапа мирового научно-технического прогресса, с глобальной информационной революцией, в результате которой происходит чрезвычайно быстрое и практически повсеместное распространение новейших информационных технологий и глобальных средств коммуникации, формируется своего рода глобальное информационное пространство международного сообщества.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 3
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 9
3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 17
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Основными объектами воздействия информационного оружия являются информационно-технические системы и средства работы с информацией, а также люди, подразделения, социальные системы. Информационное оружие, воздействующее непосредственно на человека, специалисты делят на информационно-психологическое и энергоинформационное.
Информационно-психологическое
Энергоинформационное оружие воздействует на физиологию и психофизиологию человека, минуя его сознание. Человек не осознает факта воздействия, но в зависимости от вида облучения начинает ощущать либо бодрость, либо подавленность, тревогу, страх, агрессивность на фоне утраты способности контролировать свои действия. В природе подобное психофизическое воздействие могут оказывать, например, солнечные вспышки, влияющие на биоэлектрическую активность мозга и общее состояние человека. В качестве источников энергоинформационного воздействия могут применяться радиолокационные системы, космические аппараты, низкочастотные и высокочастотные генераторы, биолокационные установки, химические и биологические средства и др.
С помощью энергоинформационного оружия можно изменить поведение людей - в частности, снизить или «разжечь» накал демонстраций, беспорядков и этим повлиять на текущие социальные процессы. Ухудшая психофизическое состояние личного состава противника (террористов), можно существенно снижать их боеспособность и даже побуждать к сдаче в плен. Важнейшим результатом применения такого оружия является сильный, парализующий волю «животный», страх у противника, что способствует его поражению.
Цели применения информационного оружия - завоевание превосходства над противником и нанесение ему поражения в конкретном акте противостояния во внешней и внутренней политике, экономике, обороноспособности страны в целом.
Задачи применения информационного оружия (на международном уровне):
• подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
• манипулирование общественным сознанием внутри страны, создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к национальному наследию;
• провоцирование политической напряженности и хаоса внутри страны, инициирование этнических и религиозных столкновений, забастовок, массовых беспорядков и других акций протеста;
• дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация всей системы управления;
• нарушение системы управления страной, регионом, государственным учреждением, войсками, вооружением и военной техникой, объектами повышенной опасности;
• нанесение серьезного ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности. [Петров, с. 17-18]
Похожие задачи ставятся в случае применения информационного оружия против какой либо организации или конкретного человека. Наглядным примером могут служить многоходовые операции, проводившиеся по дискредитации СССР, КПСС, Сталина, Брежнева (начинали с анекдотов против безответных Чапаева и Матросова, чтобы подготовить народ к осмеянию более значимых объектов). Тот же алгоритм просматривается в недавних акциях 2011 года по компрометации реального кандидата в президенты Франции Доминика Стросс-Кана.
Главным объектом информационного оружия является общественное сознание индивидуума и различных общностей людей, национальный менталитет, духовно-нравственные и социально-психологические ценности и качества личности и общества. Определенным образом структурированная информация такого рода может быть исключительно сильным средством деформации индивидуального сознания, вплоть до изменения психики, доведения ее до болезненного состояния. Более того, она способна стать побудительным мотивом к суицидальным действиям, может вызвать широкомасштабные протестные действия, экстремистские выступления, террористические акты, крупные вооруженные столкновения и т.д.
При ведении информационной войны в общественное сознание народа страны-жертвы агрессии целенаправленно внедряются такие ложные представления об окружающем мире, которые позволяют агрессору в дальнейшем свободно манипулировать как правительством, так и народом этой страны и осуществлять захват необходимых природных или иных ресурсов, не встречая массового эффективного сопротивления.
Агрессивное использование социальной информации может прикрываться лозунгами о «социально-экономической реформе», «культурном развитии», «защите демократии» и осуществляться через управляющую элиту страны-жертвы агрессии, которая в меру сформированных у нее установок способна нередко искренне верить, что работает во благо своего народа. Так, миллионы протестующих граждан в арабских странах весной 2011 года, отбросили своими насильственными действиями экономику и стабильность некоторых регионов на более низкий уровень. При этом они убеждены и искренне верили, что разрушение ряда устаревших, но стабильных социальных институтов власти и управления, принесет пользу их странам. Опыт российских революций 1905, 1917, 1991 года показал, что чаще всего дестабилизация и поспешные искусственно спровоцированные «революционные» перестройки заканчиваются масштабными социальными конфликтами, разрухой и ослаблением страны к радости её экономических конкурентов и политических противников. И потом требуются десятилетия, чтобы страна ценою огромных потерь приблизилась к уровню прежнего благосостояния. [Петров, с. 18-19]
Преимущества информационных средств противоборства в сравнении с обычным оружием:
• относительно невысокие затраты;
• лучшая возможность скрытого применения;
• отсутствие выраженного отличия мероприятий информационной войны от других видов деятельности;
• меньший риск собственного поражения;
• отсутствие экологического ущерба;
• возможность сохранить материально-экономическую инфраструктуру. [Петров, с. 19]
Нередко информационное оружие называют «умным», «несмертоносным», «более «гуманным». Это - очень серьезное и крайне опасное по своим последствиям заблуждение. Данное оружие страшнее и губительнее для людей, чем любое обычное, «горячее», средство поражения. Оно направлено против самого существенного, тонкого и трудно восполнимого в человеке - его психики. И поэтому калечит людей хуже пулевого или осколочного ранения; калечит, искажая и опустошая, их внутренний мир. Длительное воздействие целенаправленной дезинформацией, хорошо спланированной ложью неизбежно подавляет способность к подлинной жизни и порождает наркоманию, психические расстройства, суициды, преступное поведение.
После обычных войн рождаются здоровые, полноценные дети, и быстро восстанавливают общечеловеческий потенциал в стране и мире. Пораженные информационным оружием, сформировать психически здоровым следующее поколение не способны. По законам социальной наследственности они могут воспитать только себе подобных. Рядом с нервозным, закомплексованным, а то и просто зомбированным человеком, как правило, вырастает такой же невротик или зомби. В итоге, после информационных войн человечество не способно восстанавливаться. Тем более, что эти войны фактически не знают окончания.
Информационное оружие - это самый страшный и пока еще официально дозволенный вид оружия массового поражения. При нарастающей интенсивности и изощренности его применения у человечества нет будущего. Информационное оружие смертоносно и не гуманно - оно разрушает душевную подлинность человека, лишая его самой основы жизнеспособности.
В этой связи для любого государства особое значение приобретает способность защитить себя от информационной агрессии, обеспечить информационную безопасность населения.
Масштабность и мощность воздействия
информационных факторов на психику
людей выдвигают обеспечение
информационно-психологической
Основными национальными интересами Республики Беларусь в информационной сфере можно назвать:
• реализация конституционных прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации;
• формирование и поступательное развитие информационного общества;
• равноправное участие Республики Беларусь в мировых информационных отношениях;
• преобразование информационной индустрии в экспортно-ориентированный сектор экономики;
• эффективное информационное обеспечение государственной политики;
• обеспечение надежности и устойчивости функционирования критически важных объектов информатизации. [конц]
В Республике Беларусь последовательно реализуются демократические принципы свободы слова, прав граждан на получение информации и ее использование. Государство создает необходимые условия для развития средств массовой информации и национального сегмента сети Интернет. Во все сферы жизнедеятельности общества активно внедряются современные информационно-коммуникационные технологии.
Согласно Концепции, в информационной сфере с целью нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности совершенствуются механизмы реализации прав граждан на получение, хранение, пользование и распоряжение информацией, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Государство гарантирует обеспечение установленного законодательством порядка доступа к государственным информационным ресурсам, в том числе удаленного, и возможностям получения информационных услуг. Значимым этапом станет разработка и реализация стратегии всеобъемлющей информатизации, ориентированной на развитие электронной системы осуществления административных процедур, оказываемых гражданам и бизнесу государственными органами и иными организациями, и переход государственного аппарата на работу по принципу информационного взаимодействия. Ускоренными темпами будет развиваться индустрия информационных и телекоммуникационных технологий.
Приоритетным направлением является
совершенствование нормативной
правовой базы обеспечения информационной
безопасности и завершение формирования
комплексной государственной
Нейтрализации ряда внутренних источников угроз национальной безопасности способствует информационное обеспечение государственной политики, которое заключается в доведении до граждан Республики Беларусь и внешней аудитории объективной информации о государственном курсе во всех сферах жизнедеятельности общества, официальной позиции по общественно значимым событиям внутри страны и за рубежом, о деятельности государственных органов. Составной частью информационного обеспечения государственной политики выступает информационное противоборство, представляющее собой комплексное использование информационных, технических и иных методов, способов и средств для воздействия на информационную сферу с целью достижения политических, экономических и иных задач либо защиты собственного информационного пространства.
Защита от внешних угроз национальной безопасности в информационной сфере осуществляется путем участия Республики Беларусь в международных договорах, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании межгосударственных, международных глобальных информационных сетей и систем. Для недопущения технологической зависимости государство сохранит роль регулятора при внедрении иностранных информационных технологий.
Важнейшей задачей сегодня является организация скоординированной деятельности республиканских органов государственного управления по обеспечению безопасности информационной среды белорусского общества, разработка стратегии обеспечения информационной безопасности Беларуси
Поэтому важным моментом в организации системы ее эффективной защиты является создание организаций координирования, которые бы состояли как из правительственных, так и общественных организаций, с привлечением коммерческих структур, осуществляющими деятельность в ключевых секторах национальной критической инфраструктуры. Тесная взаимосвязь между государственным и частным сектором страны является неотъемлемым условием национальной безопасности. Это взаимодействие должно подразумевать: исследование проблемы и осведомленность об угрозе национальной критической инфраструктуре; фокусирование внимания спецслужб и производителей программного обеспечения и компьютерной техники на безопасности и защищенности продукции; своевременное и быстрое реагирование на инциденты, связанные с повреждением работы систем; наличие системы каналов формального и неформального обмена информацией об угрозе компьютерной преступности и кибертерроризма.