Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа
Появление проблемы информационной безопасности связано с одной из характерных особенностей современного этапа мирового научно-технического прогресса, с глобальной информационной революцией, в результате которой происходит чрезвычайно быстрое и практически повсеместное распространение новейших информационных технологий и глобальных средств коммуникации, формируется своего рода глобальное информационное пространство международного сообщества.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 3
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 9
3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 17
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Конституционно-правовой статус Республики Беларусь как суверенного государства — это его правовое положение, очерчиваемое Конституцией. Конституция Республики Беларусь подтверждает государственный суверенитет Республики Беларусь на всей ее территории.
Статус государственных языков на всей территории Республики Беларусь в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет белорусский и русский язык как основное средство межнационального общения.
Важнейшим признаком суверенного
государства являются государственные
символы — Государственный
Таким образом, суверенитет государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении — на всю его территорию. Конституционные основы суверенитета государства отражены в ряде статей Конституции Республики Беларусь
Нормы конституционного права неразрывно связывают не только понятия государственной власти и народовластия, но и национального суверенитета.
Национальный суверенитет
В силу национального суверенитета каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свою национальную культуру, свой язык, обы -чаи, традиции, иметь национальные учреждения и т. п.
Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. Что касается народного суверенитета как осуществления всей полноты власти народом, то его можно считать предпосылкой суверенитета государственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как только в этом случае воле народа придается государственно обязательная сила. В свою очередь реализация национального суверенитета должна сочетаться с учетом интересов и настроений граждан других национальностей, проживающих на той же территории. Если национальный суверенитет приводит к провозглашению государства одной данной нации, это может негативно затрагивать интересы граждан иных национальностей и породить противостояние между ними.
Суверенитет предполагает способность
государства гарантировать
Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства.
Важнейшим элементом конституционно-
Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.
Первая редакция Концепции в республике принята в 1995 году, последующая в 2001 году. На основе принятых концептуальных положений была сформирована достаточно эффективная система защиты от внутренних и внешних угроз. Это позволило государству уверенно следовать основным принципам поступательного развития – многовекторности внешней политики и социальной направленности экономического курса. Одновременно укреплялись правопорядок и законность. Республика Беларусь проводила курс на поддержание военного паритета и стабильности в регионе, коллективной безопасности в рамках ОДКБ, укрепление международной безопасности.
Новая редакция Концепции – это документ качественно более высокого уровня. Он выступает как концептуальная и методологическая основа для последующих решений и действий руководителей всех уровней. В ее основе заложены следующие принципы обеспечения национальной безопасности:
• законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека;
• соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;
• комплексный подход;
• единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности;
• разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности;
• оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз.
В данной Концепции определены стратегические национальные интересы: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя республики; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан.
Современный этап развития государства характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, военной и других составляющих безопасности страны.
Согласно Концепции информационная безопасность - состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере.
В проекте Конвенции ООН «Об
обеспечении международной
Другими словами информационная безопасность - это такое состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия на них особого вида угроз, выступающих в форме организованных информационных потоков и направленных на деформацию общественного и индивидуального сознания.
В широком смысле информационная безопасность охватывает интересы защищенности человека, общества и государства. В узком смысле - это защита самой информации и каналов ее приема (передачи), а также организация защиты от применения противником информационного оружия.
Содержание близкого понятия «информационно-
Масштабность и мощность воздействия
современных информационных факторов
на психику и поведение людей
выдвигают обеспечение
Происходящие в данной сфере противостояния можно рассматривать как информационное противоборство. Это и обман, и радиоэлектронная борьба, и конфликты, и разрушительные действия на психологическом и мировоззренческом уровнях. Информационное противоборство - это комплексное взаимное воздействие сторон друг на друга, которое способно, ухудшить состояние одной стороны, для достижения целей другой стороны.
Для обозначения наиболее агрессивных действий такого рода используется понятие «информационная война» - деятельность по использованию информации как оружия для ведения агрессивных действий экономической, политической, социальной сферах и на поле боя. Основным её объектом является сознание людей, против которого используются средства управления и манипулирования и собственно сама информация и каналы ее передачи. [Петров, с. 13-14]
Проект Конвенции ООН «Об
обеспечении международной
Таким образом, информационная война - термин, имеющий два значения:
1) воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации;
2) целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем. [Петров, с. 14]
Информационные войны
Термин «информационная война» стал широко употребляться американскими военными специалистами после войны с Ираком (1991-1992 г.г.), где информационное оружие показало свою высокую эффективность. В 1992 г. Пентагон уже издал директиву «Информационная война» (TS 3600.1), в которой намечались основные задачи по её подготовке. [Петров, с. 14]
Основные задачи и формы информационной войны:
• психологическое воздействие на личный состав и население;
• подавление и уничтожение систем управления противоборствующей стороны;
• информационное обеспечение боевых действий, политики, экономики;
• подавление электронных систем противника;
• хакерское проникновение в информационные силы противника. [Петров, с. 14-15]
Аналитики выделяют следующие основные
черты современных
• объектом информационного воздействия является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дип. представители, главы воинских формирований и т.п.;
• информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума;
• средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации - от СМИ до почты и сплетен;
• информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне. [Петров, с. 15]
Информационная угроза - информация и специальные информационные средства (системы), которые могут быть использованы против технического, военного или социального объекта с целью изменения его интересов, потребностей, ориентаций в соответствии с целями субъекта воздействия. [Петров, с. 15]
Важнейшим элементом информационных войн является информационная операция. Наступательная информационная операция реализуется посредством наступательных информационных действий, таких как:
• стратегическая маскировка;
• разведка;
• дезинформация;
• психологические операции;
• радиоэлектронное противоборство;
• физическое уничтожение или повреждение объектов информационной инфраструктуры;
• атаки на компьютерные сети противника. Наступательную информационную операцию, преследующую корыстные и неправомерные цели в отношении человека или общества можно определить как информационную агрессию. [Петров, с. 15-16]
Оборонительная информационная операция включает комплекс средств и мероприятий заинтересованных субъектов по защите собственных информационных ресурсов и интересов своей системы в целом. К ним относятся:
• оперативная и стратегическая маскировка;
• сохранение секретов;
• контрразведка;
• физическая защита информационной инфраструктуры;
• радиоэлектронная борьба;
• глушение, блокировка средств, в т.ч. СМИ противника;
• контрпропаганда и контрдезинформация;
• психотерапия пострадавших от агрессии. Информационное оружие - совокупность информационных технологий и средств, применяемых для деструктивных воздействий на менталитет населения (военнослужащих) и информационно-техническую инфраструктуру государства (организации). [Петров, с. 16]