Информационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Появление проблемы информационной безопасности связано с одной из характерных особенностей современного этапа мирового научно-технического прогресса, с глобальной информационной революцией, в результате которой происходит чрезвычайно быстрое и практически повсеместное распространение новейших информационных технологий и глобальных средств коммуникации, формируется своего рода глобальное информационное пространство международного сообщества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 3
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 9
3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 17
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

ИнформационнаяБезопасность.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Конституционно-правовой статус Республики Беларусь как суверенного государства  — это его правовое положение, очерчиваемое Конституцией. Конституция  Республики Беларусь подтверждает государственный  суверенитет Республики Беларусь на всей ее территории.

Статус государственных языков на всей территории Республики Беларусь в соответствии со сложившимися историко-культурными  традициями имеет белорусский и  русский язык как основное средство межнационального общения.

Важнейшим признаком суверенного  государства являются государственные  символы — Государственный герб, Государственный флаг, Государственный  гимн, столица.

Таким образом, суверенитет государства  распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении — на всю его территорию. Конституционные основы суверенитета государства отражены в ряде статей Конституции Республики Беларусь

Нормы конституционного права неразрывно связывают не только понятия государственной  власти и народовластия, но и национального суверенитета.

Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации  самостоятельно и независимо распоряжаться  своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние (язык, письменность, культура и т. д.), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, народностями, создание новых государственных образований или национально-государственных единиц, вхождение в состав каких-либо межгосударственных союзов или государств и т. д.).

В силу национального суверенитета каждая нация вправе сохранять и  свободно развивать свою национальную культуру, свой язык, обы -чаи, традиции, иметь национальные учреждения и т. п.

Все три формы суверенитета взаимосвязаны  и в то же время самостоятельны. Что касается народного суверенитета как осуществления всей полноты  власти народом, то его можно считать  предпосылкой суверенитета государственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как только в этом случае воле народа придается государственно обязательная сила. В свою очередь реализация национального суверенитета должна сочетаться с учетом интересов и настроений граждан других национальностей, проживающих на той же территории. Если национальный суверенитет приводит к провозглашению государства одной данной нации, это может негативно затрагивать интересы граждан иных национальностей и породить противостояние между ними.

Суверенитет предполагает способность  государства гарантировать обеспечение  своей внешней и внутренней безопасности.

Под гарантиями суверенитета следует  понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства.

Важнейшим элементом конституционно-правового  статуса Республики Беларусь как  суверенного государства является защита суверенитета и территориальной целостности. На страже государственного суверенитета, территориальной целостности и независимости Республики Беларусь стоят ее национальные Вооруженные Силы, которые обеспечивают безопасность и обороноспособность страны, а Республика Беларусь осуществляет оснащение Вооруженных Сил всем необходимым.

 

 

2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая  редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Первая редакция Концепции в  республике принята в 1995 году, последующая  в 2001 году. На основе принятых концептуальных положений была сформирована достаточно эффективная система защиты от внутренних и внешних угроз. Это позволило  государству уверенно следовать основным принципам поступательного развития – многовекторности внешней политики и социальной направленности экономического курса. Одновременно укреплялись правопорядок и законность. Республика Беларусь проводила курс на поддержание военного паритета и стабильности в регионе, коллективной безопасности в рамках ОДКБ, укрепление международной безопасности.

Новая редакция Концепции – это  документ качественно более высокого уровня. Он выступает как концептуальная и методологическая основа для последующих решений и действий руководителей всех уровней. В ее основе заложены следующие принципы обеспечения национальной безопасности:

• законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека;

• соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;

• комплексный подход;

• единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности;

• разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности;

• оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз.

В данной Концепции определены стратегические национальные интересы: обеспечение  независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя республики; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан.

Современный этап развития государства характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, военной и других составляющих безопасности страны.

Согласно Концепции информационная безопасность - состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере.

В проекте Конвенции ООН «Об  обеспечении международной информационной безопасности» «информационная безопасность» определяется как «состояние защищенности интересов личности, общества и государства от угроз деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве». [Петров, с. 12]

Другими словами информационная безопасность   - это такое состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия на них особого вида угроз, выступающих в форме организованных информационных потоков и направленных на деформацию общественного и индивидуального сознания.

В широком смысле информационная безопасность охватывает интересы защищенности человека, общества и государства. В узком  смысле - это защита самой информации и каналов ее приема (передачи), а  также организация защиты от применения противником информационного оружия.

Содержание близкого понятия «информационно-психологическая  безопасность» в общем виде можно  обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психики от воздействия негативных информационных факторов, угрожающих деформации общественного и индивидуального сознания и поведения.

Масштабность и мощность воздействия  современных информационных факторов на психику и поведение людей  выдвигают обеспечение информационно-психологической безопасности на уровень общенациональной проблемы. Применительно к конкретному человеку информационно-психологическая безопасность - это состояние защищенности его жизнедеятельности, обеспечивающее целостность данного субъекта, возможность позитивного развития в окружающей социальной среде. [Петров, с. 13]

Происходящие в данной сфере  противостояния можно рассматривать  как информационное противоборство. Это и обман, и радиоэлектронная борьба, и конфликты, и разрушительные действия на психологическом и  мировоззренческом уровнях. Информационное противоборство - это комплексное взаимное воздействие сторон друг на друга, которое способно, ухудшить состояние одной стороны, для достижения целей другой стороны.

Для обозначения наиболее агрессивных  действий такого рода используется понятие «информационная война» - деятельность по использованию информации как оружия для ведения агрессивных действий экономической, политической, социальной сферах и на поле боя. Основным её объектом является сознание людей, против которого используются средства управления и манипулирования и собственно сама информация и каналы ее передачи. [Петров, с. 13-14]

Проект Конвенции ООН «Об  обеспечении международной информационной безопасности» определяет информационную войну как «противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны». [Петров, с. 14]

Таким образом, информационная война - термин, имеющий два значения:

1) воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации;

2) целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем. [Петров, с. 14]

Информационные войны происходят, например, при столкновении политических и экономических противников, в ситуациях борьбы за власть, при проведении избирательных кампаний, переделе собственности и т.п.

Термин «информационная война» стал широко употребляться американскими  военными специалистами после войны  с Ираком (1991-1992 г.г.), где информационное оружие показало свою высокую эффективность. В 1992 г. Пентагон уже издал директиву «Информационная война» (TS 3600.1), в которой намечались основные задачи по её подготовке. [Петров, с. 14]

Основные задачи и формы информационной войны:

• психологическое воздействие на личный состав и население;

• подавление и уничтожение систем управления противоборствующей стороны;

• информационное обеспечение боевых действий, политики, экономики;

• подавление электронных систем противника;

• хакерское проникновение в информационные силы противника. [Петров, с. 14-15]

Аналитики выделяют следующие основные черты современных информационных войн:

• объектом информационного воздействия является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дип. представители, главы воинских формирований и т.п.;

• информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума;

• средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации - от СМИ до почты и сплетен;

• информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне. [Петров, с. 15]

Информационная угроза - информация и специальные информационные средства (системы), которые могут  быть использованы против технического, военного или социального объекта с целью изменения его интересов, потребностей, ориентаций в соответствии с целями субъекта воздействия. [Петров, с. 15]

Важнейшим элементом информационных войн является информационная операция. Наступательная информационная операция реализуется посредством наступательных информационных действий, таких как:

• стратегическая маскировка;

• разведка;

• дезинформация;

• психологические операции;

• радиоэлектронное противоборство;

• физическое уничтожение или повреждение объектов информационной инфраструктуры;

• атаки на компьютерные сети противника. Наступательную информационную операцию, преследующую корыстные и неправомерные цели в отношении человека или общества можно определить как информационную агрессию. [Петров, с. 15-16]

Оборонительная информационная операция включает комплекс средств и мероприятий  заинтересованных субъектов по защите собственных информационных ресурсов и интересов своей системы  в целом. К ним относятся:

• оперативная и стратегическая маскировка;

• сохранение секретов;

• контрразведка;

• физическая защита информационной инфраструктуры;

• радиоэлектронная борьба;

• глушение, блокировка средств, в т.ч. СМИ противника;

• контрпропаганда и контрдезинформация;

• психотерапия пострадавших от агрессии. Информационное оружие - совокупность информационных технологий и средств, применяемых для деструктивных воздействий на менталитет населения (военнослужащих) и информационно-техническую инфраструктуру государства (организации). [Петров, с. 16]

Информация о работе Информационная безопасность