Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа
Появление проблемы информационной безопасности связано с одной из характерных особенностей современного этапа мирового научно-технического прогресса, с глобальной информационной революцией, в результате которой происходит чрезвычайно быстрое и практически повсеместное распространение новейших информационных технологий и глобальных средств коммуникации, формируется своего рода глобальное информационное пространство международного сообщества.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 3
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 9
3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 17
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Важно понять, от кого следует защищаться, кто может являться источником угроз, каковы технические возможности и возможные действия потенциального нарушителя. Используемые злоумышленниками методы и средства проведения атак на информационные системы становятся все более изощренными, и оказать достойный отпор их действиям можно, только обладая специальными знаниями.
В этой связи опыт США, страны с одной из наиболее развитой в мире информационной инфраструктурой представляется весьма интересным и поучительным с точки зрения анализа тенденций, связанных с обеспечением информационной безопасности национальной инфраструктуры.
Уже в феврале 2003 г. был подписан основополагающий документ, который называется «Национальная стратегия. Безопасное киберпространство». Вышеназванный документ призван скоординировать усилия правительства и частного бизнеса по обеспечению информационной безопасности США. В рамках данной стратегии ежегодно составляется план защиты критически важных информационных систем. Национальная стратегия по защите киберпространства нацеливает правительство на сотрудничество с частным сектором в сфере создания системы экстренного реагирования на кибератаки и снижения степени уязвимости государства к таким угрозам.
Классическая модель информационной безопасности основывалась на автономности и локальности ресурсов информационной системы, а ее постановка заключалась, образно говоря, в трех НЕ: не допустить, не пропустить, не упустить. Соответственно и сама концепция защиты информационных ресурсов строилась по этим же принципам, когда главными задачами обеспечения информационной безопасности являлись: ограничение круга пользователей, создание системы доступа по паролям и разграничение информации по категориям.
Зарубежные публикации последних лет показывают, что возможности злоупотреблений информацией, передаваемой по каналам связи, развивались и совершенствовались не менее интенсивно, чем средства их предупреждения. В этом случае для защиты информации требуется не просто разработка частных механизмов защиты, а организация комплекса мер, то есть использование специальных средств, методов и мероприятий с целью предотвращения потери информации.
Мир подошел к той черте, когда границы между государствами перестали быть непреодолимыми барьерами не только для бизнеса и торговли, науки и образования, отдыха и развлечений, но и для терроризма, преступности, в том числе в сфере высоких технологий. Остроту межгосударственного информационного противоборства можно наблюдать в оборонной сфере, высшей формой которой являются информационные войны. Элементы такой войны уже имели место в локальных военных конфликтах на Ближнем Востоке и на Балканах. Так, войскам НАТО удалось вывести из строя систему противовоздушной обороны Ирака с помощью информационного оружия.
Новые условия геополитической обстановки проявляются в нашей стране через такие важные атрибуты как международная экономическая интеграция, свобода перемещения граждан и контактов между ними, свободный поток информации и идей, «открытость» сторон. Наряду с положительными аспектами реализации принципов «открытости», значительное превосходство США и их союзников перед странами СНГ в техническом оснащении спецслужб позволяет им получить уникальные возможности по добыванию разведывательной информации.
О серьезности данной проблемы можно судить по факту того, что лозунгом текущей эпохи всеми признается лозунг «Кто владеет информацией - тот владеет миром». Существование таких структур как АНБ (Агентство национальной безопасности США) и ШПС (Штаб правительственной связи Великобритании) и им подобным является бесспорным доказательством большой заинтересованности в информации других государств и на удовлетворение потребности в ценных сведениях тратятся большие средства.
По данным из открытых источников информации в структуре «АНБ»: в 6 раз больше сотрудников, чем в ЦРУ. Занимается электронной разведкой 4120 мощных центров прослушивания, размещенных на многочисленных военных базах в Германии, Турции, Японии и других странах. Они имеют возможность собирать и анализировать почти повсеместно радиограммы, телефонные переговоры. Могут перехватывать идущие по радиорелейным и спутниковым каналам связи, электронные сигналы любого типа, включая излучения систем сигнализации в квартирах и противоугонных устройств автомобилей.
Известная американская разведывательная система «Эшелон» перехватывает все, что существует в электромагнитном виде и обеспечивает тотальный контроль электронных средств коммуникаций. Создаваемая США система «Magic Lantern» позволяет тайно внедрять в компьютеры подозреваемых программы слежения, засылая их через Интернет при помощи вирусов.
Практика показывает, что Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо разработать согласованный перечень нормативных правовых актов государств-участников Союзного государства в области информационной безопасности, подлежащих разработке и унификации, обеспечить их принятие (ратификацию).
В Российской Федерации в конце 2010 года принят федеральный закон «О безопасности», который определяет основные принципы обеспечения безопасности в стране и, по сравнению со старой редакцией закона, принятой в 1992 году, более подробно распределяет полномочия в этой сфере между властями страны.
Согласно документу, основными принципами обеспечения безопасности является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность применения органами власти политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности. Законопроект провозглашает «приоритет предупредительных мер».
В новом документе более подробно прописаны полномочия главы государства, парламента, правительства, федеральных органов исполнительной власти, функции органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области безопасности.
Президент определяет основные направления госполитики в этой сфере, утверждает стратегию национальной безопасности РФ, другие концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности. Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, которыми он руководит, в области обеспечения безопасности. Кроме того, президент в порядке, установленном законодательством, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а также исполняет полномочия в области обеспечения режима ЧП.
Кроме того, к юрисдикции президента отнесено принятие решений о применении специальных экономических мер для обеспечения безопасности, мер по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму.
К полномочиям парламента в области безопасности отнесено рассмотрение и принятие федеральных законов по ее обеспечению. Помимо этого, Совет Федерации, как и сейчас, утверждает указы президента о введении ЧП.
Правительство, согласно закону, участвует в определении основных направлений государственной политики по безопасности, формирует федеральные целевые программы в этой области и обеспечивает их реализацию. Правительство также устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит, в сфере безопасности и обеспечивает органы власти средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения таких задач.
Помимо органов власти, граждане и общественные объединения также участвуют в реализации государственной политики по безопасности.
В законе уточнен статус Совета безопасности РФ как конституционного совещательного органа, который готовит решения президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и по другим вопросам, связанным с этой областью. К основным задачам Совбеза отнесено обеспечение условий для реализации главой государства полномочий в области обеспечения безопасности, формирование госполитики в этой сфере и контроль за ее реализацией, прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации.
В Республике Беларусь нет такого общего закона. Очевидно назрела необходимость рассмотреть целесообразность разработки его проекта.
Так же, как и проанализировать комплект документов Российской Федерации в развитие своей Концепции национальной безопасности с целью рассмотреть целесообразность разработки подобных документов в Республике Беларусь.
Это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Доктрина развивает Концепцию
национальной безопасности Российской
Федерации применительно к
- формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
- подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
- разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Формирование концептуальных основ защиты информационной сферы Союзного государства от современных информационных вызовов и угроз выступает как одно из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности государств-участников и общей безопасности Союзного государства.
Конституционное право Республики Беларусь: Учеб. / Г.А. Василевич. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 832 с.
Конституционное право: Учеб. пособие / Д.М. Демичев. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 351 с.
Обеспечение национальной безопасности
Республики Беларусь как важнейший
фактор развития государства в современных
условиях. Информационно-аналитический
центр при Администрации Президента Республики
Беларусь http://iac.gov.by/ru/about_
Петров, С.В. Информационная безопасность: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2011. - 328 с.
Указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 N 575
"Об утверждении Концепции
национальной безопасности
Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 N 193-XII
"О государственном суверенитете Республики Беларусь"
+ констит