Информационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Появление проблемы информационной безопасности связано с одной из характерных особенностей современного этапа мирового научно-технического прогресса, с глобальной информационной революцией, в результате которой происходит чрезвычайно быстрое и практически повсеместное распространение новейших информационных технологий и глобальных средств коммуникации, формируется своего рода глобальное информационное пространство международного сообщества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 3
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 9
3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 17
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

ИнформационнаяБезопасность.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Важно понять, от кого следует защищаться, кто может являться источником угроз, каковы технические возможности и возможные действия потенциального нарушителя. Используемые злоумышленниками методы и средства проведения атак на информационные системы становятся все более изощренными, и оказать достойный отпор их действиям можно, только обладая специальными знаниями.

В этой связи опыт США, страны с  одной из наиболее развитой в мире информационной инфраструктурой представляется весьма интересным и поучительным с  точки зрения анализа тенденций, связанных с обеспечением информационной безопасности национальной инфраструктуры.

Уже в феврале 2003 г. был подписан основополагающий документ, который  называется «Национальная стратегия. Безопасное киберпространство». Вышеназванный  документ призван скоординировать усилия правительства и частного бизнеса по обеспечению информационной безопасности США. В рамках данной стратегии ежегодно составляется план защиты критически важных информационных систем. Национальная стратегия по защите киберпространства нацеливает правительство на сотрудничество с частным сектором в сфере создания системы экстренного реагирования на кибератаки и снижения степени уязвимости государства к таким угрозам.

Классическая модель информационной безопасности основывалась на автономности и локальности ресурсов информационной системы, а ее постановка заключалась, образно говоря, в трех НЕ: не допустить, не пропустить, не упустить. Соответственно и сама концепция защиты информационных ресурсов строилась по этим же принципам, когда главными задачами обеспечения информационной безопасности являлись: ограничение круга пользователей, создание системы доступа по паролям и разграничение информации по категориям.

Зарубежные публикации последних  лет показывают, что возможности  злоупотреблений информацией, передаваемой по каналам связи, развивались и совершенствовались не менее интенсивно, чем средства их предупреждения. В этом случае для защиты информации требуется не просто разработка частных механизмов защиты, а организация комплекса мер, то есть использование специальных средств, методов и мероприятий с целью предотвращения потери информации.

Мир подошел к той черте, когда  границы между государствами  перестали быть непреодолимыми барьерами  не только для бизнеса и торговли, науки и образования, отдыха и развлечений, но и для терроризма, преступности, в том числе в сфере высоких технологий. Остроту межгосударственного информационного противоборства можно наблюдать в оборонной сфере, высшей формой которой являются информационные войны. Элементы такой войны уже имели место в локальных военных конфликтах на Ближнем Востоке и на Балканах. Так, войскам НАТО удалось вывести из строя систему противовоздушной обороны Ирака с помощью информационного оружия.

Новые условия геополитической  обстановки проявляются в нашей стране через такие важные атрибуты как международная экономическая интеграция, свобода перемещения граждан и контактов между ними, свободный поток информации и идей, «открытость» сторон. Наряду с положительными аспектами реализации принципов «открытости», значительное превосходство США и их союзников перед странами СНГ в техническом оснащении спецслужб позволяет им получить уникальные возможности по добыванию разведывательной информации.

О серьезности данной проблемы можно  судить по факту того, что лозунгом текущей эпохи всеми признается лозунг «Кто владеет информацией - тот владеет миром». Существование таких структур как АНБ (Агентство национальной безопасности США) и ШПС (Штаб правительственной связи Великобритании) и им подобным является бесспорным доказательством большой заинтересованности в информации других государств и на удовлетворение потребности в ценных сведениях тратятся большие средства.

По данным из открытых источников информации в структуре «АНБ»: в 6 раз больше сотрудников, чем в  ЦРУ. Занимается электронной разведкой 4120 мощных центров прослушивания, размещенных на многочисленных военных базах в Германии, Турции, Японии и других странах. Они имеют возможность собирать и анализировать почти повсеместно радиограммы, телефонные переговоры. Могут перехватывать идущие по радиорелейным и спутниковым каналам связи, электронные сигналы любого типа, включая излучения систем сигнализации в квартирах и противоугонных устройств автомобилей.

Известная американская разведывательная система «Эшелон» перехватывает все, что существует в электромагнитном виде и обеспечивает тотальный контроль электронных средств коммуникаций. Создаваемая США система «Magic Lantern» позволяет тайно внедрять в компьютеры подозреваемых программы слежения, засылая их через Интернет при помощи вирусов.

Практика показывает, что Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо разработать согласованный перечень нормативных правовых актов государств-участников Союзного государства в области информационной безопасности, подлежащих разработке и унификации, обеспечить их принятие (ратификацию).

В Российской Федерации в конце 2010 года принят федеральный закон  «О безопасности», который определяет основные принципы обеспечения безопасности в стране и, по сравнению со старой редакцией закона, принятой в 1992 году, более подробно распределяет полномочия в этой сфере между властями страны.

Согласно документу, основными  принципами обеспечения безопасности является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность применения органами власти политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности. Законопроект провозглашает «приоритет предупредительных мер».

В новом документе более подробно прописаны полномочия главы государства, парламента, правительства, федеральных органов исполнительной власти, функции органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области безопасности.

Президент определяет основные направления  госполитики в этой сфере, утверждает стратегию национальной безопасности РФ, другие концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности. Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, которыми он руководит, в области обеспечения безопасности. Кроме того, президент в порядке, установленном законодательством, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а также исполняет полномочия в области обеспечения режима ЧП.

Кроме того, к юрисдикции президента отнесено принятие решений о применении специальных экономических мер  для обеспечения безопасности, мер  по защите граждан от преступных и  иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму.

К полномочиям парламента в области  безопасности отнесено рассмотрение и  принятие федеральных законов по ее обеспечению. Помимо этого, Совет  Федерации, как и сейчас, утверждает указы президента о введении ЧП.

Правительство, согласно закону, участвует в определении основных направлений государственной политики по безопасности, формирует федеральные целевые программы в этой области и обеспечивает их реализацию. Правительство также устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит, в сфере безопасности и обеспечивает органы власти средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения таких задач.

Помимо органов власти, граждане и общественные объединения также  участвуют в реализации государственной политики по безопасности.

В законе уточнен статус Совета безопасности РФ как конституционного совещательного органа, который готовит решения  президента РФ по вопросам обеспечения  безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и по другим вопросам, связанным с этой областью. К основным задачам Совбеза отнесено обеспечение условий   для   реализации   главой   государства   полномочий   в   области обеспечения безопасности, формирование госполитики в этой сфере и контроль за ее реализацией, прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации.

В  Республике Беларусь нет такого общего закона. Очевидно назрела необходимость рассмотреть целесообразность разработки его проекта.

Так же, как и проанализировать комплект документов Российской Федерации  в развитие своей Концепции национальной безопасности с целью рассмотреть целесообразность разработки подобных документов в Республике Беларусь.

Это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Доктрина развивает Концепцию  национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере и служит основой для:

- формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

- подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

- разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Формирование концептуальных основ  защиты информационной сферы Союзного государства от современных информационных вызовов и угроз выступает как одно из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности государств-участников и общей безопасности Союзного государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

Конституционное право  Республики Беларусь: Учеб. / Г.А. Василевич. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 832 с.

Конституционное право: Учеб. пособие / Д.М. Демичев. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 351 с.

Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как важнейший  фактор развития государства в современных  условиях. Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь http://iac.gov.by/ru/about_iac/presentation

 

Петров, С.В. Информационная безопасность: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2011. - 328 с.

 

Указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 N 575

"Об утверждении Концепции  национальной безопасности Республики  Беларусь"

 

Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 N 193-XII

"О государственном  суверенитете Республики Беларусь"

 

+ констит

 

 


Информация о работе Информационная безопасность