Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:45, курс лекций

Описание работы

Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты.
Принципы организации и функционирования исполнительной власти.
Исполнительная власть и государственное управление.

Файлы: 1 файл

ADMINISTRATIVNOE_PRAVO_Original.doc

— 916.00 Кб (Скачать файл)
  1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. 
    Принципы организации и функционирования исполнительной власти. 
    Исполнительная власть и государственное управление.

 

В соответствии со ст.10 Конституции в РФ Государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

 

Исполнительная  власть - ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемую специально созданными на то органами и их должностными лицами.

Т.е.  по сути, исполнительная власть представляет собой  публично-правовой механизм, направленный на исполнение законодательства.

Структура органов  государственной власти закреплена  Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 19.03.2013) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"

Признаки исполнительной власти:

  • Представляет собой публично-правовой механизм, направленный на исполнение законодательства
  • Направлена,  и имеет своей целью защиту прав и свобод человека и гражданина
  • Осуществляется специально на то созданными органами и их должностными лицами, как правило, данные должностные лица замещают государственные должности или должности государственной службы.
  • обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
  • организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
  • Выполняет регулятивную, правоприменительную и охранительную функции
  • В процессе реализации исполнительной власти издаются правовые акты управления, под которыми понимается односторонние юридически-властные волеизъявления, направленные на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений.

Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.

  • 1. Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.
  • 2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.
  • 3. Принцип разделения и взаимодействия властей.
  • 4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов.
  • 5. принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.
  • 6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ.
  • 7. Принцип федеративного устройства.
  • 8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Функции исполнительной власти:

1. Исполнительная, т.е. исполнение законов. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты.

2. Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной.

3. Планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности.

4. Организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.

5. Правовое регулирование  деятельности и функционирования  соответствующих структур.

6. Общее руководство  и оперативно-распорядительная работа.

7. Координация  (согласование) действий различных  органов управления, должностных лиц и организаций.

8. Контроль, т.е.  проверка фактического положения  дел для выявления и устранения  нарушений законов.

9. Учет людских,  материальных, денежных и иных средств, для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.

10. Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа.

11. Методическое  руководство.

12. Кадровое, МТО,  финансирование и т.д.

Субъекты:

С учетом федеративного  устройства России выделяются следующие  субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:

  1. Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;
  2. равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в  Российской Федерации являются:

  1. Президент РФ;
  2. Правительство РФ;
  3. федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);
  4. территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
  5. главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);
  6. правительства субъектов РФ;
  7. иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Управление, по сути, любая целенаправленная деятельность.

Под управлением понимается целенаправленный механизм воздействия субъекта управления на объект управления, имеющий целью, удовлетворение потребностей государства  или иной социальной группы, а также имеющий конкретный результат.

В административно-правовой литературе выделяют государственное  управление, в общем, и специальном виде. В общем – мы говорим об управлении в государстве. В специальном – под государственным управлением понимается целенаправленная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Соотношение:

Существует 2 подхода  к определению понимания государственного управления.

1. Широкое понимание  – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.

В этом понимании  государственное управление – более  широкое понятие, чем исполнительная власть.

2. Узкое понимание  – это административная деятельность  органов исполнительной власти. Сюда относится практическая  деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д.

В этом понимании  государственное управление и исполнительная власть тождественны.

  1. Социальное управление и его виды. Понятие, признаки государственного управления. Государственное управление и государственное  регулирование.

Социальное управление – это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности. Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы.

Черты социального управления:

  1. существует там, где имеет место совместная деятельность людей или общностей;
  2. обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
  3. направлено на достижение определенной управленческой цели;
  4. характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
  5. субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
  6. объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
  7. реализуется в рамках определенного механизма.

Общественное  управление осуществляется внутри и в рамках различного рода объединений граждан руководящими органами, создаваемыми ими на принципах самоуправления в соответствии с уставами, на основе локально-правового регулирования, дополняемого государственным административно-правовым регулированием, строго определенным законом, которое связано с государственной регистрацией объединений, надзором и контролем за их деятельностью.

Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории.

Государственное управление: В административно-правовой литературе выделяют государственное управление в общем и специальном виде. В общем – мы говорим об управлении в государстве. В специальном – под государственным управлением понимается целенаправленная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Государственное управление представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.

Признаки госуправления:

1) вид государственной управленческой  деятельности;  2) деятельность носит юрид. властный, исполнит.- распорядительный характер; 3) деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово; 4) деятельность на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность); 5) характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей; 6) осуществляется в различных формах ( правовых и не правовых ); 7) обеспечивается посредством системы гарантий; 8) нарушение управленческой деятельности влечёт за собой наступление негативных последствий (правоограничений).       

1.Исполнительно-распорядительный   характер.

Основным направлением этой деятельности является проведение в жизнь НПА, а средством достижения этой цели - использование необходимых юридически-властных полномочий.

2.Организационная  и практическая направленность.

3.Подзаконная  деятельность и подзаконное нормотворчество.

Другие признаки государственного управления.

1.Тесная связь  с разработкой и практической  реализацией государственной политики.

2.Определённая  целевая и функциональная специфика

3.Наличие определённых  ресурсов.

4.Непосредственная  ответственность за исполнение  законов.

5.Использование  определённых форм и методов.

 

  1. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.

 

Гос. управл. – ( широкое понимание): деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий.

Гос. управл. ( узкое понимание) : подзаконная, юридически властная деятельность органов  исполнительной власти Р. Ф. и её субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Цель  государственного управления – отражение общественных потребностей и интересов.

Задачи управления – промежуточные, этапные цели управленческой деятельности. Среди основных задач государственного управления выделяются:

  1. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности
  2. Пополнение бюджета, как за счет налоговых, так и неналоговых поступлений
  3. Выполнение социальных функций государства
  4. Защита прав и свобод человека и гражданина

Функции – это основные направления деятельности:

Прогнозирование предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной.

Планирование  (Планирование — это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.). Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления. В процессе реализации функции планирования создаются программы по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления (федеральные, региональные и комплексные программы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органа государственного управления и его структуры.)

Сбор и анализ, обработка  информации Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности.

Регулирование — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан

Организация - создание органов управления, определение их функций и т.д.

Распорядительство — это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами)

Руководство, учет и контроль — это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления;

Информация о работе Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты