Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:45, курс лекций
Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты.
Принципы организации и функционирования исполнительной власти.
Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии со ст.10 Конституции в РФ Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Исполнительная власть - ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемую специально созданными на то органами и их должностными лицами.
Т.е. по сути, исполнительная власть представляет собой публично-правовой механизм, направленный на исполнение законодательства.
Структура органов государственной власти закреплена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 19.03.2013) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"
Признаки исполнительной власти:
Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.
Функции исполнительной власти:
1. Исполнительная, т.е. исполнение законов. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты.
2. Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной.
3. Планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности.
4. Организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.
5. Правовое регулирование
деятельности и
6. Общее руководство
и оперативно-распорядительная
7. Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций.
8. Контроль, т.е.
проверка фактического
9. Учет людских, материальных, денежных и иных средств, для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.
10. Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа.
11. Методическое руководство.
12. Кадровое, МТО, финансирование и т.д.
Субъекты:
С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:
Управление, по сути, любая целенаправленная деятельность.
Под управлением понимается целенаправленный механизм воздействия субъекта управления на объект управления, имеющий целью, удовлетворение потребностей государства или иной социальной группы, а также имеющий конкретный результат.
В административно-правовой литературе выделяют государственное управление, в общем, и специальном виде. В общем – мы говорим об управлении в государстве. В специальном – под государственным управлением понимается целенаправленная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Соотношение:
Существует 2 подхода
к определению понимания
1. Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.
В этом понимании государственное управление – более широкое понятие, чем исполнительная власть.
2. Узкое понимание
– это административная
В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны.
Социальное управление – это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности. Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы.
Черты социального управления:
Общественное управление осуществляется внутри и в рамках различного рода объединений граждан руководящими органами, создаваемыми ими на принципах самоуправления в соответствии с уставами, на основе локально-правового регулирования, дополняемого государственным административно-правовым регулированием, строго определенным законом, которое связано с государственной регистрацией объединений, надзором и контролем за их деятельностью.
Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории.
Государственное управление: В административно-правовой литературе выделяют государственное управление в общем и специальном виде. В общем – мы говорим об управлении в государстве. В специальном – под государственным управлением понимается целенаправленная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Государственное управление представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.
Признаки госуправления:
1) вид государственной
1.Исполнительно-
Основным направлением этой деятельности является проведение в жизнь НПА, а средством достижения этой цели - использование необходимых юридически-властных полномочий.
2.Организационная и практическая направленность.
3.Подзаконная
деятельность и подзаконное
Другие признаки государственного управления.
1.Тесная связь с разработкой и практической реализацией государственной политики.
2.Определённая
целевая и функциональная
3.Наличие определённых ресурсов.
4.Непосредственная ответственность за исполнение законов.
5.Использование определённых форм и методов.
Гос. управл. – ( широкое понимание): деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий.
Гос. управл. ( узкое понимание) : подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Р. Ф. и её субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Цель государственного управления – отражение общественных потребностей и интересов.
Задачи управления – промежуточные, этапные цели управленческой деятельности. Среди основных задач государственного управления выделяются:
Функции – это основные направления деятельности:
Прогнозирование предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной.
Планирование (Планирование — это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.). Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления. В процессе реализации функции планирования создаются программы по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления (федеральные, региональные и комплексные программы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органа государственного управления и его структуры.)
Сбор и анализ, обработка информации Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности.
Регулирование — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан
Организация - создание органов управления, определение их функций и т.д.
Распорядительство — это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами)
Руководство, учет и контроль — это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления;
Информация о работе Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты