Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:45, курс лекций

Описание работы

Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты.
Принципы организации и функционирования исполнительной власти.
Исполнительная власть и государственное управление.

Файлы: 1 файл

ADMINISTRATIVNOE_PRAVO_Original.doc

— 916.00 Кб (Скачать файл)

3. Указы Президента

4. Постановления  Правительства

5. Ведомственные  акты – акты министерств и  федеральных ведомств

6. Законодательные  и иные акты государственных  органов субъектов РФ

7. Административно-правовые  договоры и соглашения. Например, между государственными органами  РФ и субъектов РФ

8. Локальные  акты, инструкции, положения

 

 

17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.

 

Административное  законодательство представляет собой  систему тесно взаимосвязанных  законодательных актов, регламентирующих отношения в области организации  и функционирования государственного управления, исполнительной власти, правового статуса субъектов управленческой деятельности, определения административно-правовых режимов, реализации административно-принудительных правовых средств.

Теоретически  кодификация административного  права является одним из видов систематизации административного законодательства, т. е. это помещение в законе (законодательном акте) определенного законодательного материала отрасли права.

 

 Тезис  о полной кодифицируемости административного  права несостоятелен, так как административно-правовые институты слишком разнообразны по своей природе, сущности, назначению и роли в государственной и общественной жизни; они не поддаются обобщению в едином кодексе. В настоящее время иллюзии о возможности всеобъемлющей кодификации административного права рассеялись как в теории, так и в практике.

 

К сожалению, и сегодня в Российской Федерации  практически отсутствуют важнейшие  кодификационные акты (кодексы, законы), раскрывающие сущность административного  права: 1) закон об управленческом процессе (или Административно-процессуальный кодекс), в котором бы утверждался порядок принятия административных актов и заключения административных договоров (другие управленческие процедуры); 2) закон о порядке рассмотрения судом административных исков (или о так называемой "административной юстиции"); отсутствует, правда, и сам закон об административных судах; 3) социальный кодекс.

 

Вместе  с тем существуют примеры кодификации  отдельных норм административного  права, например: Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 г. В настоящее время идет разработка Административно-процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Значительная  работа проводится по инкорпорации законодательства, т. е. по упорядочиванию нормативного материала путем его объединения и расположения в систематизированном порядке в издаваемых Министерством юстиции РФ, другими министерствами и ведомствами, научными и учебными заведениями сборниках нормативных актов.

Иногда  в качестве одного из видов систематизации административного законодательства в учебной литературе выделяются хронологические издания(*1) законодательных  и иных нормативных правовых актов. К ним относятся, например, "Собрание законодательства Российской Федерации", "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".

 

 

18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

В структурном  отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.

Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Этот элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

 Виды административно-правовых норм: 1) по предмету:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений; 
б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

2) по содержанию :а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия; 
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них; 
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий; 
г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения; 
д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно -правовыхотношений;

3) по юридической силе: а) законодательные; 
б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные; 
б) субъектов РФ; 
в) муниципальные.

Реализация административно- правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).

Источники административного  права – это внешние формы  выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

 

 

 

 

19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

  • являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
  • носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;
  • являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;
  • в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

  • материальные, основанные на нормах материального права;
  • процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по целям:

  • регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
  • охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 20. История развития административно-правовой науки (камералистика;полицейское право; административно-правовая наука в конце XVIII в. - начале XIXв., административное право конца XIX в. - начала XX в., основные достижения 
науки административного права в XX в.). История развития российской науки административного права (1991 - 2008 годы).

 

Свои истоки наука административного права  берет в камералистики, сформировавшейся в XVI-XVII веках в Германии, Франции  и некоторых других странах Европы. Камералистика (или камеральная наука) - это наука об управлении, соединившая в себе представления ученых того времени о правилах управления в государстве, государственных финансах, экономике, хозяйстве. Данная дисциплина зародилась в недрах европейского абсолютизма как наука о существовавших закономерностях публичного управления, основная часть которого - государственное управление - была сосредоточена в руках монарха, не ограниченного в своих действиях нормами права. Ее виднейшими представителями были Г. Обрехт, М. Оссе и другие. 
   В качестве составного элемента данной науки к XVIII веку выделилась так называемая полицейская наука, сосредоточившая внимание на закономерностях управления внутренними делами в целом, в том числе обеспечения общественного порядка и устройства общественного благосостояния посредством организации институтов общественного призрения. Развитием указанного направления камералистики занимались виднейшие ученые, Р. Моль, И. Пюттер, Л. Штейн,   

 Со временем  трансформация общественного устройства  в странах Европы, возникновение  и установление в качестве  официальной идеологии правового государства, включающей в себя представления о приоритете прав и свобод человека и гражданина, разделении властей и ограничении власти законом, обусловила и трансформацию полицейской науки в науку полицейского права, которая занималась уже исключительно вопросами развития нормативного регулирования в области "полицейской власти", под которой понималась в целом система управления внутри государства, осуществляемая исполнительными органами. 
     Дальнейшее развитие административного права в Европе происходило при непосредственном участии российских ученых. Первоначально в России в начале XIX века административное право также возникает как полицейское право. Труды по проблемам этой науки пишут виднейшие ученые: А. Антонович, ЭИ. Посошков, Н. Рождественский, И. Тарасов, М. Шпилевский и многие другие.  

 На рубеже XIX-XX веков в систему предмета  науки полицейского права традиционно  включались следующие элементы: 
   понятие, содержание, источники полицейского права и законодательства; 
   меры полицейского принуждения; 
   полиция безопасности (пресечение правонарушений, цензура, предупреждение чрезвычайных ситуаций, строительство и т.п.); 
   полиция благосостояния (содействие сельскому хозяйству и торговле, образование, общественное призрение и т.д.). 
   Однако в широком смысле административное право предполагало изучение и других важных вопросов государственного управления. 
   Трансформация полицейского права в административное происходит постепенно.   Окончательный отказ от термина "полицейское право" связан с советским периодом истории нашей страны, который вновь на долгое время отстранил юридическую науку от влияния зарубежного опыта. Наиболее видными представителями административно-правовой науки были А.Ф. Евтихеев, А.И. Елистратов, В.Л. Кобалевский. Они окончательно связали переход к административному праву от полицейского с проблемой трансформации властеотношений в правоотношения, т.е. с правовым ограничением власти управляющих субъектов. 
   Однако судьба науки административного права в советский период оказалась весьма нелегкой. В учебных программах высших учебных заведений административное право отсутствовало как чуждое пролетарскому сознанию. В сороковых годах ХХ века происходит возрождение науки в виде советского административного права, уже скорректированного с учетом существовавшей официальной идеологии. Административное право вновь анализировалось как отрасль права, но с учетом задач и целей советского администрирования, особенностей статуса советских органов государственного управления, принципов социалистического государственного управления в целом.  

 Девяностые  годы ХХ века знаменуют собой  перестройку всего общественного  организма и в том числе  системы административного законодательства. Конституция РФ переворачивает  традиционные представления о соотношении государственного управления и государственной власти. Декларирована и претворена в жизнь идея разделения властей. Исполнительная власть получает подзаконный статус. В этой связи возникает множество новых теорий в области системы административного права. Изменяются принципы, декларированные наукой советского административного права, возникает интерес к проблемам новых подотраслей административного права (в том числе полицейского, школьного, строительного и т.д.), а также к соотношению административного права с новыми комплексными отраслями российской правовой системы (финансовым, таможенным, земельным и т.п.). 
   Среди наиболее видных специалистов в области административного права, занимавшихся и занимающихся развитием науки административного права в условиях реформирования системы законодательства можно назвать следующих ученых: А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, А.А. Кармолицкий, М.Ю. Козлов, А.П. Коренев, Н.М. Конин, В.М. Манохин, Д.М. Овсянко, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров и другие. 
   Перед современной наукой административного права встают новые задачи, связанные с возникновением и разработкой передовых теорий административной юстиции, административно-правовых режимов, административно-процедурного процесса и т.п. Им посвящены работы современных молодых ученых, чьи имена еще не вписаны в историю науки.

 

21. Понятие, система и виды субъектов административного права. Физические и юридические лица, индивидуальные и коллективные субъекты.  Административная правосубъектность.

 

Субъектами  любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъекты административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся:

Виды субъектов административного права:

1) индивидуальные:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • государственные служащие или должностные лица;

Информация о работе Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты