Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:45, курс лекций
Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты.
Принципы организации и функционирования исполнительной власти.
Исполнительная власть и государственное управление.
3. Указы Президента
4. Постановления Правительства
5. Ведомственные акты – акты министерств и федеральных ведомств
6. Законодательные и иные акты государственных органов субъектов РФ
7. Административно-правовые
договоры и соглашения. Например,
между государственными
8. Локальные акты, инструкции, положения
17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
Административное
законодательство представляет собой
систему тесно взаимосвязанных
законодательных актов, регламентирующих
отношения в области
Теоретически кодификация административного права является одним из видов систематизации административного законодательства, т. е. это помещение в законе (законодательном акте) определенного законодательного материала отрасли права.
Тезис
о полной кодифицируемости
К сожалению,
и сегодня в Российской Федерации
практически отсутствуют
Вместе
с тем существуют примеры кодификации
отдельных норм административного
права, например: Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
1984 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях
2001 г., Таможенный кодекс Российской Федерации
1993 г. В настоящее время идет разработка
Административно-
Значительная работа проводится по инкорпорации законодательства, т. е. по упорядочиванию нормативного материала путем его объединения и расположения в систематизированном порядке в издаваемых Министерством юстиции РФ, другими министерствами и ведомствами, научными и учебными заведениями сборниках нормативных актов.
Иногда
в качестве одного из видов систематизации
административного
18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.
В структурном
отношении административно-
Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Этот элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.
Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.
Виды административно-правовых норм: 1) по предмету:
а) материальные
– нормы, закрепляющие права, обязанности,
ответственность субъектов административных
правоотношений;
б) процессуальные – нормы, определяющие порядок
реализации прав, обязанностей и ответственности,
закрепленной в нормах материального
права;
2) по содержанию :а) обязывающие – предписывающие
субъектам административно-правовых отношений
в обязательном порядке совершать определенные
активные действия;
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие
субъектам административно-правовых отношений
право совершать какие-либо действия либо
воздержаться от них;
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности
субъектов административно-правовых отношений
воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные – нормы, в которых
участникам административно-правовых
отношений предлагается в качестве рекомендательной
определенная модель поведения;
д) поощрительные – нормы, содержащие меры
поощрения за наиболее благоприятные
действия со стороны субъектов административно
-правовыхотношений;
3) по юридической силе: а) законодательные;
б) подзаконные;
4) по территориальному действию:
а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) муниципальные.
Реализация административно- правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).
Источники административного
права – это внешние формы
выражения административно-
19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:
Виды административно-правовых отношений:
1) по характеру правоотношений:
2) по целям:
20. История развития административно-правовой
науки (камералистика;полицейское право;
административно-правовая наука в конце
XVIII в. - начале XIXв., административное право
конца XIX в. - начала XX в., основные достижения
науки административного права в XX в.).
История развития российской науки административного
права (1991 - 2008 годы).
Свои истоки
наука административного права
берет в камералистики, сформировавшейся
в XVI-XVII веках в Германии, Франции
и некоторых других странах Европы. Камералистика
(или камеральная наука) - это наука об
управлении, соединившая в себе представления
ученых того времени о правилах управления
в государстве, государственных финансах,
экономике, хозяйстве. Данная дисциплина
зародилась в недрах европейского абсолютизма
как наука о существовавших закономерностях
публичного управления, основная часть
которого - государственное управление
- была сосредоточена в руках монарха,
не ограниченного в своих действиях нормами
права. Ее виднейшими представителями
были Г. Обрехт, М. Оссе и другие.
В качестве составного элемента данной
науки к XVIII веку выделилась так называемая
полицейская наука, сосредоточившая внимание
на закономерностях управления внутренними
делами в целом, в том числе обеспечения
общественного порядка и устройства общественного
благосостояния посредством организации
институтов общественного призрения.
Развитием указанного направления камералистики
занимались виднейшие ученые, Р. Моль,
И. Пюттер, Л. Штейн,
Со временем
трансформация общественного
Дальнейшее развитие административного
права в Европе происходило при непосредственном
участии российских ученых. Первоначально
в России в начале XIX века административное
право также возникает как полицейское
право. Труды по проблемам этой науки пишут
виднейшие ученые: А. Антонович, ЭИ. Посошков,
Н. Рождественский, И. Тарасов, М. Шпилевский
и многие другие.
На рубеже
XIX-XX веков в систему предмета
науки полицейского права
понятие, содержание, источники полицейского
права и законодательства;
меры полицейского принуждения;
полиция безопасности (пресечение правонарушений,
цензура, предупреждение чрезвычайных
ситуаций, строительство и т.п.);
полиция благосостояния (содействие сельскому
хозяйству и торговле, образование, общественное
призрение и т.д.).
Однако в широком смысле административное
право предполагало изучение и других
важных вопросов государственного управления.
Трансформация полицейского права в административное
происходит постепенно. Окончательный
отказ от термина "полицейское право"
связан с советским периодом истории нашей
страны, который вновь на долгое время
отстранил юридическую науку от влияния
зарубежного опыта. Наиболее видными представителями
административно-правовой науки были
А.Ф. Евтихеев, А.И. Елистратов, В.Л. Кобалевский.
Они окончательно связали переход к административному
праву от полицейского с проблемой трансформации
властеотношений в правоотношения, т.е.
с правовым ограничением власти управляющих
субъектов.
Однако судьба науки административного
права в советский период оказалась весьма
нелегкой. В учебных программах высших
учебных заведений административное право
отсутствовало как чуждое пролетарскому
сознанию. В сороковых годах ХХ века происходит
возрождение науки в виде советского административного
права, уже скорректированного с учетом
существовавшей официальной идеологии.
Административное право вновь анализировалось
как отрасль права, но с учетом задач и
целей советского администрирования,
особенностей статуса советских органов
государственного управления, принципов
социалистического государственного
управления в целом.
Девяностые
годы ХХ века знаменуют собой
перестройку всего
Среди наиболее видных специалистов в
области административного права, занимавшихся
и занимающихся развитием науки административного
права в условиях реформирования системы
законодательства можно назвать следующих
ученых: А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский,
А.А. Кармолицкий, М.Ю. Козлов, А.П. Коренев,
Н.М. Конин, В.М. Манохин, Д.М. Овсянко, В.Д.
Сорокин, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров и
другие.
Перед современной наукой административного
права встают новые задачи, связанные
с возникновением и разработкой передовых
теорий административной юстиции, административно-правовых
режимов, административно-процедурного
процесса и т.п. Им посвящены работы современных
молодых ученых, чьи имена еще не вписаны
в историю науки.
21. Понятие, система и виды субъектов административного права. Физические и юридические лица, индивидуальные и коллективные субъекты. Административная правосубъектность.
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.
Субъекты административно-
Характерной особенностью
административного права
Виды субъектов административного права:
1) индивидуальные:
Информация о работе Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты