Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:45, курс лекций
Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты.
Принципы организации и функционирования исполнительной власти.
Исполнительная власть и государственное управление.
Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций.
Контроль, т.е. проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов.
Учет людских,
материальных, денежных и иных средств
для осуществления
Видами государственного управления являются:
Государственная должность - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.
Учреждение — это разновидность организации, которая осуществляет социально-культурную, воспитательную, образовательную, научную, лечебную и прочую деятельность с целью удовлетворения соответствующих потребностей и интересов населения (театр, кино, больница, школа, университет и т. п.). Государственные предприятия и учреждения не относятся к органам государства, так как их основной задачей не является ни властное руководство, ни управление
Предприятие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги
Компетенция государственного органа — это круг вопросов, предусмотренных нормативным правовым актом, которые правомочен разрешать государственный орган.
Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность представляет собой постоянную внутреннюю готовность служащих к осуществлению служебных полномочий и должна быть внутренне присуща государственному служащему.
Полномочия — принадлежащие государственному органу и государственному служащему права и возможности действовать в различных ситуациях, функции и задачи, направленные на выполнение компетенции государственных органов.
Должностные обязанности — обязанности, предусмотренные конкретной государственной должностью, установленные в нормативном акте, в соответствующем положении о государственном органе, его структурном подразделении и в должностных инструкциях.
Управленческая деятельность — это форма реализации органами государственной власти и местного самоуправления целей и функций государственного управления; это особый вид труда людей, который требует соответствующей профессиональной подготовки, с тем чтобы обеспечить качественное выполнение служащими своих полномочий, подготовку и принятие правильных и законных управленческих решений.
Служебная деятельность — это работа государственных и муниципальных служащих, являющаяся постоянным видом деятельности, оплачиваемая из государственного (или муниципального) бюджета и состоящая в исполнении полномочий государственных органов или органов местного самоуправления.
5. Административно-правовые основы управленческой деятельности (государственного управления)
Правовая
форма государственного управления
– это юридически оформленное
деяние органа исполнительной власти
(иного властного субъекта), его представителя
(должностного лица), осуществленное в
рамках компетенции и влекущее юридические
последствия, т. е. обладающее свойствами
юридического факта.
Признаки:
– государственное управление
– это деятельность органов государственной
власти по регулированию общественных
отношений с целью придания им организованной
правовой формы;
– государственное управление – это одновременно
форма осуществления одной из ветвей государственной
власти – исполнительной, заключающейся
в деятельности вполне определенных органов
государства (исполнительных органов)
по его управлению.
Особенности
государственного управления:
– имеет ярко выраженный правовой
характер, направлено на реализацию законов
и подзаконных актов;
– осуществляется непрерывно;
– имеет свою структуру, включающую в себя:
объект государственного управления (различные
системы, люди, предметы, явления и т. д.),
субъект (органы исполнительной власти),
сферы государственного управления, процесс
государственного управления (функции,
формы, методы управления);
– подзаконная деятельность, осуществляемая
«на основе и во исполнение закона», она
вторична по отношению к законодательной
власти.
Государственное управление включает
в себя исполнительную ветвь власти и
имеет ряд особенных черт:
– являясь самостоятельной ветвью власти,
тесно взаимодействует с законодательной
и судебной;
– основная задача исполнительной власти
– реализация законов и иных нормативных
актов;
– специальные субъекты – органы исполнительной
власти РФ, круг и полномочия которых закреплены
законодательно;
– данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный
характер.
6.Административное право и публичное право. Административное право и частное право.
Административное право – это отрасль публичного права регулирующая общественные отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, исполнительно-распорядительные отношения в иных ветвях государственной власти, отношения связанные с применением мер административно-правового принуждения, защитой прав и свобод человека и гражданина от незаконных действий, бездействий, решений органов публичного управления и их должностных лиц.
Публичное право направлено на обеспечение и охрану общих интересов государства (всего общества); частное право охраняет интересы отдельных лиц. В число отраслей, составляющих систему частного права, входят гражданское, семейное, трудовое, торговое право и некоторые другие отрасли. Административное право как отрасль публичного права, определяется, прежде всего, своим предметом, т. е. системой государственно-управленческих отношений.
Одной из самых объемных отраслей публичного права является административное право, которое регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, создания эффективной государственной службы, обеспечения законности в области функционирования исполнительной власти.
Административное и частное право различаются исходными положениями, социальным назначением, принципами и функциями. Частное право допускает частную автономию и юридическую независимость индивидуума (отдельных физических и юридических лиц). В его задачи входит правовая регламентация общественных отношений, основанных на добровольности и на обоюдном согласии их создания, изменения и прекращения, а также установление порядка рассмотрения и разрешения споров и конфликтов между частными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.
Публичное право (как минимум его важнейшие части — государственное и административное право) имеет в качестве предмета изучения государство как носителя верховной и суверенной власти, а также саму государственную власть в ее различных проявлениях. Административное право как отрасль публичного права является выражением публичного (общественного) интереса, как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании административной деятельности, функционировании исполнительной власти.
Администрати́вное пра́во — это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти.
Публичное право — регулирует властные отношения на началах подчинения, которые затрагивают интересы общества в целом. Как правило одним из субъектов таких отношения является государство, поэтому стороны здесь изначально находятся не в равном положении.
Частное право -регулирует отношения, возникающие на началах автономии и равенства сторон между какими-либо частными субъектами (индивидуумами, коллективами, организациями и др.).
Развитию науки
административного права
Камеральная наука (которая считалась в ту эпоху также полицейской наукой) выработала свой инструментарий изучения управления, его структурную организацию и процесс совершенствования. Будучи политической, по сути, камеральная наука учитывала также учение об экономике и о государственных финансах. На созданных теоретических основах возникла и новая наука административного права XIX столетия.
Аналогично
странам Западной Европы наука российского
административного права
Таким образом, как в Российской империи, так и в западноевропейских странах под термином «полиция» понимали многообразную деятельность полицейских учреждений, направленную на обеспечение не только общественного порядка и безопасности населения, но и благосостояния общества, а также осуществление функций так называемого «внутреннего управления».
В середине 19 в. западноевропейских странах была создана система административных судов, в которых можно было обжаловать решения административной власти. Возникновение админ. судов преследовало цель создания повышенной правовой защиты граждан от произвола государственной администрации
В развитии науки административное право на территории России можно выделить три этапа: имперский (дореволюционный), советский (постреволюционный) и российский (современный).
Административное право – это отрасль публичного права регулирующая общественные отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, исполнительно-распорядительные отношения в иных ветвях государственной власти, отношения связанные с применением мер административно-правового принуждения, защитой прав и свобод человека и гражданина от незаконных действий, бездействий, решений органов публичного управления и их должностных лиц.
Предмет АП – общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.
Административное право регулирует 4 блока общественных отношений:
Изменения, связанные с изменением административной реформы, судебной реформы, не могут не затрагивать понимание сущности административного права. В советские времена, административное право было частью государственного права и представляло собой отрасль права, регулирующую деятельность исполнительных органов. В вузах отсутствовал предмет административного права. С принятием конституции РФ, административное право выходит на новый значительный этап развития. Конституция закрепляет термин «государственная власть», «административное судопроизводство», «административные дела», тем самым закрепляя на уровне конституции задачи стоящие перед административным правом, направленные на реализацию защиты прав и свобод человека и гражданина. На тот момент административное право представляло собой отрасль права, которая регулировала управленческую деятельность. Система административного права представляла собой деление на 2 части: общую и особенную.
Информация о работе Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты