Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:45, курс лекций
Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты.
Принципы организации и функционирования исполнительной власти.
Исполнительная власть и государственное управление.
В общей – вопросы, нормы и правоотношения, система органов исполнительной власти, должностные лица указанных органов, формы и методы управленческой деятельности, административная ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.
Особенная часть – вопросы, связанные с организацией управления в отдельных областях промышленности культуры и т.д. (социально-экономическая сфера)
В 2004 году распоряжением правительства РФ была создана комиссия по проведению административной реформы.
Основной задачей данной комиссии было определение компетенции органов исполнительной власти. Упорядочивание функций, а так же создание эффективной системы органов.
Следствием выполнения данной задачи стало принятие указа Пр. РФ. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» В данном указе было определено 4 функции:
Согласно данной классификации функций была предложена новая структура органов исполнительной власти: министерства, службы, агентства. После принятия данного указа повышения эффективности деятельности не произошло. В связи с этим возникает следующее направление административной реформы – реформа правового положения государственной службы РФ.
На сегодняшний день остается нерешенным вопрос, связанный с правоохранительной службой.
Совершенствование статуса государственного служащего, а так же организации функций федеральных органов исполнительной власти приводят к изменениям законодательства в сфере изменения государственных функций.
Федеральный закон о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг. Совершенствования так же требует институт правовых актов управления, поскольку, деятельность органов исполнительной власти связана с принятием таких актов. Борьба с коррупцией является отдельным направлением административной реформы, которая направлена прежде всего на должностных лиц и государственных служащих . Значение имеет появление следующих ФЗ: ФЗ об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов.
Система административного права – это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей.
Административное право состоит из Общей и Особенной части. В Общую часть включены следующие институты:
1. государственное управление
2. исполнительная власть
3. формы государственного управления
4. методы государственного управления
5. институт правовых актов
6. институт государственной службы
7. институт административного принуждения
8. институт административной ответственности
9. институт административного процесса
В Особенную часть входят институты управления в области экономики, социально-культурной сфере, административно-политической сфере.
В административном праве выделяют следующие подотрасли:
1. Служебное право
2. Политическое право
3. Образовательное право и т.д.
11.Методы административного права.
Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.
Характеристика
административно-правового
представляет собой определенное соотношение средства предписания, запрета и дозволения;
Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.
Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.
Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.
12. Система(механизм) административно-правового регулирования
Механизм административно-правового регулирования включает в себя: административно-правовые нормы, правовые отношения, реализация норм права, права и обязанности участников возникающих из административно-правовых отношений.
Виды реализации норм права:
13. Принципы административного права:
Принципы административного права составляют наиболее важные направления, его идеи, которые выражают сущность и необходимость существования. Принципы находят свое отражение и закрепление в административно-правовых нормах. Их необходимость обусловлена различными этапами развития общества, и принципы могут изменяться.
Законности. Он находит свое выражение в неукоснительном соблюдении правовых норм Конституции и иного законодательства субъектами административного права при осуществлении ими своих полномочий, защите своих прав.
Демократии. Реализуется через возможность народа участвовать в создании нормативно-правовых актов, что является неотъемлемой частью демократического общества. Государственные органы должны действовать открыто для народа, чтобы была возможность для осуществления контроля.
Справедливости. Последствия должны быть соотносимы с поведением субъекта, ни в коем случае не выходить за рамки законности.
Гуманизма. Должны быть признаны приоритет прав и законных интересов субъектов, общественных ценностей.
Федерализма. Закрепляется в четком определении прав, полномочий и обязанностей органов исполнительной власти на законодательном уровне. Должны быть четко определены сферы деятельности и предметы ведения федеральных и местных органов власти.
Равенство граждан перед законом. Абсолютно все граждане равны перед административным законодательством, независимо от их вероисповедания, расы, пола, места жительства, имущественного положения.
14. Функции административного права
Под регулятивной понимается административно-правовое регулирование, организация и функционирование органов государственной власти, внутриорганизационных отношений, отношений возникающих при защите прав и свобод граждан, а так же отношений регулируемых иными органами публичного права.
Охранительная функция – направлена на охрану норм материального административного права, а так же норм иных отраслей права, помимо этого выделяют гуманистическую функцию административного права, которая заключается в том, что все нормы административного права должны быть направлены на гуманизм.
Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта.
Потенциал регулятивной
функции административного
Организационный вид этой функции административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.
Исполнительный вид этой функции способствует реализации субъектами административно-правовых отношений их правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.
Разрешительный вид этой функции административного права реализуется в установлении им разрешительных административно-правовых режимов, т. е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществлять в должном объеме такую функцию государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определение соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.
Нормотворческий вид этой функции административного права произволен от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основано на законе, поэтому оно является правомерным, т. е. соответствующим принципу законности.
Контрольно-надзорный вид этой функции административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующими региональными органами государственной исполнительной власти.
Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.
С учетом последних тенденций развития административного права выделяют также его обеспечивающую функцию, которая выражается в деятельности административных органов и судов по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной исполнительной власти, действия (бездействия) государственных или муниципальных служащих, а также должностных лиц (административное судопроизводство). Реализация этой функции основывается на содержащихся в ГПК РФ и АПК РФ процессуальных механизмах и производствах, а также на определенных правовыми актами административных процедурах осуществления государственных функций, взаимодействиягосударственных органов, урегулирования административно-правовых споров.
15. Административное право как наука.
Административное право как наука представляет собой совокупность идей, взглядов, концепций, направленных на изучение, обобщение и совершенствование административно-правовых отношений, а так же практики их применения.
Административное право как наука включает в себя:
Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, действия административно-правовых законодательных актов, правотворчество самих органов государственного управления.
Задачами административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности.
Представители административно-правовой науки в дореволюционной России: Елистратов, Петрожитский, в Советской России: Самищева, Петров, Козлов, Алехин, Кармалицкий.
16. Источники административного права:
Источники административного права – это органы законодательной и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере (управленческой деятельности) исполнительной власти.
К ним относятся:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный конституционный закон и федеральный закон, Кодекс об административных правонарушениях, федеральный конституционный закон "О правительстве" от 31 декабря 1997 г.
Информация о работе Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты