Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

В области внутреннего водного транспорта в целом завершился период резкого спада производственной деятельности, связанного с экономическим кризисом в стране. После 1996 года в отрасли наблюдается активизация хозяйственной деятельности. В настоящее время проблемы внутреннего водного транспорта определяются комплексом взаимосвязанных факторов, основными из которых являются следующие:
состояние важнейших компонентов транспортной инфраструктуры отрасли - водных путей и гидротехнических сооружений на них;
функционально-возрастная структура и техническое состояние флота как основного средства производства транспортных услуг;

Файлы: 1 файл

водный транспорт.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

7) обеспечение безопасности  судоходства на внутренних водных  путях, включая экологическую  безопасность, путем:

создания системы управления обеспечением безопасности на внутреннем водном транспорте;

регламентации и координации  контрольных и надзорных функций  государственных органов для  повышения их эффективности в  условиях снижения степени их вмешательства  в деятельность субъектов рынка;

создания специальных  судов и технических средств  по сбору, комплексной переработке  и утилизации различных видов  отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду  в результате аварий объектов водного  транспорта, включая затонувшее имущество;

расширения использования  экологически чистых судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий;

8) развитие страхования  на внутреннем водном транспорте, в том числе:

страхование пассажиров и  экипажей судов;

страхование ответственности  перед третьими лицами при перевозках опасных грузов и лоцманской проводке судов;

страхование ответственности  за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объектов водного транспорта.

Задачами по расширению и  развитию рынков транспортных услуг  являются:

1) развитие рынка внутренних  перевозок, в том числе:

увеличение объемов перевозок  нерудных строительных материалов;

освоение новых грузопотоков, образующихся в результате расширения внутреннего производства и потребления  промышленной и сельскохозяйственной продукции, добычи и использования  природных ресурсов страны и развития торгово-хозяйственных связей между  регионами;

увеличение объема грузовых перевозок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе в связи с  прогнозируемым развитием экономики  этих районов на основе освоения новых  месторождений природных ископаемых;

расширение географии  перевозок за счет освоения районов  со слабо развитой транспортной инфраструктурой, включая развитие грузовых перевозок  по малым рекам Сибири и Дальнего Востока;

2) обеспечение интеграции  внутренних водных путей России  в систему международных транспортных  коммуникаций и увеличение грузооборота  экспортно-импортных и транзитных  перевозок, в том числе:

освоение новых экспортно-импортных  грузопотоков, образующихся в результате расширения внешнеэкономической деятельности российских хозяйствующих субъектов (прежде всего из внутренних речных портов);

организация перевозок по международным транспортным коридорам;

развитие прямого бесперевалочного сообщения между незамерзающими российскими и иностранными портами в зимний период;

переключение существующих в международном сообщении грузопотоков из портов стран Балтии и Украины  в российские речные и устьевые порты;

развитие трансграничных перевозок на основе двусторонних договоров  с сопредельными государствами;

обеспечение доступа российских судов на внутренние водные пути других государств;

регулирование на взаимной основе доступа на внутренние водные пути России судов под флагом иностранного государства;

3) развитие рынка пассажирских  перевозок, в том числе:

совершенствование механизма  обеспечения социально значимых пассажирских перевозок;

развитие туристического бизнеса, в первую очередь за счет организации новых круизных и  туристических маршрутов, в том  числе и на не используемых в настоящее  время для этих целей внутренних водных путях;

повышение уровня обслуживания пассажиров и туристов, развитие береговой  инфраструктуры.

Решение задач развития внутреннего  водного транспорта предполагается обеспечить поэтапно.

На первом этапе (2003 - 2005 годы) основными целями реформирования будут  являться преодоление негативных тенденций, кризисных явлений, возникших на внутреннем водном транспорте при его  переходе к функционированию в рыночной системе хозяйствования, и создание объективных предпосылок для  устойчивого функционирования и  дальнейшего развития внутреннего  водного транспорта.

На втором этапе (2006 - 2015 годы) наряду с закреплением достижений первого  этапа предполагается завершить  процесс институционального реформирования отрасли и системы ее государственного управления, активно внедряться в  систему мировых хозяйственных  связей, в первую очередь за счет вхождения в европейскую и  мировую транспортные системы и  путем организации транзитных перевозок  в рамках международных транспортных коридоров.

Решение задач развития и  реформирования внутреннего водного  транспорта предполагается обеспечить путем координации и взаимодействия органов государственного управления и коммерческих структур.

Основной сферой деятельности государства в решении задач  развития отрасли будут являться:

сохранение и развитие сети внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;

надзор и контроль за обеспечением безопасности судоходства и экологической безопасности;

создание и совершенствование  единых правил предпринимательской  деятельности на внутреннем водном транспорте, контроль за их соблюдением;

защита экономических  интересов российских судовладельцев на мировом рынке перевозок;

кадровое обеспечение  отрасли;

решение оборонных и других специальных задач;

содействие повышению  роли бизнеса в развитии внутреннего  водного транспорта.

 
 

III. Методы и  механизмы государственного управления  развитием внутреннего водного  транспорта

Государственная политика в  области улучшения условий судоходства  на внутренних водных путях, поддержания  и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений строится на основе того, что  внутренние водные пути и расположенные  на них гидротехнические сооружения находятся и будут находиться в федеральной собственности.

В целях повышения эффективности  использования бюджетных средств для решения наиболее актуальных проблем улучшения условий судоходства будет повышен контроль за эффективностью использования бюджетных средств государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями. Одновременно предполагается осуществить структурную перестройку бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее именуется - бассейновые управления) в целях разделения функций государственного управления и хозяйственной деятельности.

Принимая во внимание то, что водные объекты, по которым проходят внутренние водные пути с расположенными на них гидротехническими сооружениями, являются объектами комплексного использования, а также учитывая ограниченность средств, выделяемых из федерального бюджета, предусматривается расширение межведомственного  взаимодействия и финансового участия  других пользователей в их восстановлении и реконструкции, в том числе  создание механизма долевого участия  в финансировании обеспечения судоходства  на осваиваемых участках рек в районах Сибири и Дальнего Востока коммерческих организаций, заинтересованных в развитии судоходства для разработки новых месторождений полезных ископаемых и освоения других природных ресурсов. Кроме того, для финансирования проектов развития водных путей и модернизации гидротехнических сооружений планируется привлекать коммерческие кредиты и кредиты международных финансовых институтов.

В соответствии с подписанными Российской Федерацией международными обязательствами будет осуществляться подготовка внутренних водных путей  к открытию для прохода судов  под флагом иностранного государства. Планируется завершить подготовку внутренних водных путей для прохода  судов под флагом иностранного государства  от г. Азова до г. Астрахани в 2007 году, от г. Волгограда до г. Санкт-Петербурга - в 2010 году.

Государственная политика в  отношении обновления флота будет  строиться с учетом того, что суда технического и природоохранного флота  находятся преимущественно в  федеральной собственности, а суда транспортного флота - главным образом  в собственности коммерческих судоходных компаний.

Исходя из этого финансирование разработки, производства и закупки  технических и природоохранных  судов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и  бюджетов субъектов Российской Федерации, а также заинтересованных инвесторов. Планируется отказ от поставки технических  и природоохранных судов иностранной  постройки и строительство таких  судов на российских предприятиях. Будут проработаны вопросы продления  их срока службы за счет модернизации.

Строительство и модернизация коммерческого флота должны преимущественно  осуществляться за счет средств судоходных компаний и привлеченных ими коммерческих кредитов.

Планируется разработать  дополнительные инструменты государственного стимулирования приобретения судоходными  компаниями современных транспортных судов российской постройки с  использованием договора бербоут-чартера.

Одним из способов решения  проблемы обновления транспортного  флота является создание нормативной  правовой базы, регулирующей возврат  под флаг Российской Федерации судов, построенных по заказу российских судоходных компаний и зарегистрированных в  офшорных зонах.

Оказание транспортных услуг, максимально конкурентоспособных  по цене и качеству, должно осуществляться экономически состоятельными и инвестиционно привлекательными судоходными компаниями.

Для подготовки России к вступлению в ВТО необходимо обеспечить российским судоходным компаниям равные условия  конкуренции с иностранными судоходными  компаниями. В связи с этим целесообразно  гармонизировать российское налоговое, таможенное и экологическое законодательство с общеевропейским.

Для обеспечения потребностей развивающегося рынка услуг, предоставляемых  внутренним водным транспортом, и решения  комплексных задач развития транспортной инфраструктуры страны предусматривается  принятие ряда мер в области развития речных портов и реформирования портовой деятельности.

В портах предстоит провести замену морально и физически изношенного  перегрузочного оборудования, модернизировать  портовое оборудование и терминалы  для работы с новыми видами грузов, в частности с большегрузными контейнерами.

Часть имеющихся и вновь  вводимых в эксплуатацию мощностей  речных портов будет переориентирована  на обеспечение интермодальных перевозок путем создания в крупных портах логистических центров для обеспечения взаимодействия с другими видами транспорта.

Для обеспечения потребностей, вызванных ростом объемов перевозок  внешнеторговых грузов и использованием судов смешанного (река - море) плавания прежде всего в международном транспортном коридоре "Север - Юг", получат развитие порты Азово-Донского и Каспийского бассейнов.

Развитие инфраструктуры портов будет осуществляться преимущественно  за счет средств частных инвесторов. Государство будет способствовать привлечению таких средств.

К финансированию проектов модернизации портов необходимо привлекать международные  финансовые организации.

С целью создания условий  для увеличения в российских портах дополнительных грузопотоков планируется  упростить систему взимаемых  в них сборов.

Одним из основных сегментов  рынка внутренних грузовых перевозок, на котором внутренний водный транспорт  имеет все основания сохранить  главную роль, является рынок перевозок  строительных грузов. Связанное с  ожидаемым ростом экономики страны развитие промышленного, гражданского и дорожного строительства создает  объективные предпосылки для  увеличения объемов перевозки строительных грузов.

Предусматривается модернизация добывающей техники, повышение качества добываемых нерудных материалов, обеспечение  максимальной загрузки портового оборудования, увеличение объемов перевозки строительных грузов в крупнотоннажных речных судах как более экономичных  и экологически чистых по сравнению  с железнодорожным и автомобильным  транспортом.

Другим важнейшим сегментом  рынка внутренних грузовых перевозок, где предусматривается обеспечить доминирующую роль внутреннего водного  транспорта, являются перевозки грузов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Важность этого  сегмента рынка определяется безальтернативностью данного вида транспорта для решения социально-экономических задач. Дальнейшее освоение Северного морского пути как транспортной магистрали создаст предпосылки для более интенсивного использования рек Сибири при транспортировке грузов в эти регионы и в обратном направлении.

Учитывая важность перевозок  грузов в районы Крайнего Севера и  приравненные к ним местности  и их ярко выраженный сезонный характер, предприятиям речного транспорта планируется  оказывать государственную поддержку. При этом следует четко разграничивать собственно северный завоз, для которого необходимо создание особых условий  за счет применения специфических мер  государственного регулирования и  инструментов государственной поддержки, и обычные коммерческие перевозки, направленные на удовлетворение спроса коммерческих предприятий.

Информация о работе Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации