Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа
В области внутреннего водного транспорта в целом завершился период резкого спада производственной деятельности, связанного с экономическим кризисом в стране. После 1996 года в отрасли наблюдается активизация хозяйственной деятельности. В настоящее время проблемы внутреннего водного транспорта определяются комплексом взаимосвязанных факторов, основными из которых являются следующие:
состояние важнейших компонентов транспортной инфраструктуры отрасли - водных путей и гидротехнических сооружений на них;
функционально-возрастная структура и техническое состояние флота как основного средства производства транспортных услуг;
Освоение новых грузопотоков угля, химических и нефтеналивных грузов планируется обеспечить за счет использования крупнотоннажных судов с полной их загрузкой благодаря улучшению судоходных условий.
В целом для развития сегмента рынка грузовых перевозок потребуется более активное влияние саморегулируемых отраслевых организаций на транспортную политику судоходных компаний и обеспечение более тесного взаимодействия со смежными видами транспорта.
Для повышения экономической эффективности функционирования предприятий внутреннего водного транспорта планируется разработка новых нормативных правовых документов, регламентирующих тарифную политику судоходных компаний, осуществляющих перевозки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и социально значимые пассажирские перевозки.
Предполагается утвердить
перечень портов общего пользования
с целью обеспечения
Планируется обеспечить расширение
взаимодействия со смежными видами транспорта,
в частности, путем введения новых
транспортно-технологических
Существенную роль в решении
этих вопросов может сыграть принятие
нормативных правовых актов, регулирующих
осуществление смешанных и
С целью развития рынка
международных перевозок, расширения
экспортно-импортных и
Объем экспортно-импортных
операций, осуществляемых с использованием
внутреннего водного
Будет осуществляться развитие
нормативной правовой базы в области
налогообложения судоходных компаний,
выполняющих международные
Развитие рынка экспортно-
Стратегическим направлением развития международных перевозок станет интеграция внутренних водных путей России с системой международных транспортных коммуникаций. Важнейшей задачей в этой области является создание нормативной правовой основы для организации перевозок по международным транспортным коридорам.
Основными направлениями развития транзитных грузовых перевозок, в том числе в рамках международных транспортных коридоров, являются:
освоение перспективного
Европейско-Азиатского транзита (Европа
- государства Каспийского
освоение грузопотоков Большого европейского транспортного кольца (Волга - Рейн - Майн - Дунай).
Государственное участие в развитии рынка социально значимых пассажирских перевозок, прежде всего в районах, где отсутствуют альтернативные виды транспорта, будет осуществляться путем частичного финансирования этого вида перевозок за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также целевого субсидирования лиц, имеющих право на льготы.
Для обеспечения развития
туристических перевозок
Намечается разработка проектов
и поддержка строительства
Предусматривается развитие иностранного туристического бизнеса с использованием разрешенного прохода иностранных спортивных и прогулочных судов по маршруту Санкт-Петербург - Петрозаводск - Беломорск - Соловецкие острова, а также открытие дополнительных маршрутов.
Обеспечение безопасности судоходства и экологической безопасности на внутренних водных путях должно оставаться одним из приоритетов государственной политики в области управления внутренним водным транспортом.
Будет уделяться большое внимание обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на внутренних водных путях. Для этого необходимо повысить ответственность судовладельцев за нанесение ущерба гидротехническим сооружениям.
В области обеспечения
безопасности судоходства намечается
внедрение электронных
Предусматривается создать и ввести в действие систему управления обеспечением безопасности на внутреннем водном транспорте.
Страхование на внутреннем водном
транспорте, осуществляемое в порядке,
определяемом законодательством
Необходимо реализовать меры по совершенствованию подготовки кадров по традиционным специальностям, организации подготовки по новым направлениям в соответствии с приоритетами развития водного транспорта, созданию отраслевых образовательных комплексов, расширению научных исследований.
Важным направлением кадровой
политики в отрасли является создание
условий для закрепления
IV. Совершенствование
государственного управления
Совершенствование государственного управления на внутреннем водном транспорте предполагается осуществлять по двум взаимосвязанным направлениям:
реструктуризация
совершенствование механизма управления объектами федеральной собственности.
В целях приведения в соответствие
с законодательством Российской
Федерации статуса бассейновых
управлений, а также освобождения
их от несвойственных государственным
учреждениям функций необходимо
провести их структурную перестройку.
Для этого на базе государственного
имущества, закрепленного на праве
оперативного управления за бассейновыми
управлениями, предусматривается создать
предприятия по видам деятельности
(промышленные, строительно-монтажные,
по обслуживанию флота и другие).
Эти предприятия будут
При реорганизации бассейновых
управлений планируется передать надзорные
и контрольные функции, выполняемые
в настоящее время этими
В процессе реорганизации
государственных унитарных
В результате указанных преобразований
бассейновые управления будут более
эффективно выполнять функции
Будут разработаны и осуществлены меры по повышению эффективности управления федеральной собственностью.
Для повышения эффективности
управления федеральной собственностью
на внутреннем водном транспорте будет
оптимизирована ее структура. В связи
с этим будет обеспечено проведение
классификации федеральной
В целях улучшения условий
эксплуатации федерального имущества
на внутреннем водном транспорте, усиления
контроля государства за его использованием
и обеспечения поступления
V. Региональные аспекты развития внутреннего водного транспорта
Функционирование и развитие внутреннего водного транспорта как части транспортной системы Российской Федерации должны способствовать формированию и укреплению экономической основы для самостоятельного социально-экономического развития регионов.
В европейской части страны,
где функционирует Единая глубоководная
система, главной задачей является
повышение эффективности
В северо-западном регионе основным потенциалом развития водного транспорта является увеличение экспортно-импортных грузовых перевозок, в первую очередь за счет переключения грузопотоков из портов стран Балтии в российские порты, включая вновь строящиеся. Основными факторами расширения перевозок являются улучшение условий судоходства на Волго-Балтийском водном пути, который уже в настоящее время имеет загрузку, близкую к расчетной, и решение проблемы прохождения судов под мостами на р. Неве в г. Санкт-Петербурге. Учитывая ожидаемое увеличение экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, связанное прежде всего со строительством новых портов в Финском заливе, предусматривается разработка технико-экономических обоснований строительства второй нитки шлюзов на Волго-Балтийском водном пути и строительства обходного канала Ладога - Финский залив вокруг г. Санкт-Петербурга.
В центральном регионе перспективы развития внутреннего водного транспорта и освоения международного транспортного коридора "Север - Юг" связаны прежде всего с ликвидацией лимитирующего по глубинам участка Единой глубоководной системы Городец - Нижний Новгород. Для решения этого вопроса планируется привлечь заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В южном регионе (нижнее течение р. Волги, Волго-Донской судоходный канал и нижнее течение р. Дона) перспективы развития водного транспорта связаны с увеличением объемов перевозок грузов не только по международному транспортному коридору "Север - Юг", но и по трассе Азов - Астрахань, которая может эффективно использоваться для перевозки нефти из Каспийского региона в страны Европы. Для освоения перспективных грузопотоков предусматривается строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла на р. Дон и завершение реконструкции этого гидроузла.
Важным направлением деятельности
по повышению
Во взаимодействии с субъектами
Российской Федерации должен быть реализован
комплекс мер по развитию круизного
туризма. Предусматривается разработка
региональных программ развития туризма
и соответствующей
Информация о работе Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации