Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

В области внутреннего водного транспорта в целом завершился период резкого спада производственной деятельности, связанного с экономическим кризисом в стране. После 1996 года в отрасли наблюдается активизация хозяйственной деятельности. В настоящее время проблемы внутреннего водного транспорта определяются комплексом взаимосвязанных факторов, основными из которых являются следующие:
состояние важнейших компонентов транспортной инфраструктуры отрасли - водных путей и гидротехнических сооружений на них;
функционально-возрастная структура и техническое состояние флота как основного средства производства транспортных услуг;

Файлы: 1 файл

водный транспорт.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

Освоение новых грузопотоков угля, химических и нефтеналивных  грузов планируется обеспечить за счет использования крупнотоннажных  судов с полной их загрузкой благодаря  улучшению судоходных условий.

В целом для развития сегмента рынка грузовых перевозок потребуется  более активное влияние саморегулируемых отраслевых организаций на транспортную политику судоходных компаний и обеспечение более тесного взаимодействия со смежными видами транспорта.

Для повышения экономической  эффективности функционирования предприятий  внутреннего водного транспорта планируется разработка новых нормативных  правовых документов, регламентирующих тарифную политику судоходных компаний, осуществляющих перевозки грузов в  районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и социально  значимые пассажирские перевозки.

Предполагается утвердить  перечень портов общего пользования  с целью обеспечения недискриминационного доступа всех хозяйствующих субъектов к услугам портовой деятельности.

Планируется обеспечить расширение взаимодействия со смежными видами транспорта, в частности, путем введения новых  транспортно-технологических схем доставки грузов, информационных технологий и единых транспортных документов.

Существенную роль в решении  этих вопросов может сыграть принятие нормативных правовых актов, регулирующих осуществление смешанных и комбинированных  перевозок.

С целью развития рынка  международных перевозок, расширения экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, обслуживаемых российскими  перевозчиками, будет оказываться  содействие судоходным компаниям, портам и другим хозяйствующим субъектам  внутреннего водного транспорта в повышении их конкурентоспособности  и привлекательности для грузовладельцев  с точки зрения транспортных расходов, уровня сервиса, скорости доставки и  обеспечения сохранности грузов. Содействие расширению рынка международных  перевозок предполагается обеспечить путем реализации финансовых, организационных, дипломатических, законодательных  и иных мер.

Объем экспортно-импортных  операций, осуществляемых с использованием внутреннего водного транспорта, планируется увеличить за счет переключения части грузопотоков из портов сопредельных стран в российские устьевые порты  и на внутренние водные пути.

Будет осуществляться развитие нормативной правовой базы в области  налогообложения судоходных компаний, выполняющих международные перевозки, с учетом современной специфики  водного транспорта.

Развитие рынка экспортно-импортных  перевозок планируется обеспечивать также за счет увеличения объема перевозок  по пограничным водным путям.

Стратегическим направлением развития международных перевозок  станет интеграция внутренних водных путей России с системой международных  транспортных коммуникаций. Важнейшей  задачей в этой области является создание нормативной правовой основы для организации перевозок по международным транспортным коридорам.

Основными направлениями  развития транзитных грузовых перевозок, в том числе в рамках международных  транспортных коридоров, являются:

освоение перспективного Европейско-Азиатского транзита (Европа - государства Каспийского региона - Пакистан/Индия);

освоение грузопотоков Большого европейского транспортного кольца (Волга - Рейн - Майн - Дунай).

Государственное участие  в развитии рынка социально значимых пассажирских перевозок, прежде всего  в районах, где отсутствуют альтернативные виды транспорта, будет осуществляться путем частичного финансирования этого  вида перевозок за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также целевого субсидирования лиц, имеющих право на льготы.

Для обеспечения развития туристических перевозок предполагается провести модернизацию пассажирских судов  в целях повышения их комфортабельности, создать береговую инфраструктуру и повысить качество услуг, предоставляемых  на борту судна и в пунктах  остановки.

Намечается разработка проектов и поддержка строительства пассажирских судов смешанного (река - море) плавания, малых круизных судов повышенной комфортности для небольшого числа  пассажиров, прогулочных судов для  внутригородских и пригородных  линий взамен морально устаревших судов  этой группы.

Предусматривается развитие иностранного туристического бизнеса  с использованием разрешенного прохода  иностранных спортивных и прогулочных  судов по маршруту Санкт-Петербург - Петрозаводск - Беломорск - Соловецкие острова, а также открытие дополнительных маршрутов.

Обеспечение безопасности судоходства  и экологической безопасности на внутренних водных путях должно оставаться одним из приоритетов государственной  политики в области управления внутренним водным транспортом.

Будет уделяться большое  внимание обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на внутренних водных путях. Для этого необходимо повысить ответственность судовладельцев за нанесение ущерба гидротехническим сооружениям.

В области обеспечения  безопасности судоходства намечается внедрение электронных навигационных  карт внутренних водных путей, размещение современных спутниковых и радиолокационных систем навигации на судах, совершенствование  береговых и плавучих знаков судоходной обстановки, в частности оснащение  их альтернативными возобновляемыми  источниками энергии.

Предусматривается создать  и ввести в действие систему управления обеспечением безопасности на внутреннем водном транспорте.

Страхование на внутреннем водном транспорте, осуществляемое в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, должно обеспечивать защиту интересов пассажиров и членов экипажей судов.

Необходимо реализовать  меры по совершенствованию подготовки кадров по традиционным специальностям, организации подготовки по новым  направлениям в соответствии с приоритетами развития водного транспорта, созданию отраслевых образовательных комплексов, расширению научных исследований.

Важным направлением кадровой политики в отрасли является создание условий для закрепления квалифицированных  кадров и предотвращения их оттока, особенно в районах Сибири и Дальнего Востока.

 
 

IV. Совершенствование  государственного управления на  внутреннем водном транспорте

Совершенствование государственного управления на внутреннем водном транспорте предполагается осуществлять по двум взаимосвязанным направлениям:

реструктуризация государственных  учреждений и унитарных предприятий;

совершенствование механизма  управления объектами федеральной  собственности.

В целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации статуса бассейновых  управлений, а также освобождения их от несвойственных государственным  учреждениям функций необходимо провести их структурную перестройку. Для этого на базе государственного имущества, закрепленного на праве  оперативного управления за бассейновыми управлениями, предусматривается создать  предприятия по видам деятельности (промышленные, строительно-монтажные, по обслуживанию флота и другие). Эти предприятия будут создаваться  преимущественно путем внесения государственного имущества в уставный капитал открытых акционерных обществ, 100 процентов акций которых будут  находиться в федеральной собственности. В дальнейшем акции указанных  предприятий планируется приватизировать  в соответствии с законодательством  о приватизации.

При реорганизации бассейновых  управлений планируется передать надзорные  и контрольные функции, выполняемые  в настоящее время этими учреждениями, бассейновым органам государственной  речной судоходной инспекции.

В процессе реорганизации  государственных унитарных предприятий  связи технические средства связи, необходимые для регулирования  движения флота и обеспечения  безопасности судоходства, будут передаваться бассейновым управлениям.

В результате указанных преобразований бассейновые управления будут более  эффективно выполнять функции государственного заказчика работ (услуг) по содержанию и развитию внутренних водных путей, а также функции по регулированию  и обеспечению безопасности судоходства.

Будут разработаны и осуществлены меры по повышению эффективности  управления федеральной собственностью.

Для повышения эффективности  управления федеральной собственностью на внутреннем водном транспорте будет  оптимизирована ее структура. В связи  с этим будет обеспечено проведение классификации федеральной собственности  по двум группам - имущество, необходимое  для осуществления функций и  задач государства на внутреннем водном транспорте, и федеральная  собственность, находящаяся в коммерческом использовании и подлежащая отчуждению в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

В целях улучшения условий  эксплуатации федерального имущества  на внутреннем водном транспорте, усиления контроля государства за его использованием и обеспечения поступления доходов  в федеральный бюджет в виде арендной платы планируется создание эксплуатационного  федерального государственного унитарного предприятия, передача на его баланс с закреплением на праве хозяйственного ведения федерального имущества, запрещенного к приватизации и находящегося в  настоящее время в пользовании  акционерных обществ.

 
 

V. Региональные  аспекты развития внутреннего  водного транспорта

Функционирование и развитие внутреннего водного транспорта как части транспортной системы  Российской Федерации должны способствовать формированию и укреплению экономической  основы для самостоятельного социально-экономического развития регионов.

В европейской части страны, где функционирует Единая глубоководная  система, главной задачей является повышение эффективности использования  этой системы для нужд экономики  страны и регионов, ее полноценное  использование в международном  транспортном коридоре "Север - Юг".

В северо-западном регионе  основным потенциалом развития водного  транспорта является увеличение экспортно-импортных  грузовых перевозок, в первую очередь  за счет переключения грузопотоков из портов стран Балтии в российские порты, включая вновь строящиеся. Основными факторами расширения перевозок являются улучшение условий  судоходства на Волго-Балтийском водном пути, который уже в настоящее  время имеет загрузку, близкую  к расчетной, и решение проблемы прохождения судов под мостами  на р. Неве в г. Санкт-Петербурге. Учитывая ожидаемое увеличение экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, связанное прежде всего со строительством новых портов в Финском заливе, предусматривается разработка технико-экономических обоснований строительства второй нитки шлюзов на Волго-Балтийском водном пути и строительства обходного канала Ладога - Финский залив вокруг г. Санкт-Петербурга.

В центральном регионе  перспективы развития внутреннего  водного транспорта и освоения международного транспортного коридора "Север - Юг" связаны прежде всего с ликвидацией лимитирующего по глубинам участка Единой глубоководной системы Городец - Нижний Новгород. Для решения этого вопроса планируется привлечь заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В южном регионе (нижнее течение  р. Волги, Волго-Донской судоходный канал и нижнее течение р. Дона) перспективы развития водного транспорта связаны с увеличением объемов  перевозок грузов не только по международному транспортному коридору "Север - Юг", но и по трассе Азов - Астрахань, которая может эффективно использоваться для перевозки нефти из Каспийского  региона в страны Европы. Для освоения перспективных грузопотоков предусматривается строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла на р. Дон и завершение реконструкции этого гидроузла.

Важным направлением деятельности по повышению конкурентоспособности  внутреннего водного транспорта в европейской части страны является развитие портов, расположенных в  зоне действия международного транспортного  коридора "Север - Юг" и по трассе Азов - Астрахань. Во взаимодействии с  соответствующими субъектами Российской Федерации на базе этих портов предусматривается  создание региональных логистических центров с использованием современных информационных технологий.

Во взаимодействии с субъектами Российской Федерации должен быть реализован комплекс мер по развитию круизного  туризма. Предусматривается разработка региональных программ развития туризма  и соответствующей инфраструктуры, ориентированной на обслуживание речных круизов.

Информация о работе Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации