Конституционное право граждан на объединение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации1. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические понятия политических прав граждан
1.1. Политические права и свободы граждан………………………………… 4
1.2. Гарантии политических прав и свобод граждан…………………………...7
1.3. Законодательное закрепление равного объема прав политических прав граждан…………………………………………………………………………….8
Глава 2. Конституционное право граждан на объединение
2.1. Понятие права граждан на объединение…………………..………………14
2.2. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан ………………………………………………………………16
2.3. Структура общественного объединения… ………………………………18
2.4. Организационно- правовые формы общественных объединений……….19
Глава 3. Политические партии
3.1. Понятие политической партии……………………………………………..22
3.2. Способы создания, реорганизации и ликвидации политических партий.23
Глава 4. Взаимодействие общественных объединений граждан
с государством
4.1. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством………… ……………28
4.2. Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан………………………...…..30
Заключение 32
Библиография 36

Файлы: 1 файл

курсовая по КП зак.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение 3

Глава 1.  Теоретические понятия политических прав граждан

1.1. Политические права и свободы граждан…………………………………   4

1.2. Гарантии политических прав  и свобод граждан…………………………...7

1.3. Законодательное закрепление  равного объема прав политических  прав граждан…………………………………………………………………………….8

Глава 2. Конституционное право  граждан на объединение

2.1. Понятие права граждан на объединение…………………..………………14

2.2.  Понятие и виды (организационно-правовые  формы) общественных объединений граждан  ………………………………………………………………16

2.3. Структура общественного объединения…  ………………………………18

2.4. Организационно- правовые  формы общественных объединений……….19

Глава 3.  Политические партии

3.1. Понятие политической партии……………………………………………..22

3.2. Способы создания, реорганизации  и ликвидации политических партий.23

Глава 4. Взаимодействие общественных объединений граждан 

с государством

4.1.  Реализация административно-правового  статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством…………  ……………28

4.2. Полномочия государства  по контролю и надзору за  организацией и деятельностью общественных объединений граждан………………………...…..30

Заключение 32

Библиография 36

 

 

 

 

Введение

 

Российская Федерация - демократическое  государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации1. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.


Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Конституционные права и свободы являются главным  элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.

Глава. 1. Теоретические  понятия политических прав граждан

 

1.1. Политические права и свободы граждан

Политические права  и свободы наряду с личным (гражданскими) принадлежат к первому поколению прав человека: они были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

В отличие  от личных, политические права и  свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Прежде всего  следует отметить, что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.

Под политическими  правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

Политические права и свободы - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления


Система же политических прав и свобод граждан состоит  из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных  прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и  печати; свобода союзов; свобода собраний.

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с  достижения 18-летия гражданина устанавливается  полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти  и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет. (ст.60 Конституции РФ).

Подведя итог вышесказанному, выделю основные особенности политических прав и свобод:

- тесно связаны с  личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);

- если личные права  могут принадлежать каждому человеку, то политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

- связаны с осуществлением  политической власти в государстве,  характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическими содержанием;

-являются способом  привлечения каждого гражданина  к политическому народовластию как на уровне государственной власти, так и местного самоуправления.

К политическим правам граждан  РФ относятся следующие права  и свободы, закрепленные Конституцией РФ:

- свобода мысли и  слова (ст. 29), которую можно отнести  как к личным, так и политическим правам и свободам;

- права на информацию (ч.2., ст. 24; ч.4 ст. 29);

- право на объединение  (ст. 30);

- право на проведение  публичных мероприятий (ст. 31);

- право на участие  в управлении делами государства  (ст. 32);

- право на обращения  в государственные органы и органы местного самоуправления (с. 33).

 

1.2. Гарантии  политических прав и свобод граждан

 

В России гарантируется  свобода средств массовой информации, запрещена цензура. Свобода мысли и слова ограничивается запретом разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Гарантируется свобода  деятельности общественных объединений, а также не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.

Единственным условием на свободное проведение публичных мероприятий является мирный характер мероприятия и запрет на оружие.

Граждане РФ обладают активным  (право избирать) и пассивным (право быть избранным) избирательным правом, имеют право участвовать в референдуме, имеют равный доступ к государственной службе, а также к участию в правосудии (например, в качестве присяжных заседателей).

Право на обращение в  органы власти имеют не только граждане, но и общественные организации, а  также учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Граждане могут направлять коллективные обращения. В действующем законодательстве закреплена обязанность должностных лиц принимать эти обращения и рассматривать их в порядке и сроки, установленные законом.

Успешные реформы в  современной России связаны с  установлением и реализацией политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полного осуществления должна стать формирующаяся новая система политического народовластия, демократической российской государственности.1

 

1.3. Законодательное  закрепление равного объема прав  политических прав граждан

 

Под равенством можно  понимать возможность каждого человека достичь успеха и совершенства. Иными словами, каждому человеку необходимо дать равные права с тем, чтобы обеспечить и защитить внутреннее развитие, которое будет составлять суть его жизни. Государство должно оформить предоставление таких равных прав прежде всего в конституции, а затем в законах, закрепив равенство прав и свобод человека перед законом. Справедливость законов проявляется в том, что они позволяют учитывать интересы большинства членов данного общества, осуществлять сбалансированное распределение благ между различными социальными группами; устанавливают формальное равенство субъектов права. Справедливым может быть только демократический закон.

Равенство всех перед законом представляет собой одну из определяющих основ существования правового государства, в котором именно право является критерием легитимности государства и его власти. В связи с этим важно исследовать воплощение в жизнь данного принципа применительно к различным видам прав и свобод: личных, политических, экономических, социальных, культурных.

Политические права, закрепленные в ст. 29-33 Конституции РФ, могут быть исследованы применительно к реализации принципа равенства перед законом. Свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ) является основополагающим правом в системе демократии, поскольку ее осуществление служит одной из основных гарантий соблюдения других прав личности. Без возможности иметь доступ ко всем  источникам информации гражданин не сможет свободно и в полном объеме пользоваться политическими правами. Право иметь свои собственные мысли, убеждения, мнения будут облечены в определенную форму и высказанные во вне, тогда они приобретают иной статус – слова – печатного, устного, электронного. Одним из способов распространения информации выступает почтовая связь.  В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. «О почтовой связи» установлены следующие принципы деятельности в данной сфере (ст.5):

- соблюдения законности;

- доступности для всех  граждан и юридических лиц  услуг почтовой связи как одного  из средства в получении информации  и обмена ею;

- соблюдения прав пользователей  услуг почтовой связи;

- свободы транзита  почтовых отправлений на всей территории РФ;

- равенства прав граждан  и юридических лиц на участие  в деятельности в области почтовой связи общего пользования и на использование результатов этой деятельности и др.1

Свобода информации может  выражаться и в одной из форм ее получения, а именно – парламентском расследовании различных событий в жизни страны. В соответствии с законом парламентское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности2.

Право на объединение, указанное в  ст. 30 Конституции РФ, является основополагающим условием существования демократического общества. Оно получило дальнейшее развитие и конкретизацию в федеральных законах, в которых учтены соответствующие международные стандарты, несмотря на различные формы организации общественных объединений, в базовом Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» закреплены общие принципы их создания и деятельности (ст. 15): «Общественные объединения свободны от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность  общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной»3.

Информация о работе Конституционное право граждан на объединение