Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 23:34, курсовая работа
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации1. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
Введение 3
Глава 1. Теоретические понятия политических прав граждан
1.1. Политические права и свободы граждан………………………………… 4
1.2. Гарантии политических прав и свобод граждан…………………………...7
1.3. Законодательное закрепление равного объема прав политических прав граждан…………………………………………………………………………….8
Глава 2. Конституционное право граждан на объединение
2.1. Понятие права граждан на объединение…………………..………………14
2.2. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан ………………………………………………………………16
2.3. Структура общественного объединения… ………………………………18
2.4. Организационно- правовые формы общественных объединений……….19
Глава 3. Политические партии
3.1. Понятие политической партии……………………………………………..22
3.2. Способы создания, реорганизации и ликвидации политических партий.23
Глава 4. Взаимодействие общественных объединений граждан
с государством
4.1. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством………… ……………28
4.2. Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан………………………...…..30
Заключение 32
Библиография 36
Введение 3
Глава 1. Теоретические понятия политических прав граждан
1.1. Политические права и свободы граждан………………………………… 4
1.2. Гарантии политических прав и свобод граждан…………………………...7
1.3. Законодательное закрепление
равного объема прав
Глава 2. Конституционное право граждан на объединение
2.1. Понятие права граждан на объединение…………………..………………14
2.2. Понятие и виды (организационно-правовые
формы) общественных
2.3. Структура общественного
2.4. Организационно- правовые формы общественных объединений……….19
Глава 3. Политические партии
3.1. Понятие политической партии………
3.2. Способы создания, реорганизации
и ликвидации политических
Глава 4. Взаимодействие общественных объединений граждан
с государством
4.1. Реализация административно-
4.2. Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан………………………...…..30
Заключение 32
Библиография 36
Введение
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации1. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
Значение Конституции
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
Конституционные
права и свободы являются главным
элементом конституционного правоотношения,
в котором участвует
Глава. 1. Теоретические понятия политических прав граждан
1.1. Политические права и свободы граждан
Политические права и свободы наряду с личным (гражданскими) принадлежат к первому поколению прав человека: они были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.
В отличие от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.
Прежде всего следует отметить, что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.
Под политическими
правами и свободами подразумев
Политические права и свободы - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления
Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.
Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.
В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет. (ст.60 Конституции РФ).
Подведя итог вышесказанному, выделю основные особенности политических прав и свобод:
- тесно связаны с
личными правами, поскольку пос
- если личные права
могут принадлежать каждому
- связаны с осуществлением
политической власти в
-являются способом
привлечения каждого
К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:
- свобода мысли и слова (ст. 29), которую можно отнести как к личным, так и политическим правам и свободам;
- права на информацию (ч.2., ст. 24; ч.4 ст. 29);
- право на объединение (ст. 30);
- право на проведение публичных мероприятий (ст. 31);
- право на участие
в управлении делами
- право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (с. 33).
1.2. Гарантии политических прав и свобод граждан
В России гарантируется свобода средств массовой информации, запрещена цензура. Свобода мысли и слова ограничивается запретом разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Гарантируется свобода деятельности общественных объединений, а также не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.
Единственным условием на свободное проведение публичных мероприятий является мирный характер мероприятия и запрет на оружие.
Граждане РФ обладают активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным) избирательным правом, имеют право участвовать в референдуме, имеют равный доступ к государственной службе, а также к участию в правосудии (например, в качестве присяжных заседателей).
Право на обращение в органы власти имеют не только граждане, но и общественные организации, а также учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Граждане могут направлять коллективные обращения. В действующем законодательстве закреплена обязанность должностных лиц принимать эти обращения и рассматривать их в порядке и сроки, установленные законом.
Успешные реформы в современной России связаны с установлением и реализацией политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полного осуществления должна стать формирующаяся новая система политического народовластия, демократической российской государственности.1
1.3. Законодательное
закрепление равного объема
Под равенством можно понимать возможность каждого человека достичь успеха и совершенства. Иными словами, каждому человеку необходимо дать равные права с тем, чтобы обеспечить и защитить внутреннее развитие, которое будет составлять суть его жизни. Государство должно оформить предоставление таких равных прав прежде всего в конституции, а затем в законах, закрепив равенство прав и свобод человека перед законом. Справедливость законов проявляется в том, что они позволяют учитывать интересы большинства членов данного общества, осуществлять сбалансированное распределение благ между различными социальными группами; устанавливают формальное равенство субъектов права. Справедливым может быть только демократический закон.
Равенство всех перед законом представляет собой одну из определяющих основ существования правового государства, в котором именно право является критерием легитимности государства и его власти. В связи с этим важно исследовать воплощение в жизнь данного принципа применительно к различным видам прав и свобод: личных, политических, экономических, социальных, культурных.
Политические права, закрепленные в ст. 29-33 Конституции РФ, могут быть исследованы применительно к реализации принципа равенства перед законом. Свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ) является основополагающим правом в системе демократии, поскольку ее осуществление служит одной из основных гарантий соблюдения других прав личности. Без возможности иметь доступ ко всем источникам информации гражданин не сможет свободно и в полном объеме пользоваться политическими правами. Право иметь свои собственные мысли, убеждения, мнения будут облечены в определенную форму и высказанные во вне, тогда они приобретают иной статус – слова – печатного, устного, электронного. Одним из способов распространения информации выступает почтовая связь. В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. «О почтовой связи» установлены следующие принципы деятельности в данной сфере (ст.5):
- соблюдения законности;
- доступности для всех
граждан и юридических лиц
услуг почтовой связи как
- соблюдения прав пользователей услуг почтовой связи;
- свободы транзита почтовых отправлений на всей территории РФ;
- равенства прав граждан и юридических лиц на участие в деятельности в области почтовой связи общего пользования и на использование результатов этой деятельности и др.1
Свобода информации может выражаться и в одной из форм ее получения, а именно – парламентском расследовании различных событий в жизни страны. В соответствии с законом парламентское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности2.
Право на объединение, указанное в ст. 30 Конституции РФ, является основополагающим условием существования демократического общества. Оно получило дальнейшее развитие и конкретизацию в федеральных законах, в которых учтены соответствующие международные стандарты, несмотря на различные формы организации общественных объединений, в базовом Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» закреплены общие принципы их создания и деятельности (ст. 15): «Общественные объединения свободны от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной»3.
Информация о работе Конституционное право граждан на объединение