Конституционное право граждан на объединение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации1. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические понятия политических прав граждан
1.1. Политические права и свободы граждан………………………………… 4
1.2. Гарантии политических прав и свобод граждан…………………………...7
1.3. Законодательное закрепление равного объема прав политических прав граждан…………………………………………………………………………….8
Глава 2. Конституционное право граждан на объединение
2.1. Понятие права граждан на объединение…………………..………………14
2.2. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан ………………………………………………………………16
2.3. Структура общественного объединения… ………………………………18
2.4. Организационно- правовые формы общественных объединений……….19
Глава 3. Политические партии
3.1. Понятие политической партии……………………………………………..22
3.2. Способы создания, реорганизации и ликвидации политических партий.23
Глава 4. Взаимодействие общественных объединений граждан
с государством
4.1. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством………… ……………28
4.2. Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан………………………...…..30
Заключение 32
Библиография 36

Файлы: 1 файл

курсовая по КП зак.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Конституционное право  на объединение лежит в основе свободного образования партий, многопартийности, или политического плюрализма. Исходя из этого конституционного принципа, в преамбуле Федерального закона от  11 июля 2001 г. «О политических партиях»4, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. Такое равенство гарантируется политическими партиями при осуществлении их важнейшей функции – участии в выборах. Так, политические партии участвуют в выборах Президента РФ на равных основаниях в порядке, установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 33)5.

Так как Российское государство  заинтересованно в развитии демократии, воспитании подрастающего поколения в духе самостоятельности и ответственности, оно на законодательном уровне закрепляет принципы государственной поддержки молодежных и детских объединений: приоритет общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности молодежных и детских объединений; равенство прав на государственную поддержку молодежных и детских объединений, отвечающих требованиям закона ( ст. Федерального закона от 28 июня 1995 г.  « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»6.

Одним из самых важных в системе политических прав является право на участие в управлении делами государства, предусмотренное ст. 32 Конституции РФ. Граждане РФ, реализуя данное право, могут, в соответствии со ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, на равных основаниях:

а) принимать участие  в ведении государственных дел  как непосредственно, так и посредством свободно выбранных представителей;

б) голосовать и быть избранными на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

в) допускается в своей  стране на общих условиях равенства  к государственной службе.

Закрепляя право на непосредственное участие в управлении делами государства, например на участие в референдуме, ст. 55 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. « О референдуме Российской Федерации» устанавливает, что информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство прав участников референдума7.

Одним из важнейших принципов  избирательного права также выступает принцип равенства прав как избирателей, так и кандидатов на выборные посты, что закрепляется в избирательных законах. Так,  депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ  избираются гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 1) Федерального закона от 18 мая 2005 г. « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»)8. Равенство кандидатов закрепляется как в базовом избирательном законе: все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных базовым избирательным законом (ст. 39 Федерального закона от 22 мая 2002 г. с послед. изм. «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан РФ»)9, так и в специальных избирательных законах.

Также важно равенство  кандидатов при проведении агитации. Так, в ст. 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» зафиксировано, что «содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений». Ст. 46 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента РФ» закрепляет положение о том, что «информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов».

Государственная и муниципальная  служба занимает особое место в системе  иных многочисленных форм участия граждан  в управлении государственными и муниципальными делами. В п. 4 ст. 32 Конституции РФ этот принцип (применительно к статусу граждан, выступающей как право гражданина) сформулирован так: «Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе». Пробелом в Конституции является отсутствие такой же нормы, относящейся к муниципальной службе. Хотя нормы федеральных законов и законов субъектов Федерации, регулирующие местное самоуправление данное право распространяют и на муниципальную службу10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Конституционное  право граждан на объединение

 

2.1. Понятие права граждан на объединение

 

В соответствии со ст.30 Конституции  РФ каждый гражданин России имеет  право на объединение, свобода организации  в деятельности общественных объединений гарантируется государством. Конституционное право граждан на объединение включает в себя право создавать на сугубо добровольной основе любые общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей, право не вступать в любые общественные объединения, а также беспрепятственно выходить из них по своему желанию и разумению.1

Право на объединение, указанное  в ст.30 Конституции РФ, является основополагающим условием существования демократического общества. Естественно в эпоху  господства тоталитаризма в нашей  стране такое право, несмотря на юридическое  закрепление, фактически не существовало.

В частности в режиме советской политической системы, обеспечиваемой монополией руководства аппарата КПСС « В условиях строгой партийной государственной дисциплины - отмечает С.А. Авакьян, - трудно было представить поведение, не соответствующее конституционным нормам»2, было просто невозможно создание общественных объединений с целями, не соответствующими официальной идеологии.

Теперь право каждого  на объединение получило дальнейшее развитие и конкретизацию в Федеральных  законах «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г.11, в которых учтены соответствующие международные стандарты.

Несмотря на различные  формы организации общественных объединений, в базовом Федеральном законе «Об общественных объединениях» закреплены общие принципы их создания и деятельности (ст.15): «общественные  объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных программных документах – общедоступной».

Именно это конституционное  право на объединение лежит в  основе свободного образования партий, многопартийности или политического  плюрализма. Исходя из этого конституционного принципа, в преамбуле Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»,  государством гарантируется равенство политических партий  перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. Такое равенство гарантируется политическим партиям при осуществлении их важнейшей функции – участие в выборах. Так, политические партии участвуют в выборах Президента РФ на равных основаниях в порядке, установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (ст.33).

Поскольку Российское государство  заинтересованно в развитии демократии, воспитании подрастающего поколения в духе самостоятельности и ответственности, оно на законодательном уровне закрепляет принципы государственной поддержки молодежных и детских объединений: приоритет общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности молодежных и детских объединений, отвечающих требованиям закона (ст.3 Федерального закона от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»).

Право на объединение относится к любому человеку, законно находящемуся на территории РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами РФ в сфере реализации данного права, за исключением случаев, установленных Федеральным законом или международным договорами РФ.

Конституционное право  граждан на объединение включает в себя следующие правомочия:

  1. право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общественных интересов и достижения общих целей;
  2. право вступать в существующие общественные объединения;
  3. право воздерживаться от вступления в них;
  4. право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Часть 2 ст. 19 Конституции  РФ и ст.16 Федерального закона «Об  общественных объединениях» указывают, что запрещается создание и деятельность таких общественных объединений цели и действия которых направлены на насильственные изменения основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создания вооруженных формирований, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни.2

 

2.2. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан

Субъектами – участниками  управленческих административно-правовых отношений могут выступать наряду с гражданами и общественные объединения  граждан.

Общие основы правовой организации  и деятельности общественных объединений  в настоящее время регулируются Законом РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (в редакции от 2 февраля 2006 г.),  действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных и коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), а также на деятельность созданных на территории Российской Федерации структурных подразделений – организаций, отделений или филиалов представительств – иностранных некоммерческих неправительственных объединений. Кроме того, действуют и другие законы об отдельных видах общественных объединений, в которых регламентируются особенности организации и деятельности конкретных видов общественных объединений – политических партий, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений.

Граждане могут создавать  общественные объединения по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения должны проходить государственную регистрацию для приобретения прав юридического лица, но могут функционировать и без государственной регистрации и, соответственно, без приобретения прав юридического лица со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Общественные объединения создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, указанных в уставах соответствующих общественных объединений.  В их состав входят учредители, члены и участники общественного объединения.

2.3. Структура общественного объединения

 

Учредителями общественного объединения являются физические и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором был принят устав общественного объединения, сформированы его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Физические и юридические лица как учредители общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Учредителями, членами  и участниками общественных объединений  являются граждане (в т.ч. иностранцы) с 18 лет, молодежных – с 14 лет, а детских общественных объединений – с 10 лет.

 

 

2.4. Организационно- правовые формы общественных объединений

Организационно-правовыми  формами (видами) общественных объединений являются:

- общественные организации,

- общественные движения (в т.ч. их особая специфическая разновидность –         политические общественные объединения),

-  общественные фонды, 

- общественные учреждения,

Информация о работе Конституционное право граждан на объединение