Конституционное право граждан на объединение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации1. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические понятия политических прав граждан
1.1. Политические права и свободы граждан………………………………… 4
1.2. Гарантии политических прав и свобод граждан…………………………...7
1.3. Законодательное закрепление равного объема прав политических прав граждан…………………………………………………………………………….8
Глава 2. Конституционное право граждан на объединение
2.1. Понятие права граждан на объединение…………………..………………14
2.2. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан ………………………………………………………………16
2.3. Структура общественного объединения… ………………………………18
2.4. Организационно- правовые формы общественных объединений……….19
Глава 3. Политические партии
3.1. Понятие политической партии……………………………………………..22
3.2. Способы создания, реорганизации и ликвидации политических партий.23
Глава 4. Взаимодействие общественных объединений граждан
с государством
4.1. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством………… ……………28
4.2. Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан………………………...…..30
Заключение 32
Библиография 36

Файлы: 1 файл

курсовая по КП зак.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

- органы общественной самодеятельности,

- союзы (ассоциации).

Общественная  организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами такой организации могут быть,  как правило, физические и юридические лица;

Общественное движение -  состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели;

Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, Он представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям такого объединения;

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Его решение направлено на удовлетворение неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программы органа общественной самодеятельности по месту жительства;

Союзы (ассоциации) – могут создаваться вышеназванными общественными объединениями на основе учредительных договоров (или уставов), образуя новые общественные объединения.

В зависимости от формального способа их легализации общественные объединения подразделяются на объединения, получившие государственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации.

Зарегистрированное общественное объединение приобретает статус юридического лица, а его орган – правомочия по осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом.

Незарегистрированное  общественное объединение не приобретает  прав юридического лица. Но оно является, в частности, субъектом административного права.1

По территориальной сфере деятельности общественные объединения могут  быть:

- общероссийскими,

- межрегиональными,

- региональными,

-  местными.

К общероссийским общественным объединениям относятся те, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с их уставными целями на территориях более половины субъектов РФ, имея там свои структурные подразделения – организации, отделения, филиалы и представительства;

 к межрегиональным – те, которые осуществляют свою деятельность на территориях менее половины субъектов Федерации;

к региональным – те, которые действуют лишь в пределах территории одного субъекта Федерации;

к местным - те, уставная деятельность которых осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

В зависимости от принципа организации общественные объединения  делятся на основанные на членстве и не имеющие членства. Члены объединений имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом объединения. Участники общественного объединения, не имеющего членства, принимают участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Политические партии

 

3.1. Понятие  политической партии

 

Политическая партия относится  к одной из организационно-правовых форм общественных объединений. Становление правового института политических партий шло в последнее десятилетие параллельно с избирательным правом. Законодатель путем установления ограничений стремился сузить число общественных объединений, обладающих избирательной правоспособностью. Завершением данного процесса явилось принятие Федерального  закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с последующими изменениями), который комплексно определил статус политические партии в стране. Статус партий как избирательных объединений регулируется избирательным законодательством.

К политическим общественным объединениям относятся политические партии и политические движения, в уставах которых в числе основных целей должны быть закреплены: участие в политической жизни общества (см.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (в редакции от 26 апреля 2007 г.) посредством влияния на формирование политической воли граждан; участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации; участие в организации и деятельности этих органов.  Политические партии, всей своей деятельностью призванные содействовать выявлению и выражению политической воли гражданского общества, участвуют в выборах депутатов представительных государственных и муниципальных органов и их должностных лиц в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ и законом12.

Право на объединение  в политические партии включает в  себя право:

- создавать политические партии в соответствии со своими убеждениями;

- вступать в политические  партии либо воздерживаться от  такового;

- беспрепятственного  выхода из партии;

- участия в деятельности  партии.

 

3.2. Способы  создания, реорганизации и ликвидации  политических 

партий

 

Законом декларируется, что партия создается свободно, без  разрешения органов государственной  власти и должностных лиц. Однако для создания партии необходимо выполнение следующих требований:

  1. партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное ее отделение. В субъекте РФ, в состав которого входит автономный округ, может быть создано единое региональное отделение политической партии;
  2. в партии должно состоять не менее 50 тысяч членов. Более чем в половине субъектов Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может состоять только в одном региональном отделении партии – по месту постоянного или преимущественного проживания;
  3. руководящие и иные органы партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Партия создается только в заявительно-регистрационном порядке, т.е. ее государственная регистрация в качестве юридического лица.

Возможны два способа  создания партии:

  1. Первичное создание партии.

Партия считается учрежденной  с момента принятия учредительным  съездом решения об ее создании, устава, программы, формирования контрольно-ревизионных органов, образования региональных ее отделений.

Деятельность партии с момента ее учреждения до государственной  регистрации должны быть направлена исключительно на ее оформление как юридического лица.

  1. Преобразование в партию ранее созданной общероссийской общественной организации (общероссийского общественного движения).

Вопрос о преобразовании решается на съезде указанных общественных  объединений, где участники съезда помимо указанного вопроса должны преобразовать региональные подразделения в субъектах Федерации в региональные отделения политической партии, принять устав и программу партии, сформировать руководящие и контрольно-ревизионные органы. В этом случае партия считается созданной со дня внесения соотв. записи в Единый государственный реестр юридических лиц, т.е. с момента государственной регистрации.

При обоих способах образовании  политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации, причем последние осуществляются после регистрации партии и должна быть завершена не позднее, чем через шесть месяцев со дня регистрации партии.

Таким образом,  политическая партия может быть создана только как общероссийское общественное объединение.

Решение о государственной  регистрации принимает Федеральная регистрационная служба после рассмотрения ею представленного партией пакета документов и представляет в Федеральную налоговую службу пакет документов для внесения записи в государственный Реестр. На эти же органы возложены контроль за деятельностью политических партий и принятие соответствующих мер реагирования.

Политические партии обладают исключительным правом выдвигать  кандидатов в депутаты (списки кандидатов), кандидатов на выборные должности на выборах в органы государственной власти.

Не допускается приостановление  деятельности полит. партии:

- федеральный список  которой на выборах депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания РФ был допущен к распределению депутатских мандатов;

- по основаниям, предусмотренным  подп. «г» и «д» п.3 ст. 41 Федерального закона «О политических партиях», в течение четырех лет со дня голосования на указанных выборах;

- со дня официального  опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной  Думы, выборов Президента РФ до дня официального опубликования результатов соотв. выборов, за исключением случаев, предусмотренных п.1, 4 и 5 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях».

В случаях приостановления  деятельности политической партии, ее регионального отделения, иного структурного  подразделения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются права партии, ее регионального отделения, иного структурного  подразделения как учредителя СМИ.

Им запрещается:

- пользоваться государственными  и муниципальными  СМИ;

- организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

- участвовать в выборах  и референдумах;

- использовать банковские  вклады, за исключением осуществления  расчетов, связанных с хозяйственной  деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов и штрафов, и расчетов по трудовым договорам (контрактам).

Если в течение срока  приостановления деятельности политической партии нарушения, послужившие основанием для приостановления, будут устранены, после окончания указанного срока они возобновляют свою деятельность.

В случае неустранения названных  нарушений политическая партия может  быть ликвидирована судом.

Политическая партия может быть ликвидирована также  по решению съезда или по решению Верховного Суда РФ, в случаях:

    1. невыполнения требований п.4 и 5 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях»;
    2. неустранения в установленный решением срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности партии;
    3. неучастия партии в выборах;
    4. отсутствия региональных отделений партии численностью менее 500 членов партии более чем в половине субъектов Федерации;
    5. отсутствия необходимого      числа членов партии;
    6. неоднократного непредставления в установленный срок в федеральную регистрационную службу обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

Заявление о ликвидации партии вносится в Верховный Суд  РФ федеральным уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию.

Ликвидация регионального  отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению органа партии, уполномоченного ее уставом, осуществляется на основании и в порядке, предусмотренных уставом. О принятом решении уполномоченный орган незамедлительно в письменной форме сообщает в федеральный регистрирующий орган  для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Взаимодействие общественных объединений граждан

с государством

 

4.1. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством

 

Административно-правовой статус общественных объединений реализуется ими во взаимоотношения с государственными и муниципальными органами, которые в соответствии с требованиями Конституции РФ обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами.

В отношении политических общественных объединений (политических партий и политических общественных движений), участвующих в формировании государственной власти, государство обеспечивает полную «прозрачность», т.е. гласность и открытость их деятельности для общества и государства, чтобы граждане знали, ради каких целей они финансируются, как и на что  тратят свои средства.

Информация о работе Конституционное право граждан на объединение