Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 23:34, курсовая работа
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации1. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
Введение 3
Глава 1. Теоретические понятия политических прав граждан
1.1. Политические права и свободы граждан………………………………… 4
1.2. Гарантии политических прав и свобод граждан…………………………...7
1.3. Законодательное закрепление равного объема прав политических прав граждан…………………………………………………………………………….8
Глава 2. Конституционное право граждан на объединение
2.1. Понятие права граждан на объединение…………………..………………14
2.2. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан ………………………………………………………………16
2.3. Структура общественного объединения… ………………………………18
2.4. Организационно- правовые формы общественных объединений……….19
Глава 3. Политические партии
3.1. Понятие политической партии……………………………………………..22
3.2. Способы создания, реорганизации и ликвидации политических партий.23
Глава 4. Взаимодействие общественных объединений граждан
с государством
4.1. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством………… ……………28
4.2. Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан………………………...…..30
Заключение 32
Библиография 36
Неполитическим общественным организациям (молодежным, детским, ветеранским, организациям защиты материнства и детства и т.д.) государство предоставляет различные налоговые и иные льготы и преимущества, а также в плановом организованном порядке оказывает всяческую материальную помощь и финансовую поддержку.
Органы общественной самодеятельности и различные клубы по интересам (цветоводов, филателистов, кинологов и т.д.) действуют независимо от государства, решая свои задачи совершенно самостоятельно.
Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации, а уставы и другие учредительные документы профессиональных союзов подлежат учету в органах Министерства юстиции, поскольку по закону профсоюзы независимы в своей деятельности от органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, им не подчинены и не подконтрольны.
Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, а региональных и местных общественных объединений – органами юстиции соответствующих субъектов РФ.
Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не допускается. Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.
Перечень документов предроставляемых для регистрации общественных объединений:
- заявление;
- устав общественного объединения;
- сведения о его учредителях и некотор. др.
Если перечень документов предоставлен не полно, документы ненадлежащее оформлены или в них содержится недостаточная информация, то в государственной регистрации таких общественных объединений будет отказано.
Не регистрируются общественные объединения цели и деятельность которых противоречит Конституции РФ, ущемляет права других граждан.
Ограничения для учредителей общественных объединений:
- если гражданин – то не моложе 18 лет (для молодежных общественных объединений –14 лет, для детских – 10, но среди них должны быть совершеннолетний учредитель).
- если юридические лица – органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым запрещается выступать учредителями любой общественных организаций.
Отказ в регистрации
общественного объединения
Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается и возможен лишь при наличии конкретных строго определенных оснований.
Отказ оформляется в письменной
форме и может послужить
4.2. Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан
Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения осуществляют контроль над соответствием их деятельности Конституции РФ, действующим законодательством и уставным целям. Государственные органы наделены необходимыми полномочиями для воспрепятствования деятельности, выходящей за пределы уставных целей общественных объединений, а также деятельности, осуществляемой без надлежащего разрешения либо запрещенной законом.
По результатам контроля органы юстиции в установленных законом случаях вправе:
- вынести руководящим
органам общественных
- подать заявление
в суд о приостановлении
В случае приостановления деятельности общественного объединения в течение установленного решением суда срока приостанавливаются и права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и др. публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключение расчетов по хозяйственной деятельности.
Инициатором приостановления деятельности общественных объединений могут выступать и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 42 и 44 Закона РФ «Об общественных объединениях» Генеральный прокурор РФ и прокуроры субъектов РФ могут обращаться в суд с заявлениями о приостановлении и о ликвидации общественного объединения и запрете на его деятельность в случаях нарушения им законодательства.
Ликвидация общественного
- виновного нарушения
своими действиями прав и
- неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Ликвидация общественного
объединения подразумевает
Заключение
Конституционное право на объединение, наряду с другими основными правами, имеет значительное социально-политическое и юридическое значение и занимает важное место в человеческой деятельности. Среди терминов, используемых в Конституции РФ, слово «объединение» в смысле объединения граждан (в т.ч. иностранных граждан, лиц без гражданства) в первых двух главах встречается десять раз1 (с. 13, 14, 15, 30, 36, 46).
Такой факт несомненно является весьма закономерным, так как «возрастающее значение личности не может сказываться и на юридическом положении создаваемых ею союзов и учреждений, в которых она находит себе естественное продолжение и восполнение»2.
Содержание права на объединение и институтов, определяющих данное право, позволяет более полно оценивать тенденции развития правовой системы российского общества.
Право на объединение – это субъективное право. По своему содержанию право на объединение многими авторами рассматривается посредство реализации права на создание общественных объединений.
Однако, если рассматривать данное право с точки зрения конституционного содержания исследование права на объединение на основе деятельности лишь общественных объединений не может быть достаточно полным. Право на объединение как субъективное право имеет свой результат, выражающийся в создании общественных объединений. Так, В.О. Лучин и О.Н. Доронина отметили, что под данное понятие попадают любые сообщества физических лиц, созданные ими в целях реализации самых разнообразных интересов удовлетворения различных потребностей (участие в управлении государством, отправлении религиозных обрядов, культурные потребности, защита социально-трудовых прав, совместное использование имущества или способностей к труду для получения прибыли и т.п.)1.
Поэтому можно с уверенностью сказать о том, что объединения граждан – это основанные на автономии воли сообщества (ассоциации) физических лиц, преследующих достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности.
В качестве подтверждения того, что конституционное право на объединение не следует ограничивать лишь правом на создание и деятельность общественных объединений, можно привести факты из американского законодательства, где понятие некоммерческой организации2 трактуется шире, чем в российском праве и разграничение коммерческих организаций от некоммерческих, как юридических форм объединения граждан минимальны. Таким образом, некоммерческие организации в США могут быть организованны в различных формах: в виде корпорации, частного предприятия, некорпоративные ассоциации, партнерства, фонда или кондоминиума. Т.е. американский законодатель не ограничивает реализацию права на объединение только деятельностью политических партий и иных общественных объединений, а допускает как можно больше юридических форм воплощения общих интересов физическими и юридическими лицами.
Конституция РФ предусматривает
возможности осуществления своб
Исходя из вышесказанного представляется правомерным конституционное регулирование деятельности юридических лиц через связь с разнообразными формами объединений, а право каждого на свободу объединений гарантирует возможность самоорганизации, в том числе и в различные организационно-правовые формы юридических лиц.
Объединения граждан в зависимости от преследуемых целей могут быть коммерческими или некоммерческими организациями. В комментариях к ст. 30 Конституции РФ с учетом Федерального закона 1995 г. «Об общественных объединениях» право на объединение рассматривается как право создавать общественные объединения на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать либо воздерживаться от вступления в общественные объединения; право участвовать в их деятельности и беспрепятственно выходить из них.2 Таким образом граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности, самого объединения, в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами. В данном случае акционерные общества, товарищества, общества с ограниченной ответственностью, обратившиеся в Конституционный Суд РФ, по своей сути являются объединениями - юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, ч.1 Конституции РФ) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35, ч. 2 Конституции РФ)
По мнению доцента кафедры конституционного права Уральской государственной юридической академии, кандидата юридических наук Кожевникова О.А. «выработка конституционно-правового понятия «объединение граждан» еще ждет своего законодательного решения, для чего необходимо исходить из его многосмыслового содержания, обусловленного принадлежностью единому источнику- человеку и гражданину. Это не исключает, возможности деления в различных отраслях, с учетом предмета правового регулирования каждой отрасли, известных разновидностей объединения граждан, например, по целям деятельности (коммерческие, некоммерческие), по территориальной сфере деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные и т.д.) по критериям организации (добровольные, недобровольные) и др.»13.
Научная литература:
Информация о работе Конституционное право граждан на объединение