Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:39, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Понятие, предмет и метод административного права.
Административное право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.
Нормы административного права:
- устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;
- регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по административному праву.docx

— 70.11 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по дисциплине «Административное право»

 

Вопрос 1. Понятие, предмет и метод административного  права.

 

Административное  право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Нормы административного  права:

- устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;

- регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

- определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

- регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Метод правового  регулирования - способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Для административного  права характерны следующие методы правового регулирования:

- метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому);

- метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления);

- метод согласования (этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении);

- метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора).

Суть методов  административно-правового регулирования  управленческих отношений заключается  в следующем:

- установление определенного порядка действий - предписание к действию в определенных условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответствующей административно-правовой нормой;

- запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;

- предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения;

- предоставление возможности совершать либо не совершать действия;

- предусмотренные административно-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.

 

Вопрос 2. Охарактеризуйте систему и источники административного права.

 

Под системой понимают определенный порядок в расположении отдельных частей какого-нибудь явления. Понятие системы применяется там, где речь идет о совокупности элементов, образующих нечто целое, о раскрытии единого во множестве. Система административного права есть такое распределение нормативного материала и построение его, которое позволяет наглядно увидеть различные блоки (части) данной отрасли в их единстве. Говоря по-другому, система административного права – это научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по группам – правовым институтам, сведенным в подотрасли, которые образуют отрасль – целостное нормативное образование.

Понимая под системой административного  права распределение юридических  норм по правовым институтам и подотраслям, а затем их построение в единое нормативное образование, необходимо сказать, что такого рода дифференциации и построения возможны на основе различных  классификационных критериев. А  так как таких критериев может  быть несколько, то правильнее говорить не о системе, а о системах административного  права. Наличие ряда систем характеризует  и другие отрасли права. Например, наука гражданского права знает  две системы расположения гражданско-правовых норм: институционную и пандектную.

Система российского административного  права делится на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.)

Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов. Общую часть входят пять групп институтов (подотраслей):

  1. Регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);
  2. Регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
  3. Регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций;
  4. Обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;
  5. Регулирующих принуждение по административному праву.

В особенной части  административного права четыре подотрасли, объединяющие нормы:

  1. Регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;
  2. Регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;
  3. Регулирующие ее социально-культурную деятельность;
  4. Регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Таким образом, в российской науке административного права  объединяет общую (институциональную) и особенную (отраслевую) части в  одно целое.

Источниками административного  права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.

В зависимости  от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и в зависимости  от их юридической силы все источники  административного права можно  поделить на несколько типов:

  1. Российские акты.

А. Акты федеральных органов

1.   Конституция Российской Федерации

2.   акты Федерального Собрания РФ

а)   федеральные конституционные законы

б)   федеральные законы (КОАП)

в)   декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания.

Подзаконные федеральные  акты:

1.   Указы и распоряжения Президента РФ

2.   Постановления, распоряжения Правительства РФ

3.   Приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов

4.   Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений

Б. Акты субъектов Федерации

Законы субъектов Федерации:

  1. Конституции, уставы субъектов Федерации
  2. Законы

Подзаконные акты субъектов  Федерации:

  1. Указы, распоряжения Президентов (губернаторов)
  2. Постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации
  3. Приказы, постановления министерств субъектов Федерации
  4. Приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации.

В. Акты местного самоуправления

II.   Союзные акты (акты органов бывшего СССР)

Существование этого типа источников связано с тем, что  до 1992 года среди источников административного  права преобладали акты высших и  центральных органов СССР. После распада Советского Союза эти акты продолжают действовать на территории РФ при соблюдении двух условий:

1) если еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации;

2) если они не противоречат российскому законодательству. Иными словами, этот тип источников связан с переходным периодом и будет существовать, пока полностью не заменят новые российские акты.

К союзным актам, продолжающим действовать в РФ, относятся:

  1. Законы СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.)
  2. Указы Президиума Верховного Совета СССР («О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 года)
  3. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР
  4. Приказы, постановления и инструкции министерств, государственных комитетов и других центральных органов СССР.

III.   Международные акты

В соответствии со ст.15 Конституции  РФ «Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового  пересечения границ, таможенного  контроля, дорожного движения. Можно  предположить, что этот тип источников административного права имеет  объективное будущее.

 

Вопрос 3. В чем  сущность понятий государственной  службы, государственной должности?

 

Под «службой» в русском языке понимается польза, угода, деятельность, жизнь для других, полезное дело.

В определении понятия  государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Под государственным органом  понимается образуемый в установленном  законом порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления соответствующих  функций государственной власти.

Государственную службу нельзя понимать как службу конкретным «государственным органам» или «должностным лицам». В контексте п.1 ст2. Закона об основах государственной службы государственная служба в Российской Федерации представляет собой профессиональную деятельность по выполнению государственных должностях в государственных органах, и оплачиваемую из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.

Ученые-юристы понимают должность  в государственных организациях как простейший элемент, клеточку управленческой структуры. «Государственная-служебная должность – это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.)», с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу – государственному служащему в целях ее практического осуществления.

С одной стороны, должность  есть первичный, нерасчленяемый компонент  аппарата, в определенной степени  обособленной. Ее можно рассматривать  как минимальный предел дифференциации властных функций и как средство стабилизации, формализации деятельности служащего. Должность – простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в управленческом ансамбле.

С другой стороны, это стабильный комплекс обязанностей и прав, правовое установление, ориентированное на одного человека, который должен осуществлять часть работы организаций.

«Связующим звеном между  структурой и компетенцией органов  государства, с одной стороны, и  его персоналом – с другой, являются должности». Должность – первичная ячейка органа (или его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место. В то или иное время оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных и личных прав и обязанностей служащего».

Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются ее название, место в служебной  иерархии (кому она подчинена, кто  подчинен ей), порядок замещения. Она включает в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих.

Должность есть юридическое  описание социальной позиции лица, занимающего ее. Подобно драматургу, определяющему содержание роли, которую  будет играть актер, автор правовых формулировок определяет социальную роль лица, вступившего в должность.

 

Вопрос 4. Расскажите о субъектах административного  права, их классификации, понятии правосубъектности.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"