Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:39, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Понятие, предмет и метод административного права.
Административное право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.
Нормы административного права:
- устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;
- регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по административному праву.docx

— 70.11 Кб (Скачать файл)

 

Составными частями административно-правового  статусы индивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособность».

Административная  правоспособность – способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права. Частично она возникает с момента рождения: право на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами. Будучи в принципе равной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факторов.

Таким образом, главные  особенности административной правоспособности заключается в следующем:

1) Она регулируется нормами административного права;

2) Ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти;

3) у конкретных лиц она возникает с момента рождения;

4) для разных лиц она не одинакова по объему.

Административная  дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан РФ возникает позднее  их правоспособности, возраст ее наступления  законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее частичное появление  и последующее увеличение связано  с физическим и интеллектуальным взрослением лица.

В статье 2.3. КоАП устанавливается  возраст – 16 лет, по достижении которого лицо может быть привлечено к административной ответственности. Понятно, что это  распространяется только на физических лиц. Согласно ч.1 ст.2.3. лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло шестнадцати лет к моменту  совершения правонарушения. Для сравнения: возраст, предусмотренный для уголовной  ответственности, тоже определен в 16 лет, но за некоторые преступления (убийство, похищение человека, изнасилование  и ряд др.) к ответственности  привлекаются лица, достигшие к моменту  совершения преступления четырнадцатилетнего  возраста (ст.20 УК).

Административной ответственности  подлежит вменяемое лицо, достигшее  шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 статьи 2.3. КоАП предусматривает  особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от шестнадцати  до восемнадцати лет. В отличие от КоАП РСФСР новый Кодекс не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних.

Несовершеннолетние являются специальным субъектом административной ответственности. Учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о правонарушителе, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности  и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите их прав несовершеннолетних. Порядок образования комиссий и осуществления ими полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В настоящее время названные комиссии действуют на основе Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Административные наказания, назначаемые несовершеннолетнему комиссией, носят воспитательный, профилактический характер. К ним могут быть применены следующие меры: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает ½ минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий ½ минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественной организации с их согласия; передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам; направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией; помещение несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение (профессионально-техническое училище). Указанная мера может назначаться условно; испытательный срок при этом составляет один год.

К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к административно-хозяйственным – полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организацией и учреждений, и иные средства.

В некоторых статьях Особенной  части КоАП должностные лица конкретизируются. Так, в ст.5.28-5.33., 5.42 субъектом административной ответственности названы работодатель или лицо, его представляющее, в  ст.5.25. – председатель участковый избирательной  комиссии или комиссии референдума, в ст.8.16 – капитан судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства и др.

Должностные лица подлежат административной ответственности  в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей. Такая формулировка представляется слишком широкой, ибо  в большинстве случаев неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных  обязанностей является служебными (дисциплинарным) правонарушением, за которое должна наступать дисциплинарная ответственность.

По всей видимости, административная ответственность должностного лица должна наступать за неисполнение правил, обеспечение исполнения которых  входит в его служебные обязанности. Однако правила, исполнение которых  входит в должностные обязанности, в КоАП не определены. Конкретное должностное  лицо обязано исполнять те закрепленные в нормах права правила, которые  обусловлены тем, в каком государственном  органе, организации он исполняет  свои обязанности, какую занимает должность  или осуществляет предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица.

Административная ответственность  должностных лиц предусмотрена  в большинстве составов административных правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.

В статье 2.5. КоАП определяются особенности привлечения к административной ответственности такого субъекта как  военнослужащие и иные лица, на которых  распространяется действие дисциплинарных уставов.

В ней выделяется два вида таких субъектов:

1) Военнослужащих, т.е. лица, проходящие военную службу в кадрах Вооруженных Сил РФ, и призванные на военные сборы граждане. Они несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами;

2) сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Следовательно, названные субъекты за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным общевоинским уставами и специальными нормативными актами.

КоАП закрепляет ряд составов правонарушений, за совершение которых  названная категория лиц несет  ответственность на общих основаниях (нарушение законодательства о выборах  и референдумах, в области обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне  места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). Но несмотря на то, что за указанные правонарушения военнослужащие и иные казанные в статье лица привлекаются к административной ответственности в порядке, предусмотренной КоАП, к ним не может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

Иностранные граждане – граждане, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства; лица без гражданства – лица, не имеющие прав гражданства в каком-либо государстве; иностранное юридическое лицо – юридическое лицо, учредителем которого являются иностранные граждане или иностранные организации.

Вышеназванные лица, находящиеся  на территории Российской Федерации  на законных основаниях, за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, несут ответственность  на общих основаниях. Однако в КоАП имеются статьи, по которым субъектом  правонарушения может быть только иностранец. Кроме того, в п.7 ст.3.2 установлено  административное наказание, применяемое  только к иностранным гражданам  и лицам без гражданства, - административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Согласно ч.2. ст.2.6 за административные правонарушения, совершенные на континентальном  шельфе, в исключительной экономической  зоне РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях. КоАП предусматривает шесть составов таких правонарушений. Статус континентального шельфа и исключительной экономической зоны определен федеральными законами от 30 ноября 1995 года «О континентальном шельфе Российской Федерации» и от 17 декабря 1998 года «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

В ч.3 статьи 2.6. КоАП закреплено положение, согласно которому не подлежат административной ответственности  иностранные граждане, совершившие  на территории РФ административное правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии  федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от административной юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об административной ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.

Следует отметить, что согласно данной статье иммунитет от административной юрисдикции распространяется только на физических лиц, а иностранные юридические  лица несут административную ответственность  на общих основаниях.

Вменяемость – психическое состояние лица, заключающееся в его способности по состоянию психического здоровья, по уровню социально-психического развития и социализации, а также по возрасту осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими во время (в момент) совершения правонарушения и нести в связи с этим ответственность.

При этом необходимо иметь  в виду, что к вменяемым относятся и лица, которые имеют дефекты психического здоровья (так называемы психические аномалии), не исключающие ответственности, оказывающие влияние на поведение человека. Данное обстоятельство учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

К вменяемым также относятся совершившие преступления несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет, у которых выявлена умственная отсталость как результат недостатков воспитания. В этих случаях должна назначаться экспертиза специалиста в области детской и юношеской психологии. При установлении умственной отсталости, не исключающей вменяемости, суд учитывает ее в зависимости от тяжести совершенного правонарушения при назначении наказания или при применении принудительных мер воспитательного воздействия.

Возраст и вменяемость  являются наиболее общими признаками, необходимыми для признания физического  лица субъектом правонарушения. Поэтому  лицо, отвечающее этим требованиям, в  теории административного права  называют термином «общий субъект». Лицо, отвечающее специальным признакам  субъекта, предусмотренным соответствующей  административно-правовой нормой, принято  называть «специальным субъектом».

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"