2) специфика контрольной
власти состоит в том, что
она имеет комплексный совокупный
характер, то есть осуществляется
комплексом однопрофильных органов,
объединенных общецелевой установкой
и вытекающими из нее общими
для всех однопрофильных органов
задачами, которые закреплены на
конституционном уровне. Этими признаками
она напоминает судебную власть,
которая также включает в себя
несколько разновидностей судебных
учреждений (Конституционный Суд,
общие суды, хозяйственные суды,
военные суды);
3) органы контрольной
власти независимы при осуществлении
своих полномочий по осуществлению
контрольных функций и в этой
своей деятельности не подчинены
каким-либо другим органам, осуществляющим
иные по своему характеру властные полномочия.
Их независимость является одной из важнейших
гарантий обособления данной ветви власти;
4) сфера применения контрольной
власти представляется довольно
широкой, всеобъемлющей, в некотором
роде даже «неограниченной» (условно).
Это следует из функций конституционных
судов (советов) по ведению
конституционного контроля; из полномочий
прокуратуры по осуществлению
как общего, так и специального
надзора; из особенностей осуществления
государственного контроля в
области финансов, выборов; из
деятельности специальных должностных
лиц, контролирующих соблюдение
прав человека и т. п.;
5) в отличие от других
ветвей власти органы контрольной
власти не устанавливают общих
правил поведения (кроме органов
конституционного контроля и
лишь при определенных условиях),
как это делает законодательная
власть; не занимаются организаторской
работой, присущей исполнительной
власти; не рассматривают конкретных
уголовных дел, гражданских, трудовых
и иных споров, что является
содержанием деятельности судебной
власти, они лишь занимаются проверкой,
расследованием, изучением состояния
дел и не вправе вмешиваться
в оперативно-хозяйственную деятельность
учреждений и организаций. В
большинстве случаев органы контрольной
власти не вправе сами применять
какие-либо санкции. Эти санкции
применяют другие уполномоченные
на учреждения по докладу органов
контроля или принятым им решениям.
Основная задача органов контрольной
власти – установление фактов
нарушения закона, а в некоторых
случаях – недобросовестности, нецелесообразности
и даже иногда неэтичного поведения
со стороны государственных служащих,
составление акта о нарушениях,
представление доклада соответствующему
органу или обращение в суд
[5, с. 303]. В конкретных случаях они могут
вызывать для дачи показаний, объяснений
должностных лиц; требовать предоставления
любых документов без исключения; своими
актами временно приостановить действие
нормативных правовых актов, расходящихся
с законами и Конституцией; возбудить
дело в суде или обратиться к таким государственным
органам, которые вправе наказывать виновных
и смещать их с должности. В целом, исходя
из национальных особенностей государства,
существующие в нем органы контроля обладают
различным объемом власти и имеют отличные
друг от друга правовые положения;
6) акты контрольных органов
обладают конкретно-индивидуальным
характером и зачастую адресованы
соответствующим субъектам [4, с.
124-125].
2.2 Виды контроля
Контроль – это
многовидовое социальное и правовое
явление. Его можно классифицировать
по самым разным основаниям, например,
по функциям и методам контроля, по
отношениям (связям) субъектов контроля
с государством, по государственным органам,
его осуществляющим, по характеру деятельности
органов государственного управления
[3, с. 580-581].
По отношениям (связям)
субъектов контроля с государством
существует контроль государственный
и общественный. Государственный
контроль осуществляется государственными
органами, должностными лицами государственных
органов, представителями власти
подобных органов. Государственный
контроль также весьма разнообразен.
Он делится на президентский,
представительных органов государственной
власти (Парламента и местных
Советов депутатов), органов исполнительной
власти, судебный, прокурорский [6, с.
66].
Для определенной унификации
государственного контроля Указом
Президента Республики Беларусь
от 15 ноября 1999 г. № 673 образован
Совет по координации контрольной
деятельности в Республики Беларусь.
Он координирует деятельность
органов Комитета государственного
контроля, Национального банка, иных
государственных органов, уполномоченных
в соответствии с законодательством
проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной
деятельности организаций, по
проведению проверок юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей.
Общественный контроль
осуществляется общественными объединениями:
профессиональными союзами, политическими
партиями. К этому виду контроля
можно отнести и контроль, осуществляемый
отдельными гражданами [3, с. 581].
В зависимости от
соподчиненности субъекта и объекта
контроль следует разделить на
такие виды, как внутрисистемный
и внесистемный. Внутрисистемный
контроль осуществляется в системе
исполнительной власти и субъектами
этой власти. Внесистемный – это
такой контроль, который осуществляется
субъектами, находящимися вне системы
исполнительной власти (представительными
органами государственной власти,
судами, прокуратурой, общественными
объединениями и гражданами) [3, с.
581].
В системе исполнительной
власти с учетом различных
критериев контроль может быть
разделен на виды.
В зависимости от
масштаба распространения контроль
может быть всеобъемлющим и
ограниченным. Всеобъемлющий контроль
проводится в отношении всей
деятельности подконтрольного объекта.
Ограниченный контроль осуществляется
по какому-либо одному вопросу
деятельности подконтрольного объекта.
Его, как правило, реализуют
вышестоящие органы (должностные
лица) по отношению к нижестоящим,
например, по вопросам соблюдения
только финансовой дисциплины, организации
работы по рассмотрению обращений
граждан [3, с. 581-582].
По характеру деятельности
контроль делится на общий,
ведомственный, надведомственный, административный
надзор, внутренний.
Общий контроль присущ
для органов общей компетенции.
К этому виду следует отнести
и президентский контроль.
Ведомственный – это,
по существу, отраслевой контроль.
Он ведется органами, входящими
в одну отрасль, и вышестоящими
по отношению к нижестоящим,
т. е. здесь присутствует соподчиненность
(Положение о ведомственном контроле
за финансово-хозяйственной деятельностью
организаций). Подобные качества
отличают его от надведомственного
контроля. Последний осуществляется
в отношении организационно неподчиненных
объектов. В процессе ведомственного
контроля может охватываться
вся деятельность подконтрольного
органа. В качестве примера могут
служить контрольно-ревизионные
службы республиканских органов
государственного управления и
иных государственных организаций.
Надведомственный контроль
– специальный контроль, касающийся,
как правило, отдельного вопроса,
специальной функции или определенной
стороны деятельности обследуемого
объекта. Поэтому его можно
назвать специальным, функциональным
контролем. К подобному контролю
приближен административный надзор.
Однако он имеет немало общего
и с прокурорским надзором.
Ведомственным контролем
обеспечивается выполнение задач,
стоящих перед каждым отдельным
органом государственного управления,
организацией. Перед надведомственным
контролем стоят несколько иные
цели: обеспечение единого подхода
в решении того или иного
вопроса, в выполнении одной
функции всеми, к кому они
относятся.
Внутренний контроль
проводится в пределах какой-либо
организации, структурного звена,
начальником по отношению непосредственно
подчиненных – в пределах предприятия,
учреждения [3, c. 582].
В зависимости от
стадии, на которой находится
деятельность проверяемого объекта,
контроль делится на предварительный,
текущий и последующий. Предварительный
контроль – это превентивный,
предупредительный контроль. Такой
вид контроля обусловлен необходимостью
не допустить отклонений от
предписанного, заданного, установленного,
избежать ненужного согласования,
обращения в вышестоящие органы
за разъяснениями при решении
тех или иных вопросов подконтрольными
органами. Он осуществляется в
начальной стадии, на первом этапе
совершения действий, поступков.
Предварительный контроль широко
применяется во всех сферах
деятельности. Например, проверка документов
у водителей на право управления
автотранспортным средством, личный
досмотр пассажиров и их вещей
перед посадкой в авиалайнер,
технический осмотр Государственной
автомобильной инспекцией транспортных
средств, присутствие на заседании
коллегии республиканского органа,
на заседании исполнительного
комитета представителя соответствующего
органа с целью проверки законности
вынесенного решения. Предварительный
– это не только и не столько
контроль, который ведется до
совершения противоправных действий.
Ведь отклонения от установленного
не всегда выражаются в противоправности,
влекущие ответственность. Они могут произойти
по причинам, не в полной мере зависящим
от исполнителей, например, из-за ненадлежащей
квалификации работников, недостаточного
финансового, материально-технического
обеспечения, некачественности самого
исполняемого нормативного правового
акта и т. п. В процессе рассматриваемого
вида контроля все это будет выявлено
и устранено. Предварительный контроль
– это неокончательный, после него может
следовать текущий и последующий контроль.
Текущий контроль проводится
в процессе осуществления деятельности,
проведения мероприятий, т. е.
после относительно продолжительной
деятельности. Цель его – определить
правильность совершения оперативной
повседневной деятельности. Примером
может служить проверка выполнения
предписаний пожарного и санитарного
инспекторов, вынесенных по результатам
предварительной проверки. Правда,
предварительный контроль может
и не проводиться, а текущий
проводится всегда.
Последующий контроль
– это контроль фактического
выполнения решения. Разновидностью
его являются проверки налоговыми
органами правильности уплаты
налогов, проверки выполнения
указаний и распоряжений Президента,
приказа руководителя предприятия,
учреждения. Последующий контроль
обусловлен конечными результатам
[10, c. 582-583].
А. И. Сухаркова и
А. А. Постникова отмечают следующие
виды контроля. Так, в зависимости
от объема обследуемой деятельности
выделяют общий и специальный
контроль.
В зависимости от
того, на какой стадии деятельности
контрольного объекта проводится
проверка, различают подконтроль
предварительный (превентивный), текущий
и последующий.
Исходя из организационной
взаимосвязи контролирующего и
подконтрольного объектов, можно
говорить о внутреннем (внутриведомственном)
и внешнем (подведомственном) контроле.
В зависимости от
субъектов, осуществляющих контроль,
и характера их полномочий
можно выделить:
- контроль Президента
Республики Беларусь;
- контроль органов государственного
управления;
- контроль органов судебной
власти.
Под обжалованием понимается
реализация гражданами своего
права высказывать свои претензии
органам и должностным лицам
органов государственного управления
[7, c. 151]. В статье 40 Конституции Республики
Беларусь закреплено, что каждый имеет
право направлять личные или коллективные
обращения в государственные органы. Эти
государственные органы, а также должностные
лица обязаны рассмотреть обращение и
дать ответ по существу в определенный
законом срок [2, с. 12, 57].
Практическая часть
- Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие 16 лет [8, ст. 11]
- Элемент состава административного правонарушения, который представляет собой охраняемые общественные отношения, которым причинен вред административным правонарушением называется – объект.
- Виды санкций:
- Абсолютно определенной
называется санкция, которая имеет точно
фиксированное выражение и не может быть
изменена государственным органом, ее
применяющим. Примерами служат как правило,
санкции административного права устанавливающие
точную величину штрафа, который должен
уплатить правонарушитель.
- Относительно определенной
является санкция, в которой установлены
верхняя и нижняя границы, в рамках которых
правоприменяющий орган сам устанавливает
ее точный размер. Примерами служат многие
санкции административного права.
- Альтернативные санкции
объединяют несколько видов различных
санкций, а право выбора одной из них принадлежит
тому государственному органу, который
ее применяет.
4.
- Образование
– это обучение и воспитание в интересах
личности, общества и государства, направленные
на усвоение знаний, умений, навыков, формирование
гармоничной, разносторонне развитой
личности обучающегося [9, ст.1]