Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:33, курс лекций

Описание работы

Понятие и признаки стадии подготовки дела к судебному разбирательству и ее роль в административном процессе.

В случае возбуждения административного дела (открытии производства в административном деле) суд переходит к следующей, второй обязательной стадии административного процесса подготовки дела к судебному разбирательству.
Исходя из анализа ч. 2 ст. 110 КАС Украины, целью указанной стадии можно считать всестороннее и объективное рассмотрение и разрешение дела в одном судебном заседании в течение разумного срока.

Файлы: 1 файл

Семинар 2.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и признаки  стадии подготовки дела к судебному                                разбирательству и ее роль  в административном процессе.

 

В случае возбуждения административного дела (открытии производства в административном деле) суд переходит к следующей, второй обязательной стадии административного процесса подготовки дела к судебному разбирательству.

Исходя из анализа ч. 2 ст. 110 КАС Украины, целью указанной стадии можно считать всестороннее и объективное рассмотрение и разрешение дела в одном судебном заседании в течение разумного срока. 
Согласно цели стадии подготовки дела к судебному разбирательству ее задачами является: определить спорные вопросы между сторонами и возможности примирения, а при отсутствии у сторон желание примириться - собрать весь доказательный материал, который следует исследовать на стадии судебного разбирательства, с тем, чтобы рассмотреть и решить дело в одном судебном заседании в течение разумного срока.

Итак, для того чтобы административное дело было обоснованно решено в первом судебном заседании без неоправданных, неоднократных назначений новых сроков его рассмотрения, его предстоит тщательно подготовить до судебного разбирательства. В этом и заключается значение (роль) стадии административного процесса подготовки дела к судебному разбирательству.

Стадию подготовки административного дела к судебному разбирательству характеризуют следующие семь признаков:

1. Стадия подготовки  административного дела к судебному  разбирательству является обязательной  стадией, следующей после возбуждения  административного дела. Обязательный  характер стадии подготовки означает, что суд не может сразу после  возбуждения административного  дела приступить к ее судебного рассмотрения и решения. Невыполнение административным судом подготовительных действий будет считаться нарушением требований процессуального закона.

Поэтому, чем бы не заканчивалось административное дело - вынесением решения, закрытием производства, оставлением заявления без рассмотрения - судья обязан провести подготовку дела.

Однако в судебной практике нередким является упрощенный (формальный) подход к стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству. Так, судьи самостоятельно решают, когда необходимо проводить подготовку, а когда достаточно ограничиться формальным исполнением закона, отразив факт проведения этой стадии в материалах дела, но фактически не занимаясь ею. Это нарушает принцип законности в административном процессе, обусловливает судебную волокиту и судебный бюрократизм.

2. Сущность и целевое  назначение стадии подготовки  административного дела к судебному  разбирательству оговариваются: необходимостью  всестороннего и объективного  рассмотрения и разрешения публично-правового  спора в одном судебном заседании  и необходимостью выяснения возможности  урегулирования спора до судебного  рассмотрения дела.

3. Подготовку дела к  судебному разбирательству осуществляет  судья административного суда, который  открыл производство по административному  делу (ч. 1 ст. 110 КАС Украины). Итак, основным  и единственным субъектом, на  которого возлагается обязанность  осуществлять стадию подготовки  дела к судебному разбирательству, есть административный суд. Все  остальные будущие участники  административного процесса лишь  подчиняются законным распоряжениям  и требованиям административного  суда, способствуя своими действиями  в осуществлении подготовительных  действий.

Задачи, которые должен выполнить судья на стадии подготовке административного дела к судебному разбирательству, такие:

а) необходимо уточнить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения публично-правового спора. Если сторонам доподлинно не известно о совокупность фактов, которые следует доказать в судебном заседании, то судья на основе норм материального права, которые следует применить, разъясняет им, какие именно факты имеют значение для дела и кто их должен доказывать.

б) следует определить объем фактов, которые должны быть доведены, и квалифицировать спорные отношения, возникшие между сторонами.

в) должен быть определен полный состав участников административного процесса.

4. Срок проведения подготовительных  действий в КАС Украины не  закреплено, но ст. 122 настоящего  кодекса определено, что административное  дело должно быть рассмотрено  и решено в течение разумного  срока, но не более, чем через два месяца со дня открытия производства по делу. Исходя из положений указанной процессуальной нормы права, можно сделать вывод, что подготовительное производство осуществляется судом в пределах разумного (двухмесячного) срока, начиная с момента открытия производства по делу. Следовательно, чем быстрее судья проведет подготовку административного дела к судебному разбирательству, тем больше времени у него останется на рассмотрение и разрешение дела по существу.

5. Содержание стадии  подготовки дела к судебному  разбирательству образует четко  определенный процессуальным законодательством  перечень процессуальных действий. Однако судья может совершать  и иные действия, необходимые  для подготовки дела к судебному  разбирательству.

6. Стадия подготовки  дела к судебному разбирательству  состоит из совокупности процессуальных  действий, которые образуют такие  две основные части этой стадии: 1) собственно подготовка дела  к судебному разбирательству  и 2) предварительное судебное заседание.

7. Итогом стадии подготовки  административного дела до вынесения  судебного решения является административным  судом соответствующего решения.

Итак, подготовка дела к судебному разбирательству - совокупность однородных процессуальных действий административного суда, направленных на: 1) обеспечение быстрого, своевременного, объективного и полного разрешения публично-правового спора по существу; 2) защита и восстановление законных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, которые являются сторонами административного процесса; 3) выяснение возможности урегулирования спора до судебного рассмотрения дела.

 

 

2. Процессуальное содержание  стадии                                                                            подготовки дела к судебному  разбирательству.

 

Совокупность конкретных процессуальных действий, которые осуществляются на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, напрямую зависит от содержания публично-правового спора, его особенностей и участников. Факторами, которые определяют содержание подготовки дела к судебному разбирательству, является также сложность доказывания обстоятельств дела, степень спорности аргументов каждой стороны.

Подготовку дела к судебному разбирательству осуществляет судья административного суда, который открыл производство по административному делу (ст. 110 КАС Украины). 
Обобщив все процессуальные действия, которые совершаются судьей на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, их можно объединить в несколько групп.

Во-первых, это группа вопросов, что касается доказывания и доказательств. Для этого суд может принять решение об истребовании документов и других материалов (ч. 2 ст. 69 КАС Украины); навести необходимые справки; провести осмотр письменных и вещественных доказательств на месте, если их можно доставить в суд (ст. 147 КАС Украины); назначить экспертизу (ст. 81 КАС Украины) и т.д.

Во-вторых, суд решает группу вопросов относительно участия в производстве лиц, участвующих в деле, а также по участию в деле других участников административного процесса. Для этого суд решает вопрос об участии в деле сторон, третьих лиц, их представителей, а также в случаях, установленных законом, - Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, прокурора, органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, которые могут обращаться в административный суд с административным искам о защите прав, свобод и интересов других лиц и участвовать в этих делах. На стадии подготовительного производства, согласно ст. 52 КАС Украины, суд первой инстанции, установив, что с административным иском обратилось не то лицо, которому принадлежит право требования, или не к тому лицу, которое должно отвечать по административному иску, может с согласия истца допустить замену первоначального истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком, если это не повлечет за собой изменения подсудности административного дела. На этой же стадии суд решает вопрос о третьих лиц. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, сами решают вопрос о вступлении в дело в любое время до окончания судебного разбирательства. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика в любое время до окончания судебного разбирательства, или могут быть привлечены к участию в деле судом (ст. 53 КАС Украины).

Судья также решает вопрос о вызове на судебное рассмотрение административного дела свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков.

В-третьих, суд принимает решение о проведении предварительного судебного заседания.

С целью всестороннего и объективного рассмотрения и решения дела в одном судебном заседании в течение разумного срока административный суд может осуществить такие процессуальные действия:

1) Принять решение об  истребовании документов и других  материалов; навести необходимые  справки; провести осмотр письменных  и вещественных доказательств  на месте, если их можно доставить  в суд; назначить экспертизу, решить  вопрос о необходимости привлечения  свидетелей, специалиста, переводчика.

Суд может предложить лицам, участвующим в деле, дополнить или объяснить определенные обстоятельства, а также предоставить суду дополнительные доказательства в срок, установленный судом (ст. 114 КАС Украины).

В случае необходимости сбора доказательств за пределами своей территориальной подсудности суд, рассматривающий дело, может поручить соответствующему административному суду произвести определенные процессуальные действия (ст. 115 КАС Украины). В определении о судебном поручении кратко указывается содержание рассматриваемого дела, указываются обстоятельства, что предстоит выяснить, и доказательства, которые следует собрать суд, выполняющий поручение. Определение о судебном поручении безотлагательно направляется в административный суд, который будет ее выполнять, и является обязательным для него.

Административные суды Украины могут обращаться с поручением о проведении определенных процессуальных действий в иностранные суды, а также исполнять поручения иностранных судов на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

2) Принять решение об  обязательности личного участия  лиц, участвующих в деле, в судебном  заседании, о привлечении третьих  лиц к делу.

3) Вызвать на судебное  рассмотрение административного  дела свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков.

4) Принять решение о  проведении предварительного судебного  заседания.

По обоснованному ходатайству истца судья принимает меры относительно безотлагательного рассмотрения и решения дела. В таком случае вызов лиц, участвующих в деле, или уведомление о принятых судом постановлениях осуществляются с помощью курьера, телефона, факса, электронной почты или иного технического средства.

Во время проведения подготовительных действий административный суд, постановив соответствующее постановление,  может совершить такие процессуальные действия:

- объединение для совместного  рассмотрения и решения несколько  административных дел по однородными  исковыми заявлениями одного  и того же истца к тому  же ответчику или к различным  ответчикам или по исковым  заявлениям различных истцов  к одному и тому же ответчику, а также отключить одну или  несколько объединенных в одно  производство исковые требования  в самостоятельные производства, если их совместное рассмотрение  усложняет или замедляет разрешения дела (ст. 116 КАС Украины);

- принять меры относительно  обеспечения административного  иска (ст. 117 КАС Украины);

- признать обязательным  личное участие сторон или  третьих лиц в судебном заседании. Вызвать сторону или третье  лицо для личных объяснений  можно и тогда, когда в судебном  разбирательстве участвуют их  представители (ст. 120 КАС Украины),

Во время подготовительного производства стороны, воспользовавшись предоставленными им процессуальными полномочиями, имеют право (ст. 51, 112, 113 КАС Украины):

- отказаться от административного  иска;

- признать административный  иск;

- урегулировать спор  на основе взаимных уступок (достичь  примирения).

Так, истец может отказаться от административного иска полностью или частично, а ответчик - признать административный иск полностью или частично. Отказ от административного иска или признание административного иска во время подготовительного производства должны быть изложены в адресованном суду письменном заявлении, приобщается к делу.

О принятии отказа от административного иска суд выносит определение, которым прекращает производство по делу. В случае частичного отказа истца от административного иска суд выносит определение, которым прекращает производство по делу в части исковых требований. 
В случае частичного признания административного иска ответчиком и принятия его судом может быть принято постановление суда об удовлетворении признанных ответчиком исковых требований в соответствии со ст. 164 КАС Украины. В случае полного признания ответчиком административного иска и принятия его судом принимается постановление суда об удовлетворении административного иска.

Однако суд не принимает отказа от административного иска, признание административного иска и продолжает рассмотрение административного дела, если эти действия истца или ответчика противоречат закону или нарушают чьи-либо права, свободы или интересы.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"