Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:33, курс лекций

Описание работы

Понятие и признаки стадии подготовки дела к судебному разбирательству и ее роль в административном процессе.

В случае возбуждения административного дела (открытии производства в административном деле) суд переходит к следующей, второй обязательной стадии административного процесса подготовки дела к судебному разбирательству.
Исходя из анализа ч. 2 ст. 110 КАС Украины, целью указанной стадии можно считать всестороннее и объективное рассмотрение и разрешение дела в одном судебном заседании в течение разумного срока.

Файлы: 1 файл

Семинар 2.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

Стороны могут полностью или частично урегулировать спор на основе взаимных уступок. Примирение сторон может касаться лишь прав и обязанностей сторон и предмета административного иска.

По ходатайству сторон суд приостанавливает производство по делу на время, необходимое им для примирения. В случае примирения сторон суд выносит определение о прекращении производства по делу, в котором фиксируются условия примирения. Условия примирения не должны противоречить закону или нарушать чьи-либо права, свободы или интересы.

В случае невыполнения условий примирения одной из сторон суд по ходатайству другой стороны возобновляет производство по делу.

С целью обеспечения осведомленности лиц, участвующих в деле, о ходе административного процесса во время подготовительного производства они могут: а) знакомиться с материалами административного дела, б) делать из них выписки и копии, в) за свой счет заказать и получить в суде заверенные копии документов и выписки из них (ст. 119 КАС Украины).

 

 
3. Предварительное судебное заседание.

 

1. Предварительное судебное  заседание проводится с целью  выяснения возможности урегулирования  спора до судебного разбирательства  дела или обеспечения всестороннего  и объективного разрешения дела  в течение разумного срока.

2. Предварительное судебное  заседание проводится судьей, который  осуществляет подготовку дела  к судебному разбирательству  с участием сторон и других  лиц, участвующих в деле.

3. Для урегулирования  спора суд выясняет, не отказывается  ли истец от административного  иска, не признает ли ответчик  административный иск, и разъясняет  сторонам возможности примирения.

4. Если спор не урегулирован  в порядке, определенном частью  третьей настоящей статьи, суд:

1) уточняет исковые требования  и возражения ответчика против  административного иска;

2) выясняет вопрос о  составе лиц, участвующих в деле;

3) определяет факты, которые  необходимо установить для решения  спора и какие из них признаются  сторонами, а которые предстоит  доказывать;

4) выясняет, какими доказательствами  стороны могут обосновывать свои  доводы или возражения, и устанавливает  сроки для их предоставления;

5) совершает другие действия, необходимые для подготовки дела  к судебному разбирательству.

5. По заявлению одной  из сторон о невозможности  прибытия в суд предварительное  судебное заседание может быть  отложено, если причины неявки  будут признаны судом уважительными.

Комментарий:

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья определяет цель и  порядок проведения предварительного  судебного заседания по административному  делу.

2. Положения статьи направленные  на урегулирование спора без  доведения его до судебного  разбирательства, а если этого  сделать не удалось - на создание  условий для быстрого рассмотрения  и решения административного  дела.

3. Несмотря на то, что проведение  предварительного судебного заседания  не является обязательным, нельзя  недооценивать его потенциал  для ускорения рассмотрения дела. По качественного проведения предварительного судебного заседания производство по делу может быть прекращено уже на этой стадии или будут созданы условия для рассмотрения дела в одном заседании без процессуальных неожиданностей, без необходимости делать перерывы откладывать судебное разбирательство. Поэтому положения статьи призваны также способствовать разгрузке суда.

Понятие и цель предварительного судебного заседания

4. Предварительное судебное заседание - это заседание, которую проводит судья, который осуществляет подготовку дела к судебному разбирательству с участием сторон и других лиц, участвующих в деле, с целью выяснить возможность урегулировать спор до судебного разбирательства дела, а если это невозможно - чтобы обеспечить всестороннее и объективное решение дела в течение разумного срока.

Порядок проведения предварительного судебного заседания

5. Предварительное судебное заседание  проводится судьей, который открыл  производство по административному  делу и осуществляет подготовку  дела к судебному разбирательству.

6. Проведение предварительного  судебного заседания по каждому  административному делу не является  обязательным. Предварительное судебное  заседание целесообразно проводить  в случае, если судья оптимистично  оценивает возможности примирения  сторон, или когда предмет доказывания  является сложным (значительный  круг обстоятельств, многочисленные  исковые требования и т.п.), когда  отсутствует логическая связь  между обстоятельствами, на которые  ссылается истец, и содержанием  исковых требований и т.д.

7. О предварительном судебном  заседании уведомляются стороны  и другие лица, участвующие в  деле. Другие участники административного  процесса, такие как свидетель, эксперт, специалист, участия в судебном  заседании не берут, однако суд  вправе привлечь к предварительного судебного заседания секретаря судебного заседания, судебного распорядителя, переводчика.

Назначая предварительное судебное заседание, суд не имеет права признавать непосредственное участие сторон в заседании обязательным. Такое судебное решение может приниматься с целью обеспечения участия сторон только в судебном заседании, которое проводится во время судебного разбирательства.

8. КАСУ не устанавливает требований  к процедуре проведения предварительного  судебного заседания. Руководствуясь  аналогией закона, при проведении  предварительного судебного заседания  могут быть применены правила  рассмотрения дела в судебном  заседании. Однако, на наш взгляд, встреча судьи с обеими сторонами  может иметь менее формальный  характер, то есть без полной  фиксации техническими средствами, в виде обычного общения, без  соблюдения какой-либо предустановленной  схемы. Это должно способствовать  свободному обмену мнениями между  сторонами и судьей относительно  возможностей примирения или  иных способов прекращения спора, по формированию доказательной  базы и т.д..

9. Суд не обязан фиксировать  ход предварительного судебного  заседания техническими средствами  или путем составления протокола. Вместе с тем протокол предварительного судебного заседания или фиксирования его техническими средствами могут вестись для закрепления отдельных процессуальных действий, совершаемых в его ходе и имеют значение для дальнейшего рассмотрения дела, в частности, устного заявления стороны (третьего лица) о подтверждении полномочий своего представителя, устных заявлений сторон о достижении примирения или о признании определенных обстоятельствах. Альтернативным может быть вариант, когда суд склонять сторон и других лиц, участвующих в деле, в письменном оформлении таких заявлений.

10. Часть пятая комментируемой  статьи определяет такое основание  отложения предварительного судебного  заседания - если поступило заявление  от одной из сторон о невозможности  прибытия в суд и причины  неприбытия признаны судом уважительными. Поэтому основания для отложения  судебного разбирательства дела, определенные статьей 128 КАСУ, не  могут быть применены по аналогии  повторного предварительного судебного  заседания.

Урегулирование спора в судебном заседании

11. Первым из задач предыдущего  заседания является урегулирование  спора. Для этого суд должен  выяснить: не отказывается ли  истец от административного иска, или не признает иск ответчик. Суд также разъяснить сторонам  возможности примирения. Суд должен  использовать предварительное судебное  заседание для сближения присутствующих  на нем сторон, налаживания конструктивного  диалога между ними, преклонение  их к примирению и обсуждения  его условий.

12. Обычно для содействия урегулированию  спора недостаточно, чтобы судья  процитировал положение КАСУ  о правах сторон. Роль судьи  в этом случае должно быть  приближена к роли медиатора - лица, способствует сторонам самостоятельно  урегулировать конфликт, предлагая  различные варианты согласования  интересов. Суд должен объяснять  сторонам возможности и преимущества  завершения дела на этом этапе  без активного вмешательства  суда. В частности, преимуществами  примирения может быть названо  то, что каждая сторона останется  довольной результатом, хотя он  и будет компромиссным, условия  примирения выполняться добровольно, судебные расходы останутся минимальными, а отношения перестанут быть  конфликтными, после примирения  стороны готовы будут дальше  сотрудничать.

13. Отказ от иска или примирения  сторон влечет прекращения производства  по административному делу. Признание  ответчиком исковых требований  дает суду право во время  подготовительного производства  принять постановление об удовлетворении  иска. Эти действия осуществляются  в соответствии со статьями 112 - 113 КАСУ. Однако если вопрос о  закрытии производства судья-докладчик  может решить единолично, то принять  постановление об удовлетворении  иска по результатам подготовительного  производства суд может только  в составе, определенном статьями 23 и 24 КАСУ.

Обеспечение своевременного всестороннего и объективного разрешения дела

14. Если урегулировать спор между  сторонами не удалось, суд в  судебном заседании с участием  сторон и других лиц, участвующих  в деле, должен четко определить  предмет доказывания (обстоятельства, относительно которых существует  спор и которые предстоит установить  в ходе судебного разбирательства) и круг необходимых доказательств.

При необходимости суд уточняет у истца исковые требования, а у ответчика - его возражения против административного иска, также выясняет вопрос о составе лиц, участвующих в деле, устанавливает срок для представления доказательств. Суд в судебном заседании может совершить другие процессуальные действия по подготовке дела к судебному разбирательству, целью которых является обеспечение всестороннего и объективного разрешения дела в течение разумного срока.

Вместе с тем нужно помнить, что предварительное судебное заседание не предназначено для исследования доказательств и установления обстоятельств по делу. На этом этапе стороны должны быть знакомы с доказательной базой друг друга, что обеспечит состязательность в ходе судебного разбирательства.

15. После того, как стороны выяснят  доказательную базу друг друга  и трезво взвесят свои шансы, на наш взгляд, им еще раз  целесообразно предоставить возможность  самостоятельно урегулировать спор, не доводя его до судебного  разбирательства.

Переход к судебному разбирательству

16. С целью процессуальной экономии  и для удобства сторон судебное  разбирательство может быть начато  сразу после предварительного  судебного заседания в то же  день. Часть третья статьи 121 КАСУ  определяет необходимые условия  для этого:

1) присутствие на судебном заседании  всех лиц, участвующих в деле;

2) предварительное выяснение всех  необходимых для рассмотрения  дела вопросам;

3) письменное согласие на это  всех лиц, участвующих в деле.

При этом обязательным условием перехода к стадии судебного разбирательства является вынесение постановления об окончании подготовительного производства и назначении дела к судебному разбирательству. Как правило, удобнее, если суд начнет судебное разбирательство безотлагательно или с небольшим перерывом после предварительного судебного заседания. Судебный процесс в таком случае суд проводит с соблюдением требований статей 23 и 24 КАСУ по единоличным коллегиального состава суда.

Отличие от гражданского судопроизводства

17. В отличие от гражданского  судопроизводства, предварительное  судебное заседание может быть  проведено не в каждой административной  деле, а только в случаях, когда  судья считает это целесообразным. Чаще всего необходимость в  судебном заседании существует, если предмет и характер спора  свидетельствует о том, что он  может быть исчерпан уже на  этой стадии. Предварительное судебное  заседание также требуется, если  в деле необходимо установить  многие обстоятельства, о которых  могут свидетельствовать самые  доказательства.

 

 
• отказ от административного иска во время подготовительного производства;

• признание административного иска во время подготовительного производства.

 

1. Истец может отказаться  от административного иска полностью  или частично, а ответчик - признать  административный иск полностью  или частично. Отказ от административного  иска или признание административного  иска во время подготовительного  производства должны быть изложены  в адресованном суду письменном  заявлении, которое приобщается  к делу.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"