Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:33, курс лекций

Описание работы

Понятие и признаки стадии подготовки дела к судебному разбирательству и ее роль в административном процессе.

В случае возбуждения административного дела (открытии производства в административном деле) суд переходит к следующей, второй обязательной стадии административного процесса подготовки дела к судебному разбирательству.
Исходя из анализа ч. 2 ст. 110 КАС Украины, целью указанной стадии можно считать всестороннее и объективное рассмотрение и разрешение дела в одном судебном заседании в течение разумного срока.

Файлы: 1 файл

Семинар 2.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

2. О принятии отказа  от административного иска суд  выносит определение, которым прекращает  производство по делу. В случае  частичного отказа истца от  административного иска суд выносит  определение, которым прекращает  производство по делу по части  исковых требований.

3. В случае частичного  признания административного иска  ответчиком и принятие его  судом может быть принято постановление  суда об удовлетворении признанных  ответчиком исковых требований  в соответствии со статьей 164 настоящего  Кодекса. В случае полного признания  ответчиком административного иска  и принятие его судом принимается  постановление суда об удовлетворении  административного иска.

4. Суд не принимает  отказа от административного  иска, признание административного  иска и продолжает рассмотрение  дела, если эти действия истца  или ответчика противоречат закону  или нарушают чьи-либо права, свободы  или интересы.

Комментарий:

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья регулирует процедуру  отказа истца от административного  иска и признание ответчиком  административного иска в подготовительном  производстве, а также определяет  поведение суда в случае совершения  сторонами этих действий. Вместе  указанные действия возможно  совершить не только во время  подготовительного производства, но  и в любое время до окончания  рассмотрения дела.

2. Отказ от административного  иска и его признание в подготовительном  производстве является способом  урегулирования спора, не доводя  его до судебного разбирательства, в частности, когда истец убеждается  в судебной бесперспективности  своих требований, а ответчик - свои  возражения против иска. Возможность  сторон прекратить спор из-за  отказа или признания административного  иска вытекает из принципа  диспозитивности.

Отказ от административного иска во время подготовительного производства и ее последствия

3. Отказ от административного иска означает, что истец не поддерживает своих требований к ответчику и желает снять их с рассмотрения суда, что, как правило, влечет за собой прекращения производства по административному делу. Истец может отказаться от своих требований полностью или частично.

4. Мотивы отказа от иска могут быть разными. Например, истец может потерять интерес к делу или предусмотреть, что суд не удовлетворит административного иска или ответчик добровольно удовлетворил требования истца и т.п. Одновременно истец не обязан мотивировать своего отказа от иска. Однако суд вправе поинтересоваться такими мотивами, чтобы проверить, отказ от иска совершен под принуждением, угрозами ответчика, или чтобы выяснить действительную волю истца - возможно, он, отказываясь от иска, на самом деле просто желает отозвать исковое заявление.

5. От имени истца отказаться  от административного иска может  его представитель, но если этот  представитель действует на основании  договора, то такое право он  имеет только при условии, что  оно специально обусловлено в  выданной ему доверенности (см. часть  вторую статьи 59 КАСУ).

6. Отказ от административного  иска во время подготовительного  производства обязательно должен  быть изложен в форме письменного заявления, адресованного суду и приобщается к делу. Такое заявление может быть подано в суд в судебном заседании или в другое время с момента открытия производства по делу до вынесения судом постановления об окончании подготовительного производства и назначении административного дела к судебному разбирательству. Письменная форма заявления на стадии подготовительного производства предусмотрена с той целью, чтобы это действие от имени истца имела процессуальное оформление, поскольку закон не требует фиксации этой стадии техническими средствами или протоколом судебного заседания.

7. Если заявление об отказе  от иска подано во время  предварительного судебного заседания, то до принятия решения по  заявлению суд объяснить последствия  удовлетворения этого заявления, разъяснить возможность отозвать  исковое заявление и разницу  в последствиях, а также убедиться, истец продолжает настаивать  на удовлетворении заявления. Если  заявление об отказе от иска  поступило в суд не во судебном заседании, но на стадии подготовительного производства, то закон не устанавливает препятствий для того, чтобы суд рассмотрел ее без вызова или сообщения сторон при условии, что рассмотрение этого вопроса в отсутствие сторон дает возможность соблюсти требования части четвертой комментируемой статьи.

При принятии решения суд по заявлению об отказе от иска суд должен убедиться в том, что такой отказ не противоречит закону и не нарушает ли чьих-либо прав, свобод или интересов (часть четвертая комментируемой статьи, часть четвертая статьи 51 КАСУ). В частности, отказ от иска противоречит закону, если заявление об этом подал представитель истца, не имеет полномочий на совершение этого действия. Если заявление об отказе от иска подал законный представитель, например, несовершеннолетнего лица, то суд должен убедиться, что закрытием производства по делу не будет нарушено ее прав, свобод или интересов.

Если заявление об отказе от иска подано органом или лицом, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц, то перед принятием решения по заявлению суд должен выяснить, лицо, в интересах которого подан административный иск, не требует рассмотрения дела и решения требований административного иска (см. часть вторую статьи 61 КАСУ).

8. Часть вторая комментируемой  статьи предусматривает последствия  принятия судом отказа истца  от административного иска. В  случае принятия отказа от  административного иска суд выносит  определение, которым прекращает  производство по делу. В этом  постановлении целесообразно сразу  решить вопрос о распределении  судебных расходов между сторонами  в соответствии со статьей 95 КАСУ. Если такой отказ является  частичной, суд выносит определение, которым прекращает производство  по делу по части исковых  требований. Повторное обращение  такого истца в суд с тождественными  исковыми требованиями к тому  же ответчику и по тем же  основаниям в соответствии с  частью третьей статьи 157 КАСУ  не допускается.

9. Определение суда о прекращении производства по административному делу в связи с отказом истца от административного иска может быть обжаловано в общем порядке (часть третья статьи 157 КАСУ). Постановление же суда о непринятии отказа истца от административного иска и продолжения рассмотрения дела не может быть обжаловано отдельно от постановления по делу.

Отличие от отзыва искового заявления

10. Отказ от административного  иска необходимо отличать от  отзыва истцом искового заявления. В соответствии с пунктом 5 части  первой статьи 155 КАСУ истец вправе  заявить ходатайство об отзыве  искового заявления. В этом случае  суд выносит определение об  оставлении искового заявления  без рассмотрения, не препятствует  истцу обратиться в будущем  с тождественным иском в общем  порядке. Это отличает отзыве искового заявления от отказа от административного иска и прекращении производства по делу, является препятствием для повторного обращения с тем же иском.

11. Иногда отзыв искового заявления  может быть для истца выгоднее, чем отказ от административного  иска. Например, ответчик после получения  искового заявления пообещал  добровольно выполнить требования  истца, если он займет свой ​​иск из административного суда. В этом случае истцу лучше отозвать исковое заявление, а не отказываться от иска, поскольку если ответчик не выполнит обещания, то истец сможет вновь обратиться с тем же иском. Важно лишь не пропустить срока обращения в административный суд, определенного в соответствии со статьей 99 КАСУ.

Признание административного иска во время подготовительного производства и его последствия

12. Признание административного  иска означает, что ответчик соглашается  с требованиями истца, их законностью  и обоснованностью и желает  избежать в связи с этим  судебного рассмотрения дела  по существу, что, как правило, влечет  за собой принятие постановления  по административному делу. Ответчик  может признать административный  иск полностью или частично.

13. От имени ответчика признать  административный иск может его  представитель, но если этот представитель  действует на основании договора, то такое право он имеет  только при условии, что оно  специально обусловлено в выданной  ему доверенности (см. часть вторую  статьи 59 КАСУ).

14. Признание административного  иска во время подготовительного  производства должно обязательно  быть изложены в форме письменного заявления, адресованной суда и приобщается к делу. Такое заявление может быть подано в суд в судебном заседании или в другое время с момента открытия производства по делу до вынесения судом постановления об окончании подготовительного производства и назначении административного дела к судебному разбирательству. Письменная форма заявления на стадии подготовительного производства предусмотрена с той целью, чтобы это действие от имени ответчика имела процессуальное оформление, поскольку закон не требует фиксации этой стадии техническими средствами или протоколом судебного заседания.

15. Если заявление о признании  административного иска подано  во время предварительного судебного  заседания, то до принятия решения  по заявлению суд объяснить  последствия удовлетворения этого  заявления, а также убедиться, ответчик  продолжает настаивать на удовлетворении  заявления. Если заявление о признании административного иска поступило в суд не в судебном заседании, но на стадии подготовительного производства, то закон не устанавливает препятствий для того, чтобы суд рассмотрел ее без вызова или сообщения сторон при условии, что рассмотрение этого вопроса в отсутствие сторон дает возможность соблюсти требования части четвертой комментируемой статьи.

При принятии решения по заявлению о признании административного иска суд должен убедиться в том, что такое признание не противоречит закону и не нарушает ли чьих-либо прав, свобод или интересов (часть четвертая комментируемой статьи, часть четвертая статьи 51 КАСУ). В частности, признание административного иска противоречить закону, если заявление об этом подал представитель истца, не имеет полномочий на совершение этого действия, или если удовлетворении административного иска по этому делу нарушать требования права.

Если удовольствием административного иска в связи с признанием иска суд может затронуть права, свободы или интересы третьего лица, то суд должен получить согласие на то, чтобы принять признание административного иска, от такого лица, иначе она будет лишена права отстаивать свою позицию в суде .

16. Часть третья комментируемой  статьи предусматривает последствия принятия судом признания ответчиком административного иска. При полном признании ответчиком административного иска и принятии его судом суд выносит постановление об удовлетворении административного иска с указанием способа судебной защиты в соответствии с частью второй статьи 162 КАСУ. Если такое признание является частичным, суд принимает частичное постановление по делу о признанной ответчиком части исковых требований (статья 164 КАСУ). Постановление суда может быть обжаловано в общем порядке.

Определение суда о непринятии признания ответчиком административного иска и продолжения рассмотрения дела не может быть обжаловано отдельно от постановления по делу.

17. Состав суда для принятия  постановления об удовлетворении  иска в связи с его признанием  ответчиком определяется статьями 23 и 24 КАСУ, поскольку своим постановлением  суд решает дело по существу.

18. Постановление суда, принятое  в подготовительном производстве  в связи с признанием административного  иска, может быть обжаловано в  общем порядке.

 

 

• примирение сторон во время подготовительного производства.

 

1. Стороны могут полностью  или частично урегулировать спор  на основе взаимных уступок. Примирение  сторон может касаться только  прав и обязанностей сторон  и предмета административного  иска.

2. По ходатайству сторон  суд приостанавливает производство  по делу на время, необходимое  им для примирения.

3. В случае примирения  сторон суд выносит определение  о прекращении производства по  делу, в котором фиксируются условия  примирения. Условия примирения  не должны противоречить закону  или нарушать чьи-либо права, свободы  или интересы.

4. В случае невыполнения  условий примирения одной из  сторон суд по ходатайству  другой стороны возобновляет  производство по делу.

Комментарий:

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья регулирует порядок  реализации диспозитивного права  сторон на примирение в подготовительном  производстве, а также определяет  поведение суда в случае примирения  сторон. Вместе стороны могут  примириться не только во время  подготовительного производства, но  и в любое время до окончания  рассмотрения дела.

2. Примирение сторон в подготовительном  производстве относится к оптимальных способов урегулирования спора в административном процессе на основе компромисса, не доводя его до судебного разбирательства. Возможность сторон закончить дело примирением вытекает из принципа диспозитивности. Суды должны в полной мере использовать потенциал института примирения, поскольку он дает возможность уменьшить нагрузку на суд.

Понятие примирения сторон

3. Примирение сторон является  совместным волеизъявлением сторон, которым регулируется спор путем  взаимных уступок.

4. Примирение может касаться  только прав и обязанностей  сторон и предмета административного  иска. Примирение является решением  сторон, а не других лиц, участвующих  в деле, то есть оно не должно  затрагивать их прав и обязанностей. Что же касается предмета административного  иска, то им является материально-правовые  требования истца к ответчику, возникающие из спорных правоотношений  и в отношении которых суд  должен принять постановление.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"