Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Лицензионно-разрешительная деятельность – это система, которая устанавливает правовой порядок или норму, которая устанавливает обязательность получения от уполномоченных государственных органов разрешений или лицензий на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями, либо отдельными гражданами.
Лицензионно-разрешительная система регулирует общественные отношения и выполняет предупредительно-охранную функцию, которая направлена на предупреждение несоблюдения требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оборота предметов и веществ, имеющих повышенную общественную опасность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Лицензионно-разрешительная система……………………………………….5
1.1. Понятие лицензионно-разрешительной системы государства..…………5
1.2. История развития лицензионно-разрешительной системы в Российской Федерации………………………………………………………………………..11
2. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации………………………………………………………….16
2.1. Организация работы органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной деятельности………………………………….16
2.2. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел в сфере оружия…………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………..……………….27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 52.48 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Лицензионно-разрешительная система……………………………………….5

  1.1. Понятие лицензионно-разрешительной системы государства..…………5

  1.2. История развития лицензионно-разрешительной системы в Российской Федерации………………………………………………………………………..11

2. Лицензионно-разрешительная  деятельность органов внутренних  дел Российской Федерации………………………………………………………….16

  2.1. Организация работы  органов внутренних дел по  осуществлению лицензионно-разрешительной  деятельности………………………………….16

  2.2. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел в сфере оружия…………………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………..……………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Отношения – это социально-правовое явление, которое затрагивает различные слои населения и образуют социально-правовую взаимосвязь в обществе. Данная взаимосвязь строится на праве, которое определяет внутреннюю структуру и отрасль взаимодействия тех или иных отношений.

     Внутреннее взаимодействие отношений определяется административно-правовым механизмом, который обеспечивает процесс реализации данной функций Российского государства как социально-правового процесса реализации методов исполнительной власти.

     Основную роль в процессе оптимизации играет лицензирование, которое, появившись, как правовая форма управления в экономической сфере, сегодня нашла свое применение практически во всех сферах государственного управления.

     Одним из видов государственного управления является лицензионно-разрешительная деятельность органов государственной исполнительной власти.

     Лицензионно-разрешительная деятельность – это система, которая устанавливает правовой порядок или норму, которая устанавливает обязательность получения от уполномоченных государственных органов разрешений или лицензий на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями, либо отдельными гражданами.

     Лицензионно-разрешительная система регулирует общественные отношения и выполняет предупредительно-охранную функцию, которая направлена на предупреждение несоблюдения требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оборота предметов и веществ, имеющих повышенную общественную опасность.

     Под лицензионно-разрешительной системой понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов лицензий или разрешений на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами.

     Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и приоритетных целей государства является обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья людей, проживающих в Российской Федерации. Эту защиту осуществляют правоохранительные органы, которые в своей деятельности используют систему лицензионно-разрешительного управления. Одним из правоохранительных органов являются органы внутренних дел.

     Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел на сегодняшний день не изучена в полном объеме. В основном рассматриваются общие положения разрешительной системы и разрешительное производство, но участие органов внутренних дел в осуществлении данной деятельности не рассматривается в достаточном объеме.

     Целью данной работы является изучение проблемы участия органов внутренних дел в процессе осуществления лицензионно-разрешительной деятельности.

     Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие и особенности разрешительной системы Российской Федерации;

2.Изучить разрешительное производство;

3.Рассмотреть лицензионно-разрешительную деятельность органов внутренних дел в отношении оружия.

    

 

 

 

1. Лицензионно-разрешительная система

1.1 Понятие лицензионно-разрешительной системы государства

     Разрешительная система - это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определёнными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

     Цель разрешительной  системы - обеспечение безопасности  граждан, общества, государства.  Некоторые виды общественно полезной  деятельности, если они осуществляются  непрофессионально, без соблюдения  необходимых правил, могут причинить  большой вред обществу. Поэтому  ею могут заниматься только  те, кто получил на это разрешение  компетентного органа, без разрешения  совершать такие действия нельзя. Эта система призвана защищать  граждан, общество, государство от  вреда, который может быть причинен  неправильным осуществлением деятельности, в отношении которой установлен  относительный запрет.

     В разрешительной  системе можно выделить четыре  главных элемента:

1) наличие относительного  запрета. Он может быть прямо  или косвенно закреплен правовой  нормой. Чаще всего это делается  косвенно: устанавливается, что заниматься  определенной работой можно только  при наличии разрешения на  это;

2) деятельность по выдаче  разрешений, осуществляемая субъектами  функциональной власти в отношении  граждан, организаций, организационно  им не подчиненных. Для не  властной стороны это означает  получение разрешения. Сейчас разрешения  чаще всего называют лицензиями, но достаточно широко используются  и другие названия: право на  управление (автомобилем, катером), допуск (к государственной тайне,  к определенной работе), квалификационный  аттестат (например, специалиста по  таможенному оформлению), квота и  так далее Разрешение, как правило,  дается уполномоченным исполнительным  органом государственной власти, в порядке, установленном правовыми актами. Выдача разрешений - центральный элемент системы, поэтому она и называется разрешительной;

3) надзор за соблюдением  лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешения, правил  и условий при осуществлении  соответствующей деятельности;

4) применение принудительных  мер для прекращения нарушения  правил, условий разрешенной деятельности  и привлечение виновных к юридической  ответственности.

     Разрешения, выдаваемые  в рамках рассматриваемой системы,  и все складывающиеся при этом  отношения следует отличать от  смежных явлений.

     Во-первых, от  разрешений, выдаваемых линейным  руководителем своему подчиненному, как разового характера, как  например, санкция прокурора на  совершения следователем прокуратуры  обыска, так и путем предоставления  определенного полномочия, такое  как, налагать дисциплинарные  взыскания на подчиненных. Здесь  существуют совсем иные отношения,  процедуры, отсутствует возможность  административного принуждения.

     Во-вторых, от  разрешений на совершение единичных  действий, таких, как выдача визы  для выезда из России, разрешение  на сдачу экзамена, разрешение  на ранний брак. Так, ст. 13 Семейного  кодекса РФ установлено, что  по просьбе жениха или невесты  может быть дано разрешение  вступить в брак лицам, достигшим  шестнадцатилетнего возраста, хотя  по общему правилу брачный  возраст равен восемнадцати годам.  В названных и иных подобных  случаях совершается действия  единичные, не связанные с обеспечением  безопасности, а потому не подлежащие  последующему надзору.[4]

     Представляется, что разрешение на совершение  разовых действий, даже если они  называются лицензиями, например, на  отстрел лося, косулей, находится  за рамками разрешительной системы.

     В-третьих,  то же самое можно сказать  и о документах об окончаний образовательных учреждений. Известно, что диплом о высшем образовании позволяет занимать соответствующие должности. Он действует пожизненно, но сам по себе документ об образовании - только одно из предварительных условий занятия должности: нужен еще приказ о назначении на должность. А если врач хочет самостоятельно заниматься медицинской деятельностью, он должен получить на это лицензию.

     Допуск к  работе с секретными материалами,  принятия на работу водителя  и так далее производится при  наличии у лица разрешения  и приказа линейного руководителя. Здесь можно говорить о специфике  взаимоотношений, поскольку в  последующем надзор осуществляют  и линейный руководитель, и орган  функциональной власти.

     Во многом  схоже с разрешительной системой  государственная регистрация. Но  это два разных способа, принадлежащие  к разным методам административного  воздействия. При регистрации  граждан, транспортных средств,  сделок с недвижимостью и т.  д. не принимается административный  акт, разрешающий деятельность. Регистрация  состоит в проверке законности  фактов, их официальном признании  и последующем учете. А выдаче  разрешений с последующим надзором  связана с определенными видами деятельности, правонаделением соответствующих субъектов.

     Разрешительная  система органично сочетает личный (частный) и публичные интересы. Но ее применение в большом  объеме, чем это необходимо, порождает  напряженность в отношениях с  субъектами государственной власти, способствует развитию бюрократизма. А там, где разрешительная процедура  недостаточно регулируется правом, возникают волокита, произвол, злоупотребления  властью и даже коррупция. В  90-х гг. в рассматриваемой системе  очень значимым был еще один  аспект - фискальный, ибо получение  платы за выдачу лицензий рассматривалось  как источник пополнения бюджетов.[11, с. 288]

     Невластными  субъектами разрешительных правоотношений  являются граждане, в том числе  индивидуальные предприниматели  и организации. Из содержания  ст.2 Закона «О лицензировании  отдельных видов деятельности»  следует, что лицензии выдаются «юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю».[5] Закон не относит к числу лицензиатов филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц. Значит, лицензирование деятельности филиалов юридических лиц необходимо только в тех случаях, когда это предусмотрено специальным федеральным законом. Например, в соответствии с Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» филиалы вуза проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно.

     Компетентный  орган дает разрешение конкретному  субъекту на каждый лицензируемый  вид деятельности. Если разрешение  выдано федеральным органом государственной  власти, оно носит экстерриториальный  характер. Это означает, что деятельность  может осуществляться на всей  территории России. По общему  правилу, если лицензия выдана  органом субъекта Федерации, соответствующая  деятельность может осуществляться  на территории данного субъекта.

     Регистрация  проводится в течение 30 дней  по предъявлении оригинала лицензии  с проверкой, при необходимости,  указанных в ней данных, условий  осуществления соответствующего  вида деятельности и условий  безопасности.

     Федеральными  актами может быть установлено  бессрочное действие разрешение (лицензии). Но, как правило, срок  их действия определяется положениями  о лицензировании конкретных  видов деятельности, но не может  быть менее трех лет. На меньший  срок разрешение выдается только  в индивидуальном порядке по  заявлению соискателя лицензии.[11, c. 288]

     Соответствующая  деятельность не должна осуществляться, если: 1) истек срок разрешения; 2) разрешение выдано на иную деятельность; 3) другому лицу.

     Правовая основа  разрешительной системы состоит  из многих юридических актов  разной юридической силы. Ведущая  роль здесь принадлежит Федеральному  закону «О лицензировании отдельных  видов деятельности». Без преувеличения его можно считать основами законодательства о разрешительной системе. Но только в отношении предпринимательской деятельности. Кроме того, этот закон не распространяется на внешнеэкономическую, таможенную, природоохранную деятельность, а также отношения, возникающие в связи с использованием интеллектуальной собственности, и ряд других видов разрешаемой деятельности.

     В соответствии  с Законом лицензирование производится  в отношении таких видов деятельности, «осуществление которых может  повлечь за собой нанесение  ущерба правам, законным интересам,  нравственности и здоровью граждан,  обороне страны и безопасности  государства и регулирование  которых не может осуществлять  иными методами…».

     Из ст.2, 5 указанного  Закона можно сделать вывод,  что лицензируемые виды деятельности  определяется федеральными законами. Президент России и Правительства  вправе определять работы и  услуги в рамках названных  законом видов лицензионной деятельности, утверждать положение и определять  порядок лицензирования конкретных  видов деятельности.

Информация о работе Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации