Вопросы лицензирования
разных вдов деятельности регулируются
законами «Об образовании», «О
безопасности дорожного движения»,
«О частной детективной и охранной
деятельности», Таможенным кодексом,
Воздушным кодексом и многими
другими законами и подзаконными
федеральными актами. В субъектах
Федерации было принято много
законов и подзаконных актов
о лицензировании. Их продолжает
принимать и после вступления
в силу Федерального закона
«О лицензировании отдельных
видов деятельности». Очевидно, что
возникло противоречие между
федеральными актами и актами
субъектов Федерации по этому
вопросу.
Статья 5 Закона
о лицензировании устанавливает,
что Президент РФ и Правительства
относит полномочия «на осуществление
лицензирования конкретных видов
деятельности к компетенции федеральных
органов государственной власти».[5]
Из текста Закона о лицензировании очевидно,
что центральные и иные органы федеральных
ведомств не вправе регулировать порядок
лицензировании. В настоящее время порядок
лицензирования многих видов деятельности
регулируется общими актами центральных
органов тех ведомств, которые и осуществляют
лицензирование. Поэтому в таких положениях
(инструкциях) очень четко отражен ведомственный
интерес, но не столь четко определены
формы защиты прав соискателей лицензий.
Реализация Закона о лицензировании требует
замены ведомственных нормативных актов
правительственными. Хочется надеяться,
что это не займет много времени. Очевидно,
что включение любой деятельности в орбиту
разрешительной системы означает ограничение
свободы осуществлять ее. Поэтому это
должно делаться только на основании федерального
закона. Отрадно, что закон все более и
более становиться правовой основой разрешительной
системы, ограничивая подзаконное правотворчество
в этом важном деле. Поскольку уже десятки
федеральных законов определяют виды
лицензируемой деятельности, полезно
было бы иметь единый федеральный реестр
лицензированных видов деятельности,
содержание которого было бы доступно
каждому интересующемуся этим вопросом
лицу. В КоАП РФ есть статьи об ответственности
работников торговли за продажу огнестрельного
гладкоствольного оружия гражданам, не
имеющим разрешение ОВД, за управление
транспортными средствами лицами, не имеющим
право управления.[2] К сожалению, пока
нет общей федеральной нормой, устанавливающей
административную ответственность за
незаконное занятие лицензируемой деятельностью,
а также за нарушение лицензионных условий.
В УК РФ говорится об ответственности
за осуществление предпринимательской
деятельности без специального разрешения,
когда оно обязательно, или с нарушением
условий лицензирования, если это деяние
причинило крупный ущерб гражданам, организациям
или государству либо сопряжено с извлечением
дохода в крупном размере. Крупным в ст.
171 признается доход, сумма которого превышает
200 МРОТ. Общие нормы об административной
ответственности за нарушение лицензионных
правил имеются в законах субъектов Федерации.[3]
1.2. История развития
лицензионно-разрешительной системы в
Российской Федерации
На всех исторических
этапах развития Российского государства
применение разрешительных мер в регулировании
оборота оружия и взрывчатых веществ,
а также в контроле за частной детективной
и охранной деятельностью являлось одной
из эффективных форм правоохранительной
деятельности и способствовало поддержанию
общественного порядка в стране. Применение
разрешительных мер в данном процессе
создавала лицензионно-разрешительную
систему государства.
Лицензионно-разрешительная
система - это деятельность, которая
урегулирована правом. Данная деятельность
связана с выдачей определенных
лицензий на занятие какой-то
деятельностью и последующим
надзором за соблюдения правил
и условий осуществления разрешенной
деятельности.
Лицензионно-разрешительная
система представляет собой систему
стандартов, требований и норм, которые
устанавливают определенный порядок
правоотношений, возникших при обороте
гражданского, служебного оружия, предметов
и веществ, на которые установлен особый
режим пользования.
Огнестрельное
оружие на Руси появилось в
середине четырнадцатого века. Начиная
с этого периода времени стали
появляться нормативно-правовые
положения, которые определяли
порядок хранения, ношения оружия
и санкции за нарушение данных
норм.
В тот исторический
период лицензионно-разрешительной
системы не было, были лишь
отдельные органы власти, которые
отвечали и выдавали лицензии
на тот или иной вид деятельности. Контроль
над их выполнением возлагается на различных
должностных лиц правоохранительных органов
Российской империи.
Зарождение
лицензионно-разрешительной системы
начинается с середины девятнадцатого
века, а первый законодательный акт,
рассматривавший вопросы контроля над
оружием, был подписан Петром I 14 февраля
1700 года.
Лицензионно-разрешительная
система Российской Федерации
в дореволюционный период была
развита слабо. Основным направлением
данной системы был контроль
над оружием. Гражданам Российской
империи, которые не состояли
на учете в полиции, и были
психически здоровыми, разрешалось
приобретать и хранить оружие.
Действующее законодательство той
эпохи разрешало гражданам иметь
короткоствольное огнестрельное
оружие и огнестрельное оружие
для охоты или занятия спортом.
Лицензию на
приобретение оружия выдавали
генерал-губернатор, губернатор или
градоначальник, они же могли
лишать этого права за неосторожное
или умышленное использование
оружия, но при этом оружие
изымалось полицией. Оружие было
доступно всем сословиям, и
контроль над оружием велся
очень слабо и практически
не осуществлялся.
Необходимость
изъятия огнестрельного оружия,
в избытке скопившегося у населения
в Первую мировую и Гражданскую
войны, была приоритетной задачей
государственного аппарата Советского
государства. В эти годы «...росту насилия
благоприятствовали широкое распространение
и доступность оружия, которое находилось
в личном пользовании, а также возникшее
у многих за годы Первой мировой войны
желание и привычка использовать его.[10,
с. 456]
Развитие института
разрешительной системы связано
с рождением Советского государства,
которое в начальный период
своего существования, наряду с важнейшими
историческими декретами о мире, о национализации
земли, крупной промышленности и торговли,
банков, железных дорог, издало ряд декретов,
устанавливающих разрешительную систему
во многих сферах общественной жизни.
В период
становления Советского государства
лицензионно-разрешительная система
являлась средством сохранения завоеваний
революции, и главным ее назначением было
обеспечение государственной безопасности.
Основной целью лицензионно-разрешительной
системы той эпохи было обеспечение нормального
функционирования объектов повышенной
опасности и предупреждения правонарушений
в обществе.
Отсутствие
контроля в царской России над распространением
оружия, приводит к большой его концентрации
у населения, то есть порождает причины,
способствующие осложнению оперативной
обстановки.
Основным направлением
лицензионно-разрешительной деятельности
в Советском государстве на
этапе становления лицензионно-разрешительной
системы был контроль над оружием.
Одним из первых нормативно-правовых
документов лицензионно-разрешительной
системы послереволюционной эпохи
стал «Декрет о сдаче оружия».
Данный документ обязывал все
население сдать находящееся
у него оружие, в том числе
и холодное.
Данным декретом
все выданные ранее разрешения
на хранение оружия объявлялись недействительными,
а лица, имевшие оружие, были обязаны сдать
его. Оружие не отбиралось только у членов
партии по представлению комитетов РКП(б),
но они могли иметь не более одной винтовки
и одного револьвера. При этом оружие не
обезличивалось, а закреплялось за владельцем.
Контроль над
хранением и использованием огнестрельного
оружия осуществлялся военно-революционными
комитетами и чрезвычайными комиссиями.
В начале 20-х годов к выполнению контрольной
функции стала привлекаться и милиция.
Декретом «О выдаче и хранении огнестрельного
оружия и обращении с ним» на милицию совместно
с ВЧК возлагаются функции по осуществлению
контроля над выполнением правил
выдачи и хранения оружия. Предусматривалась
административная ответственность за
незаконное хранение огнестрельного оружия.
С принятием
Уголовного кодекса РСФСФ в
лицензионно-разрешительную систему
Советского государства кроме
административной ответственности
вводится и уголовная, которая
в дальнейшем усиливается.
Развитию лицензионно-разрешительной
системы Советского государства
способствовали принятые в 1927
году постановления ВЦИК и
СНК, которые распределяли компетенцию
структурных подразделений административных
отделов и соответствующих органов ОГПУ
в сфере лицензионно-разрешительной деятельности.
В тридцатые
годы в сфере лицензионно-разрешительной
деятельности расширяются полномочия
милиции в области контроля над осуществлением
правил разрешительной системы не только
за оборотом огнестрельного оружия, но
и за соблюдением правил открытия полиграфических
предприятий, порядка отпуска и продажи
печатных машин, шрифтов, множительных
аппаратов.
В период
Великой Отечественной войны
деятельность органов внутренних
дел в части лицензионно-разрешительной
системы осуществлялась в соответствии
с Указом Президиума Верховного
Совета СССР «О военном положении».
В послевоенный
период в Советском государстве
происходит совершенствование нормативно-правой
базы, которая регламентирует деятельность
милиции по осуществлению разрешительной
системы.
В лицензионно-разрешительной
системе Советского государство
хотя и наблюдался процесс
развития, но при этом в данной
системе присутствовали свои
проблемы. Это проявлялось в том,
что отсутствовал единый подход
к организационному обеспечению разрешительной
системы органов внутренних дел. Лицензионно-разрешительная
деятельность была возложена на аппарат
всей милиции, но по факту данную деятельность
выполняли подразделения оперативных
служб, уголовного розыска и БХСС.
Проблема организационно-правового
обеспечения лицензионно-разрешительной
системы Советского государства
была ликвидирована с принятием
Указа Президиума Верховного Совета СССР
«Об основных обязанностях и правах советской
милиции по охране общественного порядка
и борьбе с преступностью». Данный Указ
определял субъект разрешительной системы,
которым являлась административная служба
милиции. Данный Указ определял субъект
разрешительной системы, который определял
административную деятельность милиции.[10,
c. 456]
На всех
исторических этапах развития
свободного демократического Российского
государства деятельность органов лицензионно-разрешительной
системы являлось одной из эффективных
форм правоохранительной деятельности
и способствовало поддержанию общественного
порядка в стране.
Лицензионно-разрешительная
система – это урегулированная
правом совокупность общественных
отношений субъектов административной
власти с гражданами и организациями,
возникающих в связи с выдачей
разрешений на занятие определенными
видами деятельности и последующим
надзором за соблюдением правил
и условий осуществления разрешительной
деятельности.
В настоящее
время законодательные изменения
привели к ужесточению надзора
в сфере лицензионно-разрешительной
системы Российского государства.
Налажен механизм внутриведомственного
контроля органов лицензионно-разрешительной
системы. Подразделения лицензионно-разрешительной
системы органов внутренних дел
теперь являются неотъемлемым
самостоятельным звеном в структуре
полиции и обеспечивают повседневные
задачи, связанные с охраной общественного
порядка и борьбы с преступностью.
2. Лицензионно-разрешительная
деятельность органов внутренних дел
Российской Федерации
2.1. Организация
работы органов внутренних дел
по осуществлению лицензионно-разрешительной
деятельности
Для осуществления
лицензионно-разрешительной деятельности
в структуре ГУООП МВД России;
МВД; ГУВД субъектов РФ, окружных,
городских, районных органов внутренних
дел созданы подразделения, выполняющие
лицензионно-разрешительные и контрольные
функции в сфере лицензирования
и контроля за частной детективной
и охранной деятельностью.
Кроме указанных
подразделений вопросами лицензионно-разрешительной
деятельности (в части контроля за
оборотом оружия, за частной детективной
и охранной деятельностью) занимаются
другие подразделения органов внутренних
дел. В частности, в этой деятельности
принимают участие сотрудники уголовного
розыска, участковые инспекторы милиции,
подразделения по борьбе с преступлениями
в сфере экономики и др.
Организация
деятельности всех подразделений
по осуществлению лицензионно-разрешительной
работы возложена на органы
внутренних дел, в структуру
которых входят эти подразделения.
В масштабе Российской Федерации
организация этой работы возложена
на МВД Российской Федерации.
В соответствии с Положением
«О Министерстве внутренних дел
Российской Федерации» предусмотрена
организация деятельности органов
внутренних дел по обеспечению
выполнения требований разрешительной
системы. Законами «О милиции»,
«О частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации»,
«Об оружии» на органы внутренних
дел также возложена обязанность
осуществления лицензионно-разрешительной
деятельности. С этой целью в
органах внутренних дел созданы
подразделения по лицензионно-разрешительной
работе и контролю за частной
детективной и охранной деятельностью.
Правовое положение этих подразделений
детально определено большей
частью в ведомственных нормативно-правовых
актах Министерства внутренних дел Российской
Федерации. В соответствии с ними органы
внутренних дел: оформляют, выдают лицензии
на приобретение, хранение, торговлю, коллекционирование,
экспонирование гражданского и служебного
оружия, основных частей оружия и патронов
к нему, выдают разрешения на хранение
и ношение оружия и патронов, разрешения
на вывоз их из Российской Федерации, а
также разрешений на перевозку, транспортирование,
функционирование стрелковых объектов,
выдают лицензии на занятие частной детективной
и охранной деятельностью предприятиям
(объединениям), службам безопасности
и гражданам, аннулируют выданные лицензии
и разрешения, осуществляют контроль за
оборотом оружия и частной детективной
и охранной деятельностью.[7, с. 102]