Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:03, курсовая работа
Целью данной работы является определение сущности механизма административно-правового регулирования, его эффективности, а также изучение понятия и реализации административно-правовых норм.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие механизма административно-правового регулирования, его структуру.
2. изучить основные виды административно-правовых норм, и их реализацию
3. рассмотреть вопрос о правовом регулировании как основании деления права на отрасли и институты.
ВВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Механизм административно-
В науке административного
права механизму
1. С помощью механизма
административно-правового
2. Механизм административно-
3. Механизм административно-
Актуальность данной работы
несомненна, она диктуется следующими
положениями. Любая отрасль российского
права регулирует определенные правоотношения.
В частности, гражданскому праву
свойственно регулирование
Административно-правовые отношения —
это урегулированные нормами административного
права общественные отношения, складывающиеся
в сфере деятельности исполнительной
власти.
Юридическая наука различает понятия
правового воздействия и правового регулирования.
Как культурная и информационная ценность,
право определяет направление человеческой
деятельности, вводит ее в общие рамки
цивилизованных общественных отношений.
Именно в этом смысле правовое воздействие
шире, чем правовое регулирование общественных
отношений.
Целью данной работы является определение
сущности механизма административно-правового
регулирования, его эффективности, а также
изучение понятия и реализации административно-правовых
норм.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: изучение библиографических источников, анализ информации, полученной в ходе их изучения, её сравнение, систематизация и синтез.
Исходными теоретическими позициями исследования выступили идеи таких авторов как:
А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов, Явич Л.С., О. С. Иоффе, Я. М. Брайнин, Денисов С.А. и др.
ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА
Существуют различные
понятия механизма
Д. Н. Бахрах же считает, что целесообразней говорить о системе административно-правового регулирования, а не о механизме. Поэтому он дает определение именно системе: «Система административно-правового регулирования позволяет в комплексе увидеть материю административного права; она дает возможность понять логику административно-правового воздействия на общественные отношения, выделить главные элементы организационно-правового воздействия и регулирования этих отношений»2.
Наиболее полным и точным
считается следующее
«механизма административно-правового регулирования»: это совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Категория механизма административно-
Что касается элементов механизма
административно-правового
Четвериков В.С. в систему
основных элементов механизма
1) нормы административного права;
2) акты толкования норм административного права;
3) индивидуальные акты, например,
принятие указа Президента РФ
о награждении ряда
4) акты применения норм административного права;
5) административно-правовые
отношения в сфере
Бахрах Д.Н., Старилов Ю.Н., Россинский Б.В. выделяют только 3 элемента:
1. Административно-правовые нормы;
2. Применение норм
3. Административно-правовые отношения.4
Но несмотря на различие
в классификациях элементов механизма
административно-правового
1. Общие принципы
2. Административно-правовые нормы;
3. Акты официального толкования
и применения административно-
4. Административно-правовые отношения;
5. Источники (формы)
Каждый элемент механизма
административно-правового
Таким образом, административно-правовое
регулирование представляет собой
процесс последовательного
В административно-правовой
науке и в практике государственного
аппарата большое значение придается
четкому правовому
Важнейшими средствами механизма
административно-правового
В административно-правовом
отношении как элементе правового
регулирования
Наиболее важными в
механизме административно-
1.2 Методы административно-
Приступая к характеристике
административно-правового
Администрирование (управление)
предполагает доминирование, преобладание
одной воли над другой, а часто
и подчинение одного лица другому, оно
неразрывно связано с властью. В
системе управленческих связей субъекты
не равны и к тому же они выполняют
разные социальные роли. Этого неравенства
право не может и не стремится
устранить. Воспринимая его как
объективную необходимость, законодатель,
регламентируя организацию и
функционирование исполнительной (административной)
власти, юридически оформляет такое
неравенство, асимметрию прав и обязанностей
субъектов. Этим объясняются особенности
административно-правового
Главные признаки метода правового регулирования следующие: каково устанавливаемое правовой нормой юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений и, наконец, как они защищаются.5
Итак, методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Стороны, участвующие в конкретном правоотношении, могут согласно нормам права находиться или в таких отношениях, когда одна из сторон подвластна другой (отношения между вышестоящим и нижестоящим госорганом), или в равном положении.
Метод регулирования, понимаемый
как сочетание юридических
а) порядок установления прав и обязанностей;
б) степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий их субъектов;
в) взаимоположение субъектов правоотношения;
г) наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей;
д) пути и средства обеспечения установленных, субъективных прав.
Рассмотрим виды методов
административно-правового
Во-первых, методы административно–правового
регулирования можно
Предписание - закрепление (возложение, установление) прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.6Крайней формой данного метода является принуждение, характеризующееся использованием возможностей государственного механизма для силового обеспечения выполнения требований, предписываемых правовыми нормами. При этом особо оговорим, что административное принуждение применяется в большом количестве случаев не только для защиты административно-правовых норм, но и для обеспечения реализации норм всех иных отраслей российского права.
Запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.7При этом запрет может быть сформулирован как предельно императивно ("запрещается", "не допускается" и т.п.), так и в относительно мягких формах, тем не менее, не меняющих сути запрета ("рекомендуется воздерживаться" и т.п.).
Дозволение - юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.8
Во-вторых, методы административно
– правового регулирования
Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.
Диспозитивные нормы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, «отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы»9.
Информация о работе Механизм административно-правового регулирования