Механизм административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение сущности механизма административно-правового регулирования, его эффективности, а также изучение понятия и реализации административно-правовых норм.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие механизма административно-правового регулирования, его структуру.
2. изучить основные виды административно-правовых норм, и их реализацию
3. рассмотреть вопрос о правовом регулировании как основании деления права на отрасли и институты.

Файлы: 1 файл

Курсовиииик.docx

— 58.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правовое регулирование  представляет собой сложный и  многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств  юридического воздействия на общественные отношения.

Механизм административно-правового  регулирования необходим для  того, чтобы осуществлять процесс  реализации прав и юридических обязанностей различными субъектами общественных отношений. Правовое регулирование придает  общественным отношениям определенность и устойчивость, поскольку установленные  правила, с одной стороны,  показывают наиболее целесообразный вариант поведения, а с другой стороны, эти правила  устанавливаются и гарантируются  государством. Государство же  имеет  целью достижение с помощью этого  правила преследуемого результата в урегулированных правом отношениях.

В науке административного  права механизму административно-правового  регулирования уделяется большое  значение. Причины этому следующие:

1. С помощью механизма  административно-правового регулирования  происходит окончательное закрепление  предмета административного права.

2. Механизм административно-правового  регулирования представляет собой  саму систему административного  права, т.е. совокупность взаимосвязанных  элементов, средств административно-правового  воздействия, который позволяет  урегулировать общественные отношения  для достижения задач и целей  государственного управления.

3. Механизм административно-правового  регулирования является движущей  силой административного права,  т.е. показывает каким образом  реализуются нормы административного  права в конкретных жизненных  обстановках.

Актуальность данной работы несомненна, она диктуется следующими положениями. Любая отрасль российского  права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений (имущественных и  связанных с ними личных неимущественных  прав), уголовному праву — регулирование  отношений, связанных с преступлением и наказанием. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше. 
 Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. 
 Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. 
 Целью данной работы является определение сущности механизма административно-правового регулирования, его эффективности, а также изучение понятия и реализации административно-правовых норм.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть понятие механизма административно-правового регулирования, его структуру.
  2. изучить основные виды административно-правовых норм, и их реализацию
  3. рассмотреть вопрос о правовом регулировании как основании деления права на отрасли и институты.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих  методов исследования: изучение библиографических  источников, анализ информации, полученной в ходе их изучения, её сравнение, систематизация и синтез.

Исходными теоретическими позициями  исследования выступили идеи таких  авторов как:

А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов, Явич  Л.С., О. С. Иоффе, Я. М. Брайнин, Денисов С.А. и др.

ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

    1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы

 

Существуют различные  понятия механизма административно-правового  регулирования, данные разными авторами. Так, Четвериков В.С. придерживается следующего определения: «Система элементов механизма  административно-правового регулирования  представляет собой совокупность элементов  и правовых средств, взаимосвязанных  и взаимозависимых и образуемых в информационно-правовое единство в целях упорядочивающего воздействия  и устойчивого развития управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов  местного самоуправления, уполномоченных должностных лиц и иных, регулируемых административными правовыми нормами  управленческих отношений, возникающих  в государстве и обществе».1

Д. Н. Бахрах же считает, что целесообразней говорить о системе административно-правового регулирования, а не о механизме. Поэтому он дает определение именно системе: «Система административно-правового регулирования позволяет в комплексе увидеть материю административного права; она дает возможность понять логику административно-правового воздействия на общественные отношения, выделить главные элементы организационно-правового воздействия и регулирования этих отношений»2.

Наиболее полным и точным считается следующее определение 

«механизма административно-правового регулирования»: это совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Категория механизма административно-правового  регулирования выработана наукой для  показа права в развитии, выявления  закономерностей его функционирования, повышения эффективности правового  регулирования.

Что касается элементов механизма  административно-правового регулирования, то разные авторы выделяют различные  элементы.

Четвериков В.С. в систему  основных элементов механизма административно-правового  регулирования включает:

1) нормы административного  права;

2) акты толкования норм административного права;

3) индивидуальные акты, например, принятие указа Президента РФ  о награждении ряда должностных  лиц органов государственной  власти орденами и медалями;

4) акты применения норм административного права;

5) административно-правовые  отношения в сфере деятельности  органов исполнительной власти, государственного управления.3

Бахрах Д.Н., Старилов Ю.Н., Россинский Б.В. выделяют только 3 элемента:

1. Административно-правовые  нормы;

2. Применение норм административного  права субъектами права;

3. Административно-правовые  отношения.4

Но несмотря на различие в классификациях элементов механизма  административно-правового регулирования, наиболее важными из них являются:

1. Общие принципы административного  права;

2. Административно-правовые  нормы;

3. Акты официального толкования  и применения административно-правовых  норм;

4. Административно-правовые  отношения;

5. Источники (формы) административно-правовых  норм.

Каждый элемент механизма  административно-правового регулирования  выполняет специфическую роль в  регулировании поведения людей  и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают  в качестве юридических средств  административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования  в определенной последовательности.

Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой  процесс последовательного использования  административно-правовых средств  для достижения целей регулирования  поведения участников общественных отношений.

В административно-правовой науке и в практике государственного аппарата большое значение придается  четкому правовому регулированию  общественных отношений, возникающих  в сфере государственного управления, устранению дублирования, переходу от административных методов к экономическим, укреплению порядка, дисциплины, законности.

Важнейшими средствами механизма  административно-правового регулирования  являются нормативные и индивидуальные акты. Акты применения норм административного  права включаются в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуализации прав, обязанностей и мер ответственности.

В административно-правовом отношении как элементе правового  регулирования индивидуализируются  положения той или иной нормы  административного права, определяются характер, права и обязанности  участников отношения.

Наиболее важными в  механизме административно-правового  регулирования являются нормы и  отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Методы административно-правового  регулирования: понятие, виды

 

Приступая к характеристике административно-правового метода регламентации общественных отношений, необходимо предварительно привести ряд  важных теоретических положений. Совместная деятельность предполагает управление, последнее объективно необходимо и  является неотъемлемым признаком общественного  бытия, его атрибутом. Любой коллектив, любая социальная организация –  это управляемая группа людей. Управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество.

Администрирование (управление) предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто  и подчинение одного лица другому, оно  неразрывно связано с властью. В  системе управленческих связей субъекты не равны и к тому же они выполняют  разные социальные роли. Этого неравенства  право не может и не стремится  устранить. Воспринимая его как  объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и  функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое  неравенство, асимметрию прав и обязанностей субъектов. Этим объясняются особенности  административно-правового метода регулирования.

Главные признаки метода правового  регулирования следующие: каково устанавливаемое  правовой нормой юридическое положение  сторон; с какими юридическими фактами  связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как  определяются права и обязанности  субъектов правоотношений и, наконец, как они защищаются.5

Итак, методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Стороны, участвующие в  конкретном правоотношении, могут согласно нормам права находиться или в  таких отношениях, когда одна из сторон подвластна другой (отношения между вышестоящим и нижестоящим госорганом), или в равном положении.

Метод регулирования, понимаемый как сочетание юридических средств  воздействия на общественные отношения, раскрывает:

а) порядок установления прав и обязанностей;

б) степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий их субъектов;

в) взаимоположение субъектов  правоотношения;

г) наличие или отсутствие конкретной юридической связи между  субъектами прав и обязанностей;

д) пути и средства обеспечения  установленных, субъективных прав.

Рассмотрим виды методов  административно-правового регулирования.

Во-первых, методы административно–правового  регулирования можно подразделить на запреты, предписания и дозволения.

Предписание - закрепление (возложение, установление) прямой юридической обязанности  совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.6Крайней формой данного метода является принуждение, характеризующееся использованием возможностей государственного механизма для силового обеспечения выполнения требований, предписываемых правовыми нормами. При этом особо оговорим, что административное принуждение применяется в большом количестве случаев не только для защиты административно-правовых норм, но и для обеспечения реализации норм всех иных отраслей российского права.

Запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.7При этом запрет может быть сформулирован как предельно императивно ("запрещается", "не допускается" и т.п.), так и в относительно мягких формах, тем не менее, не меняющих сути запрета ("рекомендуется воздерживаться" и т.п.).

Дозволение - юридическое  разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных  правовой нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.8

Во-вторых, методы административно  – правового регулирования можно  разделить на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих  независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или  отступить от предписанного правила.

Диспозитивные нормы действуют  постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих  взаимоотношений. Они предоставляют  субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой  вариант своего поведения, иногда с  учетом указанных в норме условий  и обстоятельств. Таким образом, «отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы»9.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования