Механизм административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение сущности механизма административно-правового регулирования, его эффективности, а также изучение понятия и реализации административно-правовых норм.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие механизма административно-правового регулирования, его структуру.
2. изучить основные виды административно-правовых норм, и их реализацию
3. рассмотреть вопрос о правовом регулировании как основании деления права на отрасли и институты.

Файлы: 1 файл

Курсовиииик.docx

— 58.90 Кб (Скачать файл)

Соотношение императивных и  диспозитивных норм с первой рассмотренной  нами категорией методов регулирования  можно представить в виде следующей  классификации:

а) по характеру воздействия  на волю субъектов права - методы убеждения  и принуждения;

б) по способу воздействия - обязывающие, уполномочивающие, поощряющие, запрещающие методы;

в) по форме предписания - категорические (императивные), поручительные, рекомендательные и диапозитивные  методы.

Подводя итог сказанному о  методах административно–правового  регулирования, отметим, что проблема методологии является достаточно дискуссионной  в правовой науке, а применительно  к административному праву, обладающему  уникальным по объему и сложности  предметом правового регулирования - дискуссионной вдвойне.

Совокупность методов  административно-правового регулирования, используемых для упорядочения «организуемых» общественных отношений, складывающихся в самых различных областях жизни, можно условно назвать методами материально–правового характера. В группу методов административно-правового  регулирования, используемых в сфере  управления для упорядочения своеобразных организационных отношений, назовем  методами процессуально–правового  характера. Эти группы методов можно  обнаружить в нормах материального  и процессуального права.

Наиболее важными с  точки зрения воздействия на поведение  участников отношений и преследуемого  результата являются методы материально  – правового характера. Они охватывают самую обширную область отношений, направлены на достижение результатов развития всего общества в целом и потому имеют, определяющее значение по отношению к методам процессуального характера.

Частная классификация методов  материального характера возможна, например, в зависимости от такого основания, как функции административно-правового  регулирования (иначе – социальное назначение), т.е. от таких обстоятельств, которые непосредственно определяют содержание конкретных групп методов административно-правового регулирования.

Для административно-правового  регулирования в обществе характерны три основные функции: две позитивного  порядка – статическая и динамическая, и одна негативная. Каждая из них  может быть избрана основанием для  объединения методов материально–правового  характера в соответствующие  группы:

а) методы, гарантирующие  устойчивость общественных отношений;               б)   методы стимулирующего назначения;                                                                    в) методы принудительного воздействия.

Государство с помощью  права ставит цель упорядочить часто  повторяющиеся варианты поведения  людей в различных сферах жизни  и соответствующие интересам  поступательного развития общества. Такая направленность административно-правового  регулирования призвана создать  устойчивость и известную определенность в общественных отношениях. Поэтому  нормы права, предназначенные осуществлять данное направление, объединяют в себе главным образом методы, гарантирующие  устойчивость воли субъектов в реализации установленных нормативных предписаний  и в достижении так называемого  юридического результата (эффекта). Такого рода методы присущи, в частности, нормам административного, финансового, гражданского и ряда других отраслей права, где  в качестве субъектов выступают  как отдельные граждане, так и  государственные органы и общественные организации. К данной категории методов относятся, например, «автономность», «соподчиненность», «плановость» и т. д. Относительно приведенной группировки методов административно–правового регулирования все перечисленное выше относится к методам, гарантирующим устойчивость общественных отношений.

Методы стимулирующего назначения. Сущность рекомендательного метода состоит в том, что в нормативных  предписаниях содержится, совет без  прямой обязывающей регламентации  относительно желаемого поведения, следование которому позволит наиболее эффективно достигнуть результата, выгодного  конкретному коллективу или всему  обществу. Кроме того, рекомендательный метод, как правило, предполагает установление определенных условии поддержки, обеспечивающих реализацию избранного поведения.

Несомненно, стимулирующим  свойством обладает и поощрительный  метод, устанавливающий такое состояние  воли субъекта, при котором последний  свободен выбирать предписываемое улучшенное поведение с расчетом получить определенные льготы, – блага в случае достижения предполагаемого результата. Особенность  поощрительного метода заключается  в том, что в нормах права содержатся указания на определенный вариант поведения, следование которому желательно для  всего общества, но не обязательно  для каждого отдельного субъекта. Однако выбор такого поведения подкрепляется  обещанием наделить субъекта благами  сверх общепринятых норм.

Методы процессуального  характера используются главным  образом при применении норм материального  права. К методам процессуального  характера следует отнести также  и методы, используемые в сфере  правотворчества. Специфика методов  процессуального характера заключается  в том, что они в качестве своего непосредственного объекта имеют  волю особых субъектов, таких, которые  обладают официальными полномочиями создавать и применять в той или иной сфере государственной деятельности нормы права.

Методы правотворчества  используются в деятельности органов  государства и отдельных должностных  лиц по установлению норм права.

Метод санкционирования выражается, например, в том, что отдельные  правотворящие органы в силу своей  правовой природы обязываются окончательно определить юридическую силу норм, принимаемых подотчетными органами.

Методы правоприменения  более разнообразны и различаются  в зависимости от того, в какой  конкретной организационно – правовой форме деятельности они используются.

Методы принудительного  воздействия. Своеобразные методы административно-правового  регулирования используются при  регламентировании правоохранительной деятельности.

Именно административное право регулирует организацию и  деятельность специального аппарата - органов исполнительной власти, собственно управленческую деятельность. И в  то же время административное право  в функциональном смысле охватывает и управление обществом, и управление государством, поскольку его нормы  создают правовые режимы функционального  назначения. В орбиту этих режимов  технологически единообразной деятельности неизбежно включается широкий круг субъектов права. Иначе невозможно обеспечить постоянное, оперативное  и специализированное осуществление  и охрану публичных интересов.

 

 

 

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, РЕАЛИЗАЦИЯ

2.1 Понятие и особенности  административно-правовых норм

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило  поведения, соблюдение которого гарантируется  различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также  применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи  административно-правовым нормам.

Изложенные исходные позиции  позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью  которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма  исполнительной власти или (в широком  смысле) государственного управления. Указанные общественные отношения  принято называть управленческими.

В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного  права, проявляющаяся в следующем:

а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения  должной упорядоченности организации  и функционирования как всей системы  исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных  звеньев, рационального их взаимодействия;

б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в  сфере государственного управления и выполняющих тот или ; иной объем  его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным  образом предназначены для обеспечения  эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в  жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в  общественных отношениях, возникающих  в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют  свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая  во внесудебном порядке. В таком  же аспекте можно говорить и о  дисциплинарной ответственности, рамки  применения которой несравненно  уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Административные средства правозащиты  не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически  осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);                                                                                                                            е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;

ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются  непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно  ее субъектами.

Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны, по сравнению с  аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е. производны от них; последние по своему юридическому значению первичны. Отсюда — подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится  определенное место, выражаемое следующей  юридической формулой: они создаются  на основе (основании) и во исполнение Конституции, законов и нормативных  указов Президента Российской Федерации как главы государства.10

Являясь вторичной (производной) формой правоустановления, административно-правовые нормы, создаваемые непосредственно  субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность прежде всего конституционных  и законодательных правовых норм. Тем самым они служат одним  из существенных юридических средств, придающих этим нормам характер реально «работающих» правовых установлении, а также детализирующих и конкретизирующих содержащиеся в них общие правила поведения.

Регулирующее воздействие  административно-правовых норм весьма масштабно. В этом их универсальность, как универсальна (в смысле масштаба) сама деятельность по реализации задач  и функций исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы  различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.

Существуют различные  критерии их классификации. Наиболее общий  характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и  процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что  они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность  участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит  свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать  система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники  регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы  нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих  должностных лиц принять и  рассмотреть в установленный  срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного  субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и  различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования