Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:03, курсовая работа
Целью данной работы является определение сущности механизма административно-правового регулирования, его эффективности, а также изучение понятия и реализации административно-правовых норм.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие механизма административно-правового регулирования, его структуру.
2. изучить основные виды административно-правовых норм, и их реализацию
3. рассмотреть вопрос о правовом регулировании как основании деления права на отрасли и институты.
Соотношение императивных и диспозитивных норм с первой рассмотренной нами категорией методов регулирования можно представить в виде следующей классификации:
а) по характеру воздействия на волю субъектов права - методы убеждения и принуждения;
б) по способу воздействия - обязывающие, уполномочивающие, поощряющие, запрещающие методы;
в) по форме предписания - категорические (императивные), поручительные, рекомендательные и диапозитивные методы.
Подводя итог сказанному о
методах административно–
Совокупность методов
административно-правового
Наиболее важными с точки зрения воздействия на поведение участников отношений и преследуемого результата являются методы материально – правового характера. Они охватывают самую обширную область отношений, направлены на достижение результатов развития всего общества в целом и потому имеют, определяющее значение по отношению к методам процессуального характера.
Частная классификация методов
материального характера
Для административно-правового
регулирования в обществе характерны
три основные функции: две позитивного
порядка – статическая и
а) методы, гарантирующие
устойчивость общественных отношений;
б) методы стимулирующего назначения;
Государство с помощью
права ставит цель упорядочить часто
повторяющиеся варианты поведения
людей в различных сферах жизни
и соответствующие интересам
поступательного развития общества.
Такая направленность административно-правового
регулирования призвана создать
устойчивость и известную определенность
в общественных отношениях. Поэтому
нормы права, предназначенные осуществлять
данное направление, объединяют в себе
главным образом методы, гарантирующие
устойчивость воли субъектов в реализации
установленных нормативных
Методы стимулирующего назначения. Сущность рекомендательного метода состоит в том, что в нормативных предписаниях содержится, совет без прямой обязывающей регламентации относительно желаемого поведения, следование которому позволит наиболее эффективно достигнуть результата, выгодного конкретному коллективу или всему обществу. Кроме того, рекомендательный метод, как правило, предполагает установление определенных условии поддержки, обеспечивающих реализацию избранного поведения.
Несомненно, стимулирующим
свойством обладает и поощрительный
метод, устанавливающий такое
Методы процессуального
характера используются главным
образом при применении норм материального
права. К методам процессуального
характера следует отнести
Методы правотворчества
используются в деятельности органов
государства и отдельных
Метод санкционирования выражается,
например, в том, что отдельные
правотворящие органы в силу своей
правовой природы обязываются
Методы правоприменения более разнообразны и различаются в зависимости от того, в какой конкретной организационно – правовой форме деятельности они используются.
Методы принудительного
воздействия. Своеобразные методы административно-правового
регулирования используются при
регламентировании
Именно административное право регулирует организацию и деятельность специального аппарата - органов исполнительной власти, собственно управленческую деятельность. И в то же время административное право в функциональном смысле охватывает и управление обществом, и управление государством, поскольку его нормы создают правовые режимы функционального назначения. В орбиту этих режимов технологически единообразной деятельности неизбежно включается широкий круг субъектов права. Иначе невозможно обеспечить постоянное, оперативное и специализированное осуществление и охрану публичных интересов.
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, РЕАЛИЗАЦИЯ
2.1 Понятие и особенности административно-правовых норм
Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.
Изложенные исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. Указанные общественные отношения принято называть управленческими.
В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:
а) административно-правовые
нормы преследуют цель обеспечения
должной упорядоченности
б) административно-правовые
нормы определяют тот или иной
вариант должного, т.е. соответствующего
интересам правового
в) административно-правовые
нормы, действуя в сфере государственного
управления, прежде всего и главным
образом предназначены для
г) административно-правовые
нормы, определяя границы должного
поведения в сфере
д) административно-правовые
нормы в отличие от многих других
отраслей российского права имеют
свои собственные юридические
ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.
Административно-правовые нормы,
устанавливаемые субъектами исполнительной
власти, вторичны, по сравнению с
аналогичными нормами конституционного
или законодательного характера, т.е.
производны от них; последние по своему
юридическому значению первичны. Отсюда
— подзаконность не только деятельности
субъектов исполнительной власти, но
и устанавливаемых ими
Являясь вторичной (производной) формой правоустановления, административно-правовые нормы, создаваемые непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность прежде всего конституционных и законодательных правовых норм. Тем самым они служат одним из существенных юридических средств, придающих этим нормам характер реально «работающих» правовых установлении, а также детализирующих и конкретизирующих содержащиеся в них общие правила поведения.
Регулирующее воздействие административно-правовых норм весьма масштабно. В этом их универсальность, как универсальна (в смысле масштаба) сама деятельность по реализации задач и функций исполнительной власти.
2.2 Виды административно-правовых норм
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.
Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.
Материальные административно-
Информация о работе Механизм административно-правового регулирования