Механизмы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей на Западе и в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Государственный аппарат.
1. Понятие государственного аппарата……………………………… 4
2. Принципы организации и деятельности
государственного аппарата………………………………………… 6
Глава 2. Теория разделения властей.
Теория разделения властей: становление, роль и назначение…... 10 Разделение властей на Западе……………………………………... 12
Проблемы разделения властей в России…………………………. 17
Глава 3. Государственный орган – главное звено
механизма государства.
Понятие и виды органов государства……………………………. 21
Органы законодательной власти…………………………………. 23
Органы исполнительной власти…………………………………... 25
Органы судебной власти…………………………………………... 30
Заключение……………………………………………………………. 34
Список использованной литературы……………………………….... 35

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 67.34 Кб (Скачать файл)

Механизмы государства

Оглавление 
    Введение………………………………………………………………. 3 
    Глава 1. Государственный аппарат. 
    1. Понятие государственного аппарата……………………………… 4 
    2. Принципы организации и деятельности 
    государственного аппарата………………………………………… 6 
    Глава 2. Теория разделения властей.

Теория разделения властей: становление, роль и назначение…... 10 Разделение властей на Западе……………………………………... 12 
 
    Проблемы разделения властей в России…………………………. 17 
    Глава 3. Государственный орган – главное звено 
    механизма государства. 
    Понятие и виды органов государства……………………………. 21 
    Органы законодательной власти…………………………………. 23 
    Органы исполнительной власти…………………………………... 25 
    Органы судебной власти…………………………………………... 30 
    Заключение……………………………………………………………. 34 
    Список использованной литературы……………………………….... 35 
    Введение

В наше время, когда  общеизвестно, что без управления, без надзора, без законов, и, конечно  же, без органов, которые выполняют все эти функции невозможна жизнь в государстве. Поэтому о механизме государства или аппарате государства нужно говорить, писать и воплощать его в жизнь. В Конституции Российской Федерации написано: "Российская Федерация–Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Но в России нет пока правового государства, а как же его строить? Именно с помощью разделения властей, органов осуществляющих три рода властей: законодательно, исполнительной, судебной. Поэтому эта тема актуальна сегодня, и в наши дни, и во все времена.

Научная разработка этой темы довольно-таки значительна. Первоначально теория разделения властей  в своих трудах разработали Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. В  России в дореволюционный период деление государственной власти на три ветви можно найти в  работах А. И. Елистратова, М. М. Ковалевского, М. М. Сперанского, Б. Н. Чичерина и других.

В советский период эта тема рассматривалась не как  теория разделения властей, а как  разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось  большое внимание.

Цель работы заключается  в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса.

В работе будут  рассмотрены вопросы, касающиеся понятия  и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей на Западе и в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных. Итак, механизм государственной власти требует комплексного, системного исследования, что означает необходимость рассматривания его составных элементов не только в их взаимосвязях и взаимоотношениях, но и в процессе функционирования. 
 
    Понятие государственного аппарата

Государственный аппарат  представляет собой систему органов  государства, с помощью которых  осуществляется государственная власть, выполняется основные функции, достигаются  стоящие перед государством на различных  этапах его развития цели и задачи. В любом государстве аппарат  выступает важнейшим составным  элементом.

Государственный аппарат  состоит из различных органов. Все  вместе они образуют определенную систему. Государственный аппарат постоянно  развивался по мере усложнения общества.

В государствах более  позднего периода государственный  аппарат был относительно несложный. Тогда создавались различные  органы, они были со своим названием, компетенцией, однако власть находилась в руках единоличного органа, как  правило, у монарха–который и являлся основным государственным органом. От монарха зависело окончательное решение практически любого вопроса, в том числе и входящего в компетенцию иных государственных органов. В настоящее время таких государств немного.

В большинстве современных  государств аппарат более сложный, он базируется на совершенно иных принципах  организации и деятельности, причем один из основных– разделение властей. Государственные органы специально образуются для осуществления государственной власти. Особенностью их является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями. Эти полномочия необходимы для эффективного выполнения государством своих функций.

На функционирование и развитие государственного аппарата оказывают влияние факторы, в  число которых входят: " общность экономической основы различных  государственных органов и организаций–системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей общества; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов–составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями. " [1 Теория государства и права: Учебник / Под редакцией М. Н. Марченко –М. 2001. -С. 205] В научной и учебной литературе решается вопрос о соотношении понятия "государственного механизма" и "государственного аппарата". " Довольно распространена следующая точка зрения: механизм государства состоит из аппарата государства, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные), а также государственных организаций (учебных, научных, лечебных и др. ) и так называемых материальных придатков (армия, органы правопорядка, исправительно-трудовые учреждения и др. ).

Существует также  научная позиция, в соответствии, с которой под аппаратом государства  понимается все органы государства  в статике, а под механизмом государства–те же органы, но в динамике. Изучая аппарат  государства, говорят, прежде всего, о  назначении, порядке образования, компетенции  того или иного государственного органа, а изучая механизм государства–непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой. Отдельные авторы считают понятия "аппарат государства" и "механизм государства" примерно равнозначными, не вдаваясь в терминологические споры. Другие в аппарат государства включают только те структурные подразделения, которые обслуживают деятельность государственных органов". [2 Лазарев В. В. , Липень С. В. Теория государства и права: Учебник – М. 2000. – С. 83] Наиболее оптимальным представляется мнение о том, что "государственный механизм" и "государственный аппарат" понятия примерно равнозначные. Также необходимо отличать государственные органы от негосударственных органов и организаций. "Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных органов и организаций, являются следующие:

Формирование их по воле государства и осуществления  ими своих функций от имени  государства;

Выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном  порядке видов и форм деятельности;

Наличие у каждого  государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место  и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений  с другими государственными органами и организациями;

Наделение государственных  органов полномочиями государственно-властного  характера". [3 Теория государства  и права: Учебник / Под редакцией М. Н. Марченко – М. 2001. – С. 206 – 207. ] 
 
    Принципы организации и деятельности 
    государственного аппарата

В данном параграфе  будут рассмотрены принципы, то есть основополагающее начало, идеи, положения, находящиеся в основе организации  и деятельности аппарата государства.

Они непосредственно  связаны с понятием государственного аппарата, так как раскрывают социально  классовую сущность органов государства, основные цели и задачи государственного аппарата - для этого и создаются  государственные органы, поэтому  принципы и включены в эту главу. Важность изучения принципиальных, основополагающих начал любой деятельности подтверждает высказывание Гельвеция - "знание принципов  возмещает незнание некоторых фактов".

Принципы государственного аппарата на протяжении всего развития государства разрабатываются, уточняются, дополняются новыми. Но существует и обратный процесс, по мере изменений в государственном аппарате некоторые принципы отпадают. "Например, совсем до недавнего времени, а именно–до разрушения СССР в советской политико-юридической теории и практике не без оснований в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного аппарата считались следующие: принцип партийного руководства; подчинения аппарата политике; принцип широкого участия масс в управлении делами государства и общества, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма, гласности, социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам); принцип равноправия национальностей, принцип научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и др.

Однако после  распада СССР и кардинальных изменений, произошедших в государственном  механизме России за последние годы, многие из этих принципов полностью  себя исчерпали". [4 Теория государства  и права: Учебник / Под редакцией М. Н. Марченко – М. 2001. – С. 214] Но также существуют и общие принципы, которые действуют и в той или иной мере реализуются, например, принцип оптимальности построения структуры государственного аппарата, принцип эффективности государственного аппарата, законности и конституционности и др.

"Деятельность  любых государственных органов  в настоящее время строится  на принципах гуманизма, научного  подхода к управленческой деятельности, профессионализма в подборе кадров, сочетания единоначалия и коллегиальности  в принятии решений, разделения  властей. Рассмотрим содержание  каждого принципа. Гуманизм. Данный  принцип означает признание ценности  человека как личности, утверждение  приоритета его интересов в  деятельности государства. Анализируя  содержание принципа гуманизма,  следует обратить внимание на  два момента. Во-первых, именно  интересы личности должны стоять  на первом месте в деятельности  государства, а не что-либо  другое (например, построение коммунистического  общества). И, во-вторых, должны быть  учтены интересы каждого человека  или, по крайней мере, большинства  населения, а не одного человека  или относительно немногочисленной  социальной группы.

Гуманизм предполагает, прежде всего, учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных  органов–права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др. Гуманное государство применяет насилие к человеку только в самых исключительных случаях, например в случае противоправного поведения. Государственность существует уже около пяти тысячелетий, в то время как принцип гуманизма начал последовательно проводиться в жизнь только после победы буржуазных революций. Сейчас это один из основных принципов организации и деятельности государственного аппарата; он закреплен в конституциях многих современных государств. В Конституции РФ сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина– обязанность государства". [5 Конституция Российской Федерации - М. 2000. - Ст. 2] Демократизм. В переводе с греческого "демократия" означает "народовластие". Содержание принципа демократизма составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских свобод.

Различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия предполагает участие каждого  в принятии политических решений. В  конституциях большинства государств закреплены формы непосредственной демократии: голосование на выборах, на референдуме, участие в демонстрациях, собраниях митингах, шествиях, пикетированиях, право направлять личные или коллективные обращения в государственные  органы. Представительная демократия выражается в деятельности выборных представительных органов государства. Принцип демократизма закреплен  и в Конституции РФ: "Носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". [6 Конституция Российской Федерации - М. 2000 - Ст. 3 (чч. 1 и 2)]

Гласность. Необходима достаточная информированность  общества о деятельности государственных  органов, поскольку только на основе гласности возможно реальное народовластие. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающие его права и  законные интересы, а в более широком  плане - формирование общественного  мнения о деятельности государственного аппарата. Так, согласно Конституции  РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". [7 Конституция Российской Федерации - М. 2000 - Ст. 29 (ч. 4)] Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она  ограничивается в случае возможности  нанесения ущерба существенным интересам  государства или граждан.

Государственный аппарат в СССР долгое время функционировал в полу секретных условиях. Служебные документы, различные статистические данные были практически недоступны для населения, к тому же многое из известной информации сознательно искажалось. В девяностых годах принцип гласности начал в большей или меньшей степени получать реальное воплощение в деятельности органов государства, в частности сокращены перечни сведений, относимых к государственной и служебной тайнам, во многих органах образованы специальные структурные подразделения, отвечающие за связь со средствами массовой информации (пресс-центры, пресс-службы и т. д. ).

Законность. Вся  деятельность государственных органов  урегулирована нормами права, содержащимися  в многочисленных и разнообразных  нормативных актах. Их строгая и  неуклонная реализация и составляет содержание принципа законности. "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны  соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". [8 Конституция  Российской Федерации - М. 2000 - Ст. 15 (ч. 2)] Национальное равноправие. Доступ к  замещению должностей в государственном  аппарате должен быть представлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. В тех или иных странах острота постановки национального  вопроса различна, в прямой зависимости  от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще - не только о расовом или национальном, но и о равенстве прав на замещение должностей в государственном аппарате. "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе". [9 Конституция Российской Федерации - М. 2000 - Ст. 32 (ч. 4)] Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру, и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Органы государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое "двойное подчинение" - по вертикали и по горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.

Информация о работе Механизмы государства