Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 10:50, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей на Западе и в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных.
Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Государственный аппарат.
1. Понятие государственного аппарата……………………………… 4
2. Принципы организации и деятельности
государственного аппарата………………………………………… 6
Глава 2. Теория разделения властей.
Теория разделения властей: становление, роль и назначение…... 10 Разделение властей на Западе……………………………………... 12
Проблемы разделения властей в России…………………………. 17
Глава 3. Государственный орган – главное звено
механизма государства.
Понятие и виды органов государства……………………………. 21
Органы законодательной власти…………………………………. 23
Органы исполнительной власти…………………………………... 25
Органы судебной власти…………………………………………... 30
Заключение……………………………………………………………. 34
Список использованной литературы……………………………….... 35
Важную роль судебный
надзор играет в обеспечении законности.
Правовая система США не знает
института прокурорского
Запретительный приказ - это приказ федерального суда нижестоящим судебным органам, учреждениям, организациям или должностным лицам, содержащий требования прекратить какие-либо действия или не предпринимать их до решения вопроса об их правомерности. Наконец, в отличие от запретительного, обязывающий приказ предписывает прекратить должностное бездействие и выполнить установленную законом обязанность в отношении ходатайствующего. Судебный контроль за законностью арестов, равно как и обысков, изъятий предметов, связанных с преступлением, носит принципиальный характер. Именно утверждение и выдача ордера на арест, обыск "нейтральным и беспристрастным" судьей являются необходимыми гарантиями реализации конституционных требований "достаточных оснований" при возбуждении уголовного дела, обысках и арестах, поскольку полиция или орган обвинения "не способны это сделать в силу обвинительной природы их функций".
Существенную роль в уголовном судопроизводстве, как и в целом в системе сдержек и противовесов, играют институты гражданского общества. Укажем на два из них Большое и Малое жюри. Большое жюри - расширенная коллегия присяжных (от 16 до 23), выступающая как орган придания суду лиц, подозреваемых в совершении преступления. Цель использования института Большого жюри состоит в том, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны обвинительной власти (и полицейской, и судебной). Большое жюри по собственному усмотрению и собственной инициативе выдвигает и утверждает обвинение в отношении конкретного лица по делам о преступлениях - фелониях (тяжких преступлениях, наказуемых лишением свободы на срок свыше одного года или смертной казнью).
Другой формой отправления
правосудия является суд присяжных
(Малое жюри). Он, так же как и
в случае с Большим жюри являет
собой форму выражения
Итак, без разделения
властей и соответствующей
Проблемы разделения властей в России
В прежней советской
и нынешней пост советской литературе
России теории разделения властей отводилось
очень маленькое место. В основу
советской концепции
Долгое время
теория разделения властей рассматривалась
советской наукой исключительно
как буржуазная; как "нелепость
вроде квадратуры круга" и по этой
причине отрицалась. Государственная
власть реализуемая как единое целое,
с необходимостью приводила к
абсолютному доминированию
С 1985 г. о теории разделения властей "говорят и пишут довольно много. Но среди массы публикаций - статей и пр. превалируют упрощенные, не аналитического и критического планов издания. Традиционно проводится мысль о том, что наличие в государственном механизме России принципа разделения властей - это, безусловно, хорошо, а отсутствие - это очень плохо. [16 Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М. , 1984. С. 4]"Из-за отсутствия в нашей политической системе постоянно действующей, профессиональной сферы законодательной власти, разделения властей и механизма сдержек и противовесов, - пишет в связи с этим один из авторов, сосредоточения власти в едином центре, в партийных органах на различных уровнях и при бюрократической иерархической структуре организации процесса управления наше общество столкнулось с тем, что на каждом уровне власти высший руководитель… превращался практически в самозванца на каждом уровне власти, в каждом большом и маленьком институте общества". [17 Мигранян А. Механизм торможения в политической системе и пути его преодоления // Иного не дано. М. , 1988. С. 105]
Данный тезис, несомненно, заслуживал бы полной поддержки и внимания, если бы он не грешил категоричностью и идеалистичностью. Принцип разделения властей представляется в данном и аналогичных трудах нередко чуть ли не в виде некой панацеи от всех бед. Полное и категоричное непризнание теории разделения властей в ее классическом понимании очень быстро сменилось столь же безусловным и категорическим ее признанием. В результате этого невольно создавалось впечатление, что в государственно-правовом механизме России установятся подлинно демократические порядок и режим, как только будет полностью воспринят принцип разделения властей". [18 Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко С. 250] Конечно же, это не так. Чтобы полностью установилось правовое государство с подлинным разделением властей, необходимы многие годы. В России очень много проблем и одна из них разделение властей. Ведь именно об этой проблеме говорит И. Л. Бачило:
"Наиболее остро
для процесса формирования
Ход политической
реформы в Российской Федерации
как раз и подтверждает очень
большое влияние нерешенности проблемы
разделения государственной власти
по ее традиционным структурам - законодательной,
исполнительной, судебной - на проведение
экономических и социальных реформ.
Слишком большой потенциал
Представляется, что
феномен "государственность" может
выступать в инфраструктуре социальной
организации как единый политико-правовой
механизм. Государство и свойства
государственности могут быть реализованы
в полной мере при условии, что
это единый и целостный механизм
организации решения своих
Единство и целостность
государственности не позволяют
ставить вопрос о том, какая ветвь
власти важнее и более "властная".
Ни одна из них не может существовать
без двух иных. В этом смысле бесплодны
попытки сосредоточить
Представляется, что
конституционное закрепление
Противоборство
властей по принципу "кто сильнее",
"кто важнее" приводит к усилению
коррупции. Борьба за экономическое
господство в многоукладной системе
экономики неминуемо
Этим же актом было предложено Конституционному суду РФ "не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания". [21 Там же. Ст. 10. ]Считать фактически настоящий Указ по юридической силе превосходящим действовавшую тогда Конституцию, ибо она продолжала функционировать лишь в той части, "в которой не противоречило настоящему Указу" [22 Там же. Ст. 1. ] Издавая данный Указ, справедливо подчеркивал И. Г. Шаблинский, "президент открыто вышел за рамки Конституции и, более того, объявил некоторые ее важнейшие главы не имеющими юридической силы. Такие решения не могли иметь шокирующего эффекта, особенно если учесть, что примерно с 1988г. российское общество переживало возрождение интереса к либеральным, классическим представлениям о праве и правовом государстве. [23 Шаблинский И. Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995гг. )– М. , 1997. С. 161. ]
Наряду с названным в этот период были приняты и другие акты-указы, ставящие своей целью полный демонтаж существовавшего до 21 сентября 1993г. механизма государственной власти и управления, а вместе с ним и окончательного выхолащивания принципа разделения властей". [24 Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко С. 254-255. ] В этой главе было рассказано о становлении, роли, назначении теории разделения властей; как воплощалась в жизнь эта теория на Западе и о российских проблемах в этой области.
Государственная власть
делится на исполнительную, законодательную
и судебную, но какие же государственные
органы осуществляют правотворческую,
правоисполнительную и правоохранительную
деятельность.
Понятие и виды органов государства
Одна из главных
функций любого государства состоит
из устройства государственной власти,
то есть создании опорной системы
органов государственной
Конституционная система включает в себя не только те органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня, и поскольку весь этот громадный вертикальный и горизонтальный механизм властвования прямо или косвенно затрагивает жизнь каждого человека, очень важно иметь представление о том, что собой представляет орган государственной власти и чем он отличается от разного рода органов, функций и учреждений, которые органами государственной власти не являются.
Орган государства –это самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структуры и наделенное определенной компетенцией.
Орган государства
–это звено, составная часть разветвленной
системы органов. Каждый элемент этой
системы выполняет свои задачи, все власти
образуют государственный аппарат. Орган
государства создается на основе нормативно-правовых
актов, в которых четко определены назначение,
порядок формирования, иные вопросы, связанные
с организацией и деятельностью того или
иного подразделения государственного
аппарата. Орган государства может иметь
сложную структуру: управления, отделы,
отделения, комиссии, подкомиссии и т.
д. Они являются не самостоятельными государственными
органами, а только структурными их подразделениями.
Для руководства соответствующей областью
общественной жизни орган государства
наделяется компетенцией, то есть определенными
правами и обязанностями. В соответствии
со своей компетенцией орган издает обязательные
к исполнению правовые акты, поскольку
в рамках предоставленных ему полномочий
каждый государственный орган является
официальным представителем государства.
Органы государства можно классифицировать
по различным основаниям. Уже было сказано
выше о видах органов государства в соответствии
с теорией разделения властей– законодательных,
исполнительных, судебных – в зависимости
от модификации теории разделения властей.
В РФ органом законодательной власти является
Федеральное Собрание, исполнительной–
Правительство РФ, высшие судебные инстанции
– Конституционный суд РФ, Верховный суд
РФ, Высший Арбитражный суд РФ. К контрольно-надзорным
органам можно отнести Прокуратуру РФ,
но прокуратура, находится вне системы
судебной власти, ее нельзя смешивать
и тем более отождествлять с названной
властью, рассматривать в качестве института
судебной власти.
Классификация органов государства: