Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 10:50, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса.
В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей на Западе и в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных.
Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Государственный аппарат.
1. Понятие государственного аппарата……………………………… 4
2. Принципы организации и деятельности
государственного аппарата………………………………………… 6
Глава 2. Теория разделения властей.
Теория разделения властей: становление, роль и назначение…... 10 Разделение властей на Западе……………………………………... 12
Проблемы разделения властей в России…………………………. 17
Глава 3. Государственный орган – главное звено
механизма государства.
Понятие и виды органов государства……………………………. 21
Органы законодательной власти…………………………………. 23
Органы исполнительной власти…………………………………... 25
Органы судебной власти…………………………………………... 30
Заключение……………………………………………………………. 34
Список использованной литературы……………………………….... 35
По порядку
В зависимости от
характера компетенции
По положению
в иерархической сфере
По характеру подчиненности существуют органы исключительно "вертикального подчинения", например, суды и органы так называемого "двойного подчинения", например, различные органы отраслевого управления: министерства, ведомства с их территориями и отделами. По срокам полномочий есть органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок; и бессрочные органы, где пребывание на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком.
По времени функционирования
выделяют постоянные и временные
органы государства. Постоянных органов
абсолютное большинство, поскольку
государственный аппарат
Органы законодательной власти
Органы законодательной власти занимают центральное место в государственном аппарате. Они подразделяются на высшие и местные. К высшим органам относятся парламенты. Одной из важнейших функций является принятие законов. Федеральное Собрание России, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции–это все высшие законодательные органы, названных стран. Рассмотрим, более подробно, Федеральное Собрание России:
"Конституция
РФ учреждает Федеральное
Другая важная гарантия, состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Положение Федерального Собрания, таким образом, определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой.
Независимость –важнейшее условие выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей либо указки. Федеральное Собрание, не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции о принятии Государственной Думы финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его "сдержками и противовесами", они, однако не умоляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.
Конституция РФ (ст. 94) устанавливает, что Федеральное Собрание –парламент РФ, тем самым, давая ему не более как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее, в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган РФ, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения. Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, то есть граждан РФ. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избирания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом. Поскольку в правовом государстве выборы носят свободный характер и не подчинены, иллюзорной цели добиться участия в деятельности парламента всех социальных групп и слоев населения, в Федеральном Собрании представлены профессиональные политики безотносительно их национальности и социальному положению. Требовать представительства в парламенте всех слоев и групп населения–это, значит, возвращаться к ложной практике времен социализма, когда такое "зеркальное" представительство организовывалось партаппаратом, а по существу навязывалось народу под лозунгом социалистической демократии. Максимум представительности, которая может быть обеспечена демократической избирательной системой, - Это избрание в парламент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной политической поддержкой населения.
Другая конституционная
характеристика Федерального Собрания
состоит в том, что оно является
законодательным органом РФ. Такая
функция означает, что Федеральное
Собрание обладает исключительным правом
принимать законы, то есть правовые
акты высшей юридической силы, и
не может быть никакого другого органа
государственной власти, который
бы обладал аналогичным правом. Эта
власть образуется на основе прямого
волеизъявления народа, а потому законодательный
орган в процессе своей деятельности
не зависит от Президента и судебной
власти, хотя и тесно с ними взаимодействует.
Взаимная сбалансированность полномочий
помогает поддерживать конституционный
правопорядок и реально обеспечивает
Федеральное Собрание его высокий конституционно-правовой
статус". [25 Баглай М. В. Конституционное
право РФ: Учебник – М. 2001 – С. 443-447. ] Наряду
с высшими органами законодательной власти
в каждой стране имеются местные органы.
Они называются по-разному. Но цель и назначение
их сходны: осуществление законодательной
власти на местах.
Органы исполнительной власти
Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность.
Исполнительная деятельность –это, когда они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов исполнительной власти. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований.
"Органы исполнительной
власти составляют
"Согласно концепции
разделения властей
Такое отсутствие
определенности в большинстве новых
конституций, особенно принятых в последние
десятилетия, не случайно. В современных
условиях многих стран президентская
власть занимает особое положение, она,
как и "правительственная власть"
(этот термин тоже появился сравнительно
недавно) характеризуется своеобразием.
В связи с этим встает вопрос:
возможно ли жесткое отнесение
В условиях парламентарных
республик она, как власть, сведена
к нулю, хотя президент и выполняет
важные государственные полномочия.
Лишь в экстраординарных случаях, он
может действовать как реальная
власть. В президентской республике
исполнительная власть президента трансформировалась
в исполнительно-
В полупрезидентской республике качество президентской власти в определенной мере изменяется. Президент как бы ставится над ветвями власти, "выносится за скобки", он отнюдь не только исполнитель законов и не главным образом исполнитель. Его исполнительно-распорядительная деятельность дополняется , а иногда и вытесняется арбитражной. Он начинает играть арбитражную роль по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда по отношению к обществу в целом. Президенту, конечно, принадлежат исполнительно-распорядительные полномочия и нередко более весомые, чем в президентской республике. Они осуществляются часто и непосредственно, а нередко–через правительство. При президенте создается его собственная администрация помимо администрации правительства. Администрация президента представляет собой разветвленную систему, нередко подменяющую правительство, а в отдельных отношениях играющую и более важную роль. Президент активно участвует в законодательстве, более активно, чем в президентской республике, где он иногда не имеет даже права законодательной инициативы, его нормотворческие полномочия расширены: ведь его полномочие по конституции не ограничено ветвью исполнительной власти, и это дает ему большую свободу маневра. Число полупрезидентских республик имеет тенденцию к росту. В специфических условиях государства переходного периода в них складывается своеобразная президентская власть. Отдельные элементы парламентаризма появляются и в традиционных президентских республиках. Президентская власть принимает своеобразный характер, она все более "отпочковывается" как особая разновидность государственной власти, занимает арбитражное положение по отношению к другим ее ветвям". [27 Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. - №5. – С. 15, 22-23. ] Приступим, к центральным органам исполнительной власти. Как уже сказано выше к ним относятся правительство, министерства, комитеты и так далее. Рассмотрим эти органы на примере Указа Президента РФ от 30 сентября 1992г. "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" и закона РФ "О Совете Министров–Правительства РФ", изложенных доктором юридических наук Ю. М. Козловым в своих статьях:
"Прежде всего,
вопрос об организационно-
Парламентский вариант
решения поставленного вопроса
базируется на презумпции верховенства
Съезда народных депутатов и Верховного
Совета РФ по отношению к федеральным
органам исполнительной власти и
прежде всего к Правительству
РФ. Но ведь такая позиция, признаваемая
безоговорочно, фактически ничего не оставляет
от разделения властей в его юридически
грамотном понимании, превращает Правительство
не в исполнительный орган государственной
власти, а в исполнительный аппарат
Съезда народных депутатов и Верховного
Совета РФ, лишает его логически
требуемой самостоятельности и
независимости. Проявления подобных парламентских
акций отчетливо видны и в
Законе о Совете Министров РФ. Дело
дошло до того, что теперь российский
законодатель не только определяет структуру
Совета Министров и порядок его
деятельности, образует, реорганизует
и упраздняет министерства, государственные
комитеты и ведомства РФ, но даже
утверждает и изменяет перечень указанных
центральных органов