Меры административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

С развитием в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и характеристика пресечения в административном праве 5
2. Виды мер административного пресечения 13
2.1 Меры административного пресечения, применяемые к нарушителю 16
2.2 Меры пресечения имущественного характера 28
2.3 Меры пресечения технического характера 34
2.4 Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера 37
2.5 Меры пресечения финансово-кредитного характера 38
Заключение 39
Литература 42

Файлы: 1 файл

курсовая меры админ. пресечение.docx

— 90.55 Кб (Скачать файл)

Для применения мер административного  пресечения важен сам факт противоправного  поведения, а не его причины, исследование которых в полной мере возможно лишь в ходе решения вопроса о привлечении лица к юридической ответственности10. В связи с этим, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность с ее многообразием общественных связей и психологических состояний, а лишь ее поведение как объект. Для сравнения, например, можно сказать, что объектом воздействия уголовно-исполнительных мер (некоторая часть норм режима содержания, материально-бытовые условия) является личность осужденного во всем ее многообразии11.

Проанализировав вышеперечисленные  признаки мер административного  пресечения, четко выделяющие их среди  других мер административно-правового  принуждения, хотелось бы выделить еще  некоторые внутривидовые особенности, которые позволяют более детально отразить сущность административного  пресечения. Особенность мер административного  пресечения заключается в своеобразии  проявления объективной связи «неправомерное действие – административное принуждение», которое заключается в одновременном, одномоментном существовании элементов данной системы. В отличие от них реализация, например, таких мер административного принуждения, как административные взыскания, характеризуются более или менее значительным периодом времени с момента совершения правонарушения.

Меры административного  пресечения имеют небольшой круг субъектов их применения. Притом, чем сильнее правоограничение, которое может вызвать та или иная мера административного пресечения, тем уже круг должностных лиц, управомоченных к их применению, и тем выше требования к их профессиональной подготовке. Вряд ли можно, учитывая исключительный характер таких ценностей, как жизнь и здоровье, согласиться с суждением о том, что меры административного принуждения по своей силе и суровости менее значительны, чем меры уголовного воздействия12. Это утверждение справедливо в отношении такого вида мер, как меры административного взыскания, когда речь идет о видах юридической ответственности, уголовной и административной.

С учетом всех названных  признаков под мерами административного  пресечения, на наш взгляд, следует  понимать регулируемые нормами административного  права юридические средства и  способы принудительного воздействия, имеющие целью незамедлительное прекращение реально, и открыто существующей противоправной ситуации на месте ее обнаружения путем прямого вмешательства субъекта административной власти, наделенного специальными полномочиями, в деятельность правонарушителя, а также применяемые в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

Выделяя меры административного  пресечения в самостоятельную группу среди иных мер административно-правового  принуждения, различные авторы по-разному  определяют их круг. При этом, в зависимости  от позиций автора, к мерам административного  пресечения иногда относят такие  принудительные меры, как специальный  административный надзор13, досмотр ручной клади и багажа14, привод в полицию, а также официальное предостережение15. Очевидно, что названные меры административного принуждения либо целиком направлены на предупреждение возможных правонарушений, либо – на обеспечение производства по делам о правонарушениях. В последнем случае они имеют цель непосредственного сбора доказательств и являются мерами административно-процессуального обеспечения, о необходимости обособления которых в самостоятельную группу мер административного принуждения говорят многие авторы16. К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения нет. Пресекательная деятельность регламентируется многими законами и подзаконными актами. Думаю, что будущий кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях должен содержать систематизированный перечень мер административного пресечения, а также определять компетенцию конкретных федеральных органов исполнительной власти по применению тех или иных мер воздействия. Этот перечень, по мнению А. С. Князькова, должен включать в себя следующие меры:

  • требование прекратить противоправное поведение;
  • прекращение движения транспортных средств, техническое состояние которых угрожает общественной безопасности;
  • отстранение от управления транспортными средствами, летательными аппаратами, речными и морскими судами лиц, находящихся в состоянии опьянения либо в болезненном состоянии, затрудняющим управление данным транспортом;
  • прекращение работы предприятий и предпринимательской деятельности физических лиц, угрожающей жизни и здоровью граждан;
  • применение физической силы;
  • применение специальных и подручных средств;
  • применение и использование огнестрельного оружия17.

И хотелось бы отметить, что  при изменении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать  принципы законности и целесообразности, а также минимизации вреда: избирать такие средства, которые максимально  необходимы для предотвращения вредных  последствий. Нельзя применять оружие для задержания лиц, нарушающих правила  торговли, не следует приостанавливать работу всего цеха, если в неисправном  состоянии находится один станок. Во всех случаях должно соблюдаться  необходимое соответствие между  избранной мерой принуждения, характером нарушения и, конечно, требованием  правовых норм.

 

   

 

2. Виды мер административного  пресечения

 

Среди других мер административно-правового  принуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. Это  обусловлено тем, что в различных  условиях, в отношении различных  субъектов, различные государственные  органы должны применять наиболее эффективные  средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер  пресечения свидетельствует о том, что большое внимание уделяется  своевременному прекращению правонарушений, предотвращению вреда.

Система мер пресечения чрезвычайно  разнообразна. Вследствие этого многими  авторами не раз проводилась попытка  классификации и систематизации, различных мер пресечения в родовые группы.

Д. Н. Бахрах, исходя из цели и образа воздействия, различает  общие, специальные и процессуальные меры пресечения18. К общим мерам относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие только к коллективным субъектам, а третьи – и к тем, и к другим.

Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение. В их числе средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т. д. ); использование огнестрельного оружия, боевой техники.

Процессуальные меры пресечения названы в 238-247 и др. статьях КоАП РСФСР. Особая цель их применения – обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, его задержание, замена исправительных работ арестом. Недостаток данной классификации, по нашему мнению, заключается в том, что Д. Н. Бахрах при делении на виды административно-правового принуждения отрицает такие его виды, как меры предупреждения (административно-предупредительные меры), а также меры административно-процессуального обеспечения. В силу этого данные меры автоматически вливаются в меры административного пресечения, хотя многие авторы19 считают, что данные виды административно-правового принуждения должны обособляться в самостоятельные группы.

Многообразные меры административного  пресечения в своей интерпретации  сгруппировали в несколько видов  Ю. М. Козлов и Л. Л. Попов. В частности, к ним относятся: меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить противоправное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.); меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего ружья, снос самовольно возведенных строений и др.); меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий в виду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и др.); меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.); меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.); меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление или аннулирование лицензии и др.); меры специального и исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.)20.

Данная внутривидовая  классификация четко распределяет в зависимости от целей, характера  и объекта воздействия предметную принадлежность каждой меры административного пресечения. Но в силу своей громоздкости она не позволяет в объеме данной дипломной работы взять ее за основу и рассмотреть каждый из видов мер административного пресечения в отдельности.

Более точной и практичной, а значит и более подходящей к  исследованию в данной курсовой работе является классификация мер административного пресечения, приведенная А. П. Кореневым. Исходя из целей, характера и объекта воздействия, их можно подразделить на меры пресечения:

  • применяемые к нарушителю;
  • имущественного характера;
  • технического характера;
  • санитарно-эпидемиологического характера;
  • финансово-кредитного характера21.

 

2.1 Меры административного пресечения, применяемые к нарушителю

К мерам пресечения, применяемым  к нарушителю, относятся:

  • требование прекратить противоправные и иные действия, препятствующие выполнению функций государственных органов и должностных лиц;
  • непосредственное применение физической силы, специальных средств и оружия;
  • задержание и доставление;
  • принудительное лечение страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
  • временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном и ином состоянии, препятствующем безопасному для окружающих выполнению ими обязанностей.

Уполномоченные должностные  лица (сотрудники полиции и др.) имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений. Сущность этой меры пресечения заключается в указании правонарушителю на немедленное прекращение совершаемых им действий. Учитывая особый характер таких мер административного пресечения, как применение огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, необходимо выделить их в группу специальных мер административного пресечения. Такая внутригрупповая классификация весьма значима, так как позволяет более точно отразить правовую природу названных мер. В частности, той ее стороны, что применение специальных мер административного пресечения чаще всего связано с воздействием на физическую сущность лица, подвергнутого принуждению. По данному признаку некоторые авторы называют применение физической силы, специальных средств и оружия мерами непосредственного воздействия22. В то же время другие авторы непосредственность воздействия связывают лишь с применением физической силы23. Мне хотелось бы согласиться с позицией тех авторов, которые считают, что применение физической силы, специальных средств и оружия – меры непосредственного физического воздействия, так как названные правовые средства, во-первых, применяются немедленно (непосредственно) при обнаружении правонарушения с целью его пресечения, во-вторых, представляют собой воздействие физического свойства и, в-третьих, направлено в большинстве случаев на физическую сторону объекта воздействия24.

Информация о работе Меры административного права