Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:55, контрольная работа
С развитием в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество.
Введение 3
1. Понятие и характеристика пресечения в административном праве 5
2. Виды мер административного пресечения 13
2.1 Меры административного пресечения, применяемые к нарушителю 16
2.2 Меры пресечения имущественного характера 28
2.3 Меры пресечения технического характера 34
2.4 Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера 37
2.5 Меры пресечения финансово-кредитного характера 38
Заключение 39
Литература 42
Для применения мер административного пресечения важен сам факт противоправного поведения, а не его причины, исследование которых в полной мере возможно лишь в ходе решения вопроса о привлечении лица к юридической ответственности10. В связи с этим, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность с ее многообразием общественных связей и психологических состояний, а лишь ее поведение как объект. Для сравнения, например, можно сказать, что объектом воздействия уголовно-исполнительных мер (некоторая часть норм режима содержания, материально-бытовые условия) является личность осужденного во всем ее многообразии11.
Проанализировав вышеперечисленные
признаки мер административного
пресечения, четко выделяющие их среди
других мер административно-правового
принуждения, хотелось бы выделить еще
некоторые внутривидовые
Меры административного пресечения имеют небольшой круг субъектов их применения. Притом, чем сильнее правоограничение, которое может вызвать та или иная мера административного пресечения, тем уже круг должностных лиц, управомоченных к их применению, и тем выше требования к их профессиональной подготовке. Вряд ли можно, учитывая исключительный характер таких ценностей, как жизнь и здоровье, согласиться с суждением о том, что меры административного принуждения по своей силе и суровости менее значительны, чем меры уголовного воздействия12. Это утверждение справедливо в отношении такого вида мер, как меры административного взыскания, когда речь идет о видах юридической ответственности, уголовной и административной.
С учетом всех названных
признаков под мерами административного
пресечения, на наш взгляд, следует
понимать регулируемые нормами административного
права юридические средства и
способы принудительного
Выделяя меры административного
пресечения в самостоятельную группу
среди иных мер административно-правового
принуждения, различные авторы по-разному
определяют их круг. При этом, в зависимости
от позиций автора, к мерам административного
пресечения иногда относят такие
принудительные меры, как специальный
административный надзор13, досмотр ручной клади и багажа14, привод в полицию, а также официальное
предостережение15. Очевидно, что названные меры
административного принуждения либо целиком
направлены на предупреждение возможных
правонарушений, либо – на обеспечение
производства по делам о правонарушениях.
В последнем случае они имеют цель непосредственного
сбора доказательств и являются мерами
административно-
И хотелось бы отметить, что при изменении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, а также минимизации вреда: избирать такие средства, которые максимально необходимы для предотвращения вредных последствий. Нельзя применять оружие для задержания лиц, нарушающих правила торговли, не следует приостанавливать работу всего цеха, если в неисправном состоянии находится один станок. Во всех случаях должно соблюдаться необходимое соответствие между избранной мерой принуждения, характером нарушения и, конечно, требованием правовых норм.
Среди других мер административно-правового
принуждения меры пресечения наиболее
многочисленны и разнообразны. Это
обусловлено тем, что в различных
условиях, в отношении различных
субъектов, различные государственные
органы должны применять наиболее эффективные
средства для прекращения
Система мер пресечения чрезвычайно
разнообразна. Вследствие этого многими
авторами не раз проводилась попытка
классификации и
Д. Н. Бахрах, исходя из цели и образа воздействия, различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения18. К общим мерам относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие только к коллективным субъектам, а третьи – и к тем, и к другим.
Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение. В их числе средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т. д. ); использование огнестрельного оружия, боевой техники.
Процессуальные меры пресечения
названы в 238-247 и др. статьях КоАП
РСФСР. Особая цель их применения – обеспечить
нормальный ход производства по делам
об административных правонарушениях:
не позволить виновному уклониться от
ответственности, собрать необходимые
доказательства, обеспечить исполнение
постановления. К процессуальным мерам
относятся: доставление, задержание, привод,
личный досмотр вещей, изъятие вещей и
документов, отстранение от управления
транспортными средствами, его задержание,
замена исправительных работ арестом.
Недостаток данной классификации, по нашему
мнению, заключается в том, что Д. Н. Бахрах
при делении на виды административно-правового
принуждения отрицает такие его виды,
как меры предупреждения (административно-
Многообразные меры административного
пресечения в своей интерпретации
сгруппировали в несколько
Данная внутривидовая
классификация четко
Более точной и практичной, а значит и более подходящей к исследованию в данной курсовой работе является классификация мер административного пресечения, приведенная А. П. Кореневым. Исходя из целей, характера и объекта воздействия, их можно подразделить на меры пресечения:
К мерам пресечения, применяемым к нарушителю, относятся:
Уполномоченные должностные лица (сотрудники полиции и др.) имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений. Сущность этой меры пресечения заключается в указании правонарушителю на немедленное прекращение совершаемых им действий. Учитывая особый характер таких мер административного пресечения, как применение огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, необходимо выделить их в группу специальных мер административного пресечения. Такая внутригрупповая классификация весьма значима, так как позволяет более точно отразить правовую природу названных мер. В частности, той ее стороны, что применение специальных мер административного пресечения чаще всего связано с воздействием на физическую сущность лица, подвергнутого принуждению. По данному признаку некоторые авторы называют применение физической силы, специальных средств и оружия мерами непосредственного воздействия22. В то же время другие авторы непосредственность воздействия связывают лишь с применением физической силы23. Мне хотелось бы согласиться с позицией тех авторов, которые считают, что применение физической силы, специальных средств и оружия – меры непосредственного физического воздействия, так как названные правовые средства, во-первых, применяются немедленно (непосредственно) при обнаружении правонарушения с целью его пресечения, во-вторых, представляют собой воздействие физического свойства и, в-третьих, направлено в большинстве случаев на физическую сторону объекта воздействия24.