Меры административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

С развитием в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и характеристика пресечения в административном праве 5
2. Виды мер административного пресечения 13
2.1 Меры административного пресечения, применяемые к нарушителю 16
2.2 Меры пресечения имущественного характера 28
2.3 Меры пресечения технического характера 34
2.4 Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера 37
2.5 Меры пресечения финансово-кредитного характера 38
Заключение 39
Литература 42

Файлы: 1 файл

курсовая меры админ. пресечение.docx

— 90.55 Кб (Скачать файл)

Статья 50 Правил оказания услуг  почтовой связи, утвержденных Правительством Российской Федерации 26 сентября 1997 года48, содержит перечень предметов, животных, запрещенных к пересылке во внутренних почтовых отправлениях, в статье 51 Правил сказано: «Обнаруженные в почтовых отправлениях, запрещенных к пересылке предметы изымаются организациями (объектами) почтовой связи в месте обнаружения. В случае обнаружения оружия, боеприпасов, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих радиоактивных, взрывчатых, ядовитых, едких, легковоспламеняющихся и других опасных веществ, указанные предметы и вещества изымаются сотрудниками органов внутренних дел. Уничтожение этих предметов и веществ проводится в установленном порядке соответствующими организациями. Обнаруженные в почтовых отправлениях ядовитые животные и растения передаются по принадлежности в ветеринарные органы и органы фитосанитарного контроля. Иностранная валюта, изъятая из почтовых отправлений, передается по акту организациями (объектами) почтовой связи в территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации с одновременным уведомлением территориальных органов внутренних дел об изъятии валюты. Валюта Российской Федерации возвращается отправителю или досылается адресату почтовым переводом, при этом из обнаруженной суммы взыскиваются средства в размере установленного тарифа за пересылку. Об изъятии или уничтожении предметов, запрещенных к пересылке, организации (объекты) почтовой связи в десятидневный срок сообщают в письменной форме отправителю или адресату почтового отправителя, за исключением случаев, когда по факту обнаружения указанных предметов органами внутренних дел принимается решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий». Конечно, валюта сама по себе опасностей для общества не вызывает, он ее незаконная пересылка наносит материальный ущерб.

Законом Российской Федерации  «Об обеспечении единства измерений» предусмотрено, что при выявлении нарушений метрологических правил, государственный инспектор имеет право запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или несоответствующих утвержденному типу, а также непроверенных, и при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации»49.

Из приведенных выше примеров видно, что административное изъятие  имущества, которое создает угрозу безопасности, может производиться  на возмездной основе, но чаще проводится безвозмездно.

Незаконное владение может  быть добросовестным и добросовестным, невиновным. Но соответствующие предметы все равно должны быть изъяты. Например, оружие может быть изъято в случаях: отсутствие лицензий на его производство, приобретение, торговля им, а также  разрешение на хранение, аннулирование  указанных лицензий, разрешений, смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании, смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие50. Изъятие производиться органами внутренних дел. Лесной кодекс Российской Федерации51 наделил государственную лесную охрану полномочиями изымать у граждан и должностных лиц в соответствующих случаях добытые лесные ресурсы, орудия их добывания, а также транспортные средства и в установленном порядке решать вопросы о дальнейшей их принадлежности.

Статья 59 Федерального закона «О животном мире»52 гласит: «Незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации». А такие вещи могут быть и у браконьера, и у того, кому вещь передана, подарена и у их наследников.

Даже если административное, уголовное дело по факту незаконного  владения и пользования предметами, изъятыми из оборота, незаконно добытыми, не возбуждалось, было прекращено, такое  имущество должно изыматься компетентными  субъектами публичной власти в административном порядке.

Наркотические вещества должны изыматься и у невменяемых, и  у лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, то есть и у неделиктоспособных, а также в случаях прекращения дела в связи с истечением срока давности, амнистии, смерти виновного.

Алкогольная продукция и  этиловый спирт считаются находящимися в незаконном обороте и подлежат изъятию и конфискации в случаях:

реализации без соответствующей  лицензии, без сертификатов соответствия, маркировки марками акцизного сбора, забракованной, произведенной с  превышением предельно допустимых концентраций вредных примесей;

поставка в упаковке, не соответствующей нормативно-техническим  требованиям; закупки этилового  спирта организациями, не имеющими квоты  на его закупку и лицензии на изготовление продукции с использованием этилового  спирта; розничной продажи этилового  спирта.

Правительство Российской Федерации 16 февраля 1999 года приняло постановление  «Об изъятии незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»53. Федеральным министерствам внутренних дел, по налогам и сборам, торговле, Федеральной службе налоговой полиции и другим заинтересованным федеральным органам поручено обеспечить изъятие из незаконного оборота названной продукции. К сожалению, не четко определен круг субъектов таких полномочий, ибо не ясно, какие федеральные органы можно считать заинтересованными. Не названы должностные лица, которые вправе применять такую меру принуждения. И хотя изъятие спирта и алкогольной продукции производится давно, правовые нормы не устанавливают, каким документом должно оформляться изъятие, и ряд других правил осуществления изъятия.

Подобное  невнимание к регламентации процедуры  применения рассматриваемой меры административного  принуждения создает условия  для неправильного использования  субъектами административной власти таких  полномочий. В статье 3 Указа Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 года «О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в г. Москве и Московской области»54 сказано: «Разрешить до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство органам внутренних дел г. Москвы и Московской области, федеральным органам налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации и органам налоговой службы Российской Федерации при обнаружении бесхозного имущества, в том числе денежных средств в рублях и иностранной валюте, не учтенного в бухгалтерских документах юридических лиц, производить его изъятие с последующей передачей в соответствии с федеральным законодательством в собственность государства». Однако нужно заметить, что не в каждом случае необходимо признавать правомерным такое изъятие, так как нельзя считать бесхозными денежные средства лишь потому, что они не учтены в бухгалтерских документах юридических лиц. Кроме названных существуют и иные разновидности внутреннего превентивного изъятия, например, кратковременное изъятие определенных предметов у лиц, помещаемых в медвытрезвители, задержанных, арестованных. Хотя правовые нормы ничего не говорят об этом, работники милиции вынуждены изымать открытые бутылки с алкогольными напитками у лиц, которые распивают их в общественных местах. Изъятие имущества производят таможенники, судебные приставы-исполнители и многие другие должностные лица. 
2.3 Меры пресечения технического характера

 

Рассматриваемые меры направлены на обеспечение личной и общественной безопасности, на пресечение повышенной опасности (например, транспортных средств), на приостановление работы предприятий, учреждений и организаций с нарушением технических норм и правил, которые  угрожают здоровью людей, личной и общественной безопасности. Эти меры многочисленны, к ним, например, относятся: приостановление  эксплуатации автомототранспортных и  иных транспортных средств, техническое  состояние которых не отвечает установленным  требованиям; приостановление работы предприятий и иных производственных объектов в связи с нарушением правил техники безопасности или  правил пожарной безопасности; запрещение или ограничение производства ремонтно-строительных работ на дорогах, улицах и других строительных объектах, если они ведутся  с нарушением технических правил и других требований по обеспечению  общественной безопасности.

В соответствии с ФЗ РФ «О полиции» и другими нормативными актами сотрудники полиции, преимущественно Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеют право отстранять от управления водителей или иных лиц, управляющих транспортным средством, а транспортное средство задерживать до устранения причины задержания. Такими же полномочиями обладают сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам.

Данная мера пресечения одновременно может быть отнесена как к мерам  пресечения технического характера, так  как данные меры направлены на пресечение эксплуатации источников повышенной опасности (транспортного средства), так и  к мерам, непосредственно применяемым  к нарушителю, если вопрос об отстранении  от управления транспортным средством  ставится в зависимости от состояния, в котором находится управляющий  транспортным средством, то есть ставится вопрос о необходимости освидетельствования  на состояние опьянения.

Под отстранением от управления транспортным средством следует  понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа от замка зажигания, в освобождении лицом места водителя (судоводителя) в кабине транспортного  средства и т. п.

Задержание транспортного  средства – это запрещение эксплуатации с помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами местного самоуправления, а маломерных судов – на базу (сооружение) для их стоянок. При отсутствии таких стоянок транспортное средство (исключая маломерные суда) может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть строевого подразделения ГИБДД, органа внутренних дел или на площадку у стационарного поста милиции. Если нарушение связано с управлением транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления или тягово-сцепного устройства (в составе автопоезда), его эксплуатация может быть запрещена со снятием государственного регистрационного знака. Сотрудник, принявший решение о запрещении эксплуатации транспортного средства, составляет протокол задержания и приобщает его к протоколу о нарушении правил движения. В отношении транспортного средства принимаются меры по его сохранности.

Основаниями для отстранения  от управления транспортными средствами водителей (судоводителей) и задержания транспортного средства, являются факты  управления им: лицом, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения; лицом, не имеющим удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории (вида) или лишенным такого права; лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения55; при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы или тягово-сцепного устройства (в составе автопоездов); при отсутствии отметки о регистрации транспортного средства в подразделениях ГИБДД, государственных регистрационных знаков или при наличии таких подложных знаков. Водители (судоводители) – участники дорожно-транспортных и водных происшествий, в результате которых имеются пострадавшие и причинен значительный материальный ущерб, подлежат обязательному направлению на освидетельствование на состояние опьянения. Освидетельствование производится в медицинских учреждениях, а также с использованием в установленном порядке технических средств. При подтверждении факта нахождения водителя (судоводителя) в состоянии опьянения составляется протокол об административном правонарушении, а виновные привлекаются к административной ответственности56.

За уклонение водителей (судоводителей) и иных лиц от прохождения  в соответствии с установленным  порядком освидетельствования на состояние  опьянения наступает ответственность, предусмотренная статьей 12.26 КоАП РФ. В этом случае составляется протокол о нарушении, в котором указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.

Меры пресечения технического характера применяют контрольно-надзорные  и другие органы исполнительной власти (Госгортехнадзор, Госатомнадзор, ГИБДД, Госпожарнадзор и другие органы и  службы) и должностные лица.

 

 

2.4 Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера

 

Данные меры направлены на пресечение нарушений санитарного  законодательства, на обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия, то есть такого состояния  общественного здоровья и среды  обитания людей, при котором отсутствует  опасное и вредное влияние  ее факторов на организм человека и  имеются благоприятные условия  для жизнедеятельности.

К мерам санитарно-эпидемиологического  характера, которые применяются  органами и должностными лицами Госкомэпидемнадзора  России, относятся: приостановление  до проведения необходимых мероприятий  устранения имеющихся нарушений  санитарных правил, а в случаях  невозможности их соблюдения– прекращение: работы по проектированию и строительству, а также введения в эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и их пусковых комплексов;

эксплуатации действующих  предприятий, организаций, отельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а  также выполнения отдельных видов  работ и производственной деятельности;

  • разработки, постановки на производство, производства и применения (использования) промышленной и иной продукции;
  • производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, использования воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей.

К рассматриваемым мерам  пресечения относятся упомянутые ранее: временное отстранение от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих  быть источниками их распространения: обязательная госпитализация и изоляция (карантин) инфекционных больных и  граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность  для окружающих.

 

   

 

2.5 Меры пресечения финансово-кредитного характера

 

Данные меры применяются  в целях пресечения правонарушений в области финансов и кредита, обеспечения финансовой дисциплины. Мерами пресечения являются: изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предпринимателями, учреждениями и  организациями путем нарушения  финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной  продукции и др. Решения об изъятии  принимаются органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций; приостановление  финансирования (кредитования) работ  по проектированию, строительству, а  также хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и физических лиц в случае невыполнения ими  санитарных правил, постановлений органов  и учреждений Госкомсанэпидемнадзора России о приостановлении или  прекращении этой деятельности. Эту  меру пресечения применяют органы Госкомсанэпидемнадзора; приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа предоставить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Приостановление этих операций по расчетам и счетам производится государственными налоговыми инспекциями. Правом приостановления указанных операций обладают также федеральные органы налоговой полиции в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Информация о работе Меры административного права