Министерства и иные органы федеральной исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Среди субъектов административного права федеральные органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.

Содержание работы

Часть 1. Министерства и иные органы федеральной исполнительной власти
Введение……………………………………………………………………….3
1. Федеральные органы исполнительной власти: общие положения
2. Функции федеральных органов исполнительной власти
3. Система федеральных органов исполнительной власти
4. Структура органов федеральной исполнительной власти
Заключение
Часть 2. Управление делами Президента Российской Федерации
Введение
1. Общие сведения
2. Основные задачи Управления делами
3. Основные функции Управления делами
4. Полномочия Управления делами
5. Руководство Управления делами
6. Международное сотрудничество
7. Управление делами Президента в схемах
Заключение
Часть 3. Задачи
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 58.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Часть 1. Министерства и иные органы федеральной  исполнительной власти

Введение……………………………………………………………………….3

1. Федеральные  органы исполнительной власти: общие  положения

2. Функции федеральных  органов исполнительной власти

3. Система федеральных  органов исполнительной власти

4. Структура органов федеральной  исполнительной власти

Заключение

Часть 2. Управление делами Президента Российской Федерации

Введение

1. Общие  сведения

2. Основные  задачи Управления делами

3. Основные  функции Управления делами

4. Полномочия  Управления делами

5. Руководство  Управления делами

6. Международное сотрудничество

7. Управление делами Президента  в схемах

Заключение

Часть 3. Задачи

Список литературы

Часть 1. Министерства и иные органы федеральной исполнительной власти

Введение

Среди субъектов административного  права федеральные органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.

Федеральный орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Наконец, федеральные органы исполнительной власти наделены, в рамках своей компетенции, определенными управленческими полномочиями в отношении иных субъектов административного права. Например, граждан или общественных организаций, чего нельзя сказать о других субъектах.

 

 

 

1. Федеральные органы исполнительной власти: общие положения

Согласно п. "г" ст. 71 Конституции РФ установление системы  федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и  деятельности и их формирование относится  к ведению РФ.

В систему федеральных  органов исполнительной власти входят:

- Правительство РФ, состоящее  из Председателя Правительства  РФ, заместителей Председателя Правительства  РФ и федеральных министров;

- министерства и другие  федеральные органы исполнительной  власти, которые определяются на  основе Конституции РФ, Федерального  конституционного закона "О Правительстве  Российской Федерации", других  федеральных законов и указов  Президента РФ.

В марте 2004 г. в Российской Федерации началась широкомасштабная административная реформа, конечной целью которой является формирование эффективной системы государственного управления в РФ. Важным нормативным правовым актом, положившим начало административной реформе, стал Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В этом Указе прежде всего по-новому были определены компетенция, система и структура федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" и названному Указу  руководство федеральными органами исполнительной власти в зависимости  от раздела структуры, в котором  они располагаются, осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ.

 

2. Функции федеральных органов исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти могут иметь следующие функции: по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; по принятию нормативных правовых актов; по контролю и надзору; по управлению государственным имуществом; по оказанию государственных услуг. Типовые функции этих органов определяются этим Указом в соответствии с их видом. Функции конкретного федерального органа исполнительной власти определяются положением о нем. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, утверждаются Президентом Российской Федерации, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ - соответственно постановлением Правительства РФ.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной  власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями по контролю и надзору понимаются осуществление  действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной  власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной  власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного  вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам, а также регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание  индивидуальных правовых актов.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным  государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности  акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно  или через подведомственные им федеральные  государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной  власти ценам услуг гражданам  и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения  и в других областях, установленных  федеральными законами.

 

3. Система федеральных органов исполнительной власти

В систему федеральных органов исполнительной власти входят следующие виды федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Данным Указом также устанавливаются типовые функции этих федеральных органов.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр РФ (федеральный министр).

Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента РФ и Правительства  РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной  сфере деятельности, за исключением  вопросов, правовое регулирование которых  осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства  РФ. Федеральные министры вправе давать руководителям федеральных служб  и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания, а также приостанавливать в случае необходимости решения таких  федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Однако федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Федеральное министерство также  осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его  ведении федеральных служб и  федеральных агентств. В этих целях  федеральный министр во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения  федеральным службам и федеральным  агентствам и контролирует их исполнение; назначает на должность и освобождает  от должности по представлению руководителей  федеральных служб, федеральных  агентств, заместителей этих руководителей; утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб  и федеральных агентств, отчет  об их исполнении, а также осуществляет ряд других функций.

Федеральное министерство осуществляет координацию деятельности государственных  внебюджетных фондов. В этих целях  федеральный министр вносит в  Правительство Российской Федерации  предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда; принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных  внебюджетных фондов; назначает проверки их деятельности в случаях, устанавливаемых  федеральным законом, а также  осуществляет иные функции.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

В пределах своей компетенции  федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию  и контроль деятельности службы. Однако федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме  случаев, устанавливаемых указами  Президента Российской Федерации или  постановлениями Правительства  Российской Федерации. Федеральная  служба по надзору не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, оно может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации или Правительству Российской Федерации. Его возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Федеральное агентство в  пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании  и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства  Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию  и контроль деятельности федерального агентства.

Вместе с тем федеральное  агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной  сфере деятельности и функции  по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями  Правительства Российской Федерации. Так, например, Федеральное агентство  по рыболовству является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции в своей сфере деятельности, по контролю и надзору за водными  биологическими ресурсами и средой их обитания, а также по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере  рыбохозяйственной деятельности.

Вместе с тем следует  отметить, что установленные этим Указом ограничения полномочий федеральных  органов исполнительной власти не распространяются на полномочия их руководителей по управлению имуществом федеральных  органов исполнительной власти, закрепленным за ними на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности федерального органа исполнительной власти, а также  на полномочия по контролю деятельности в возглавляемых ими федеральных  органах исполнительной власти1.

 

4. Структура органов федеральной исполнительной власти

Наряду с понятием системы  федеральных органов исполнительной власти одной из ключевых категорий  административного права является понятие "структура федеральных  органов исполнительной власти". Это понятие содержится в ст. 112 Конституции Российской Федерации  и Федеральном конституционном  законе "О Правительстве Российской Федерации". Структура федеральных  органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ. Предложения о  структуре федеральных органов  исполнительной власти Президенту РФ вносит в соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции РФ Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после своего назначения.

Информация о работе Министерства и иные органы федеральной исполнительной власти