Наложение административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной бакалаврской работы является изучение проблемы административных наказаний и их наложения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
- установить понятие и цели административных наказаний;
- раскрыть особенности различных видов административных наказаний;
- проанализировать общие принципы назначения административных наказаний.

Содержание работы

Введение
1. Система административных наказаний
1.1 Понятие административного наказания
1.2 Цели административных наказаний и их эффективность
1.3 Виды административных наказаний
2. Наложение административных наказаний
2.1 Общие принципы наложения административных наказаний
2.2 Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
2.3 Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
2.4 Давность привлечения к административной ответственности
Заключение
Глоссарий
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая работа административные наказания.docx

— 110.82 Кб (Скачать файл)

Размер административного  штрафа, исчисляемого исходя из суммы  выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения  регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение  которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Сумма административного  штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

Особенностью штрафа как  вида административного наказания  является то, что, будучи по своей природе  мерой наказания имущественного характера, штраф — это, пожалуй, самое эффективное средство принудительного  воздействия на правонарушителя, в  связи с чем применение этой меры административного наказания предусмотрено практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ.

Анализируя юридическую  природу административного штрафа как вида административного наказания, можно отметить следующее:

1) административный штраф  отнесен к категории основных  видов наказания (ч.1 ст. 3.3 КоАП РФ);

2) как вид административного  наказания он может быть установлен  не только КоАП РФ, но также иным (отраслевым) федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (это следует из положений ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ);

3) представляя собой вид  наказания денежного характера,  он, как это следует из положений  ст. 3.1 КоАП РФ, не несет в себе компенсационной функции в отличие от штрафа гражданско-правового;

4) исчисляется в относительно  определенных единицах (в основном, применительно к минимальному  размеру оплаты труда либо, отчасти,  кратно стоимости предмета административного  правонарушения или сумме неуплаченных  налогов и сборов), что не только  позволяет правоприменителю при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины и имущественного положения, но и, являясь таким образом величиной переменной и зависящей от условий развития экономики страны, автоматически корректируется с учетом роста темпов инфляции и изменения экономической ситуации, оставаясь при этом действенной мерой административного наказания;

5) применяется как в  судебном, так и во внесудебном  порядке;

6) в соответствии с ч.1 ст. 28.6 КоАП РФ, наложение административного наказания в виде административного штрафа, без составления протокола можно, если лицо, в отношении которого возбуждено дело, не оспаривает наличие события административного правонарушения, признает свою вину, согласно с видом и размером , применяемого к нему наказания, не отказывается от уплаты штрафа.[6]

Возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушениякак вид административного наказания — это их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (ч. 1 ст. 3.6 КоАП РФ). При изъятии имущества виновный не только несет административное наказание, но и лишается возможности использовать его в неправомерных целях, что очень важно для предупреждения совершения правонарушений в будущем

Анализируя юридическую  природу данного вида административного  наказания, можно отметить следующее:

1) возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного  правонарушения как мера наказания  носит имущественный характер  и применяется только в отношении  предметов, находящихся в собственности  лица, к которому оно применяется  (причем таковым может являться  как физическое, так и юридическое  лицо);

2) возмездное изъятие как  меру (вид) административного наказания  следует отличать от изъятия  вещей и документов как меры  обеспечения производства по  делам об административных правонарушениях,  применение которой регламентировано  ст. 27.10 КоАП РФ;

3) возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного  правонарушения носит принудительный  характер, т. е. применяется независимо  от волеизъявления собственника;

4) возмездное изъятие может  применяться как в качестве  основного, так и в качестве  дополнительного административного  наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ);

5) возмездное изъятие как  мера административного наказания  может назначаться только в  судебном порядке (ч. 1 ст. 3.6 КоАП РФ), поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда;

6) возможность применения  возмездного изъятия как дополнительной  меры административного наказания  зависит от усмотрения органа  или должностного лица, к которому  поступило на рассмотрение дело  об административном правонарушении, поскольку в силу положений  ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ судья рассматривает дела об административных правонарушениях, влекущих возможность применения возмездного изъятия, только если орган или должностное лицо, к которому поступило дело об административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье;

7) изъятое в рамках применения  этой меры административного  наказания имущество подлежит  обязательной последующей реализации, т. е. должно относиться к  категории имущества, находящегося  в гражданском обороте;

8) вырученная от продажи  изъятого имущества сумма денег  должна быть в обязательном  порядке возвращена лицу, у которого  оно изымалось, за вычетом расходов  на реализацию данного имущества;

9) возмездное изъятие охотничьего  оружия, боевых припасов и других  дозволенных орудий охоты или  рыболовства не может применяться  к лицам, для которых охота  или рыболовство является основным  законным источником средств  к существованию (ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ).

Составы административных правонарушений, предусматривающие в качестве меры ответственности возмездное изъятие  орудия или предмета административного  правонарушения, весьма немногочисленны (содержатся, например, в главе 20 КоАП РФ), да и применяется данная мера на практике крайне редко, поскольку порядок ее реализации весьма сложен.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения как вид административного наказания — это принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ).

Анализируя юридическую  природу данного вида административного  наказания, можно отметить следующее:

1) конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения как мера наказания  носит имущественный характер  и может применяться как в  отношении физических, так и в  отношении юридических лиц;

2) поскольку в отличие  от КоАП РСФСР (ст. 29) в КоАП РФ вообще нет прямого указания о том, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами, то данная мера административного наказания по умолчанию может применяться как в отношении предметов, находящихся в собственности лица, к которому она применяется, так и не являющихся таковыми, а владеющих имуществом на иных законных основаниях, например, правах пользования или доверительного управления;

3) не является конфискацией  изъятие из незаконного владения  лица, совершившего административное  правонарушение, орудия совершения  или предмета административного  правонарушения, подлежащих в соответствии  с федеральным законом возвращению  их законному собственнику (п. 1 ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ);

4) конфискация может применяться  как в качестве основного, так  и в качестве дополнительного  административного наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ);

5) конфискация как мера  административного наказания может  назначаться только в судебном  порядке (ч. 1 ст. 3.6 КоАП РФ), что в полной мере соответствует положениям ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда;

6) конфискация как мера  административного наказания распространяется  только в отношении имущества,  находящегося в гражданском обороте,  т. е. на то, которое может  свободно отчуждаться или переходить  от одного лица к другому  в порядке универсального правопреемства (например, наследования или реорганизации  юридического лица) либо иным  образом (в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находящихся в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению);

7) конфискация охотничьего  оружия, боевых припасов и других  дозволенных орудий охоты или  рыболовства не может применяться  к лицам, для которых охота  или рыболовство является основным  законным источником средств  к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ);

8) конфискацию как меру (вид) административного наказания  следует отличать от ареста  товаров, транспортных средств  и иных вещей как меры обеспечения  производства по делам об административных  правонарушениях, применение которой  регламентировано ст. 27.10 КоАП РФ, который может применяться в том числе и для обеспечения возможной последующей конфискации, но как таковой перехода права собственности на имущество к государству не порождает и поэтому может применяться без судебного решения.

Конфискация предмета, так  же как и его возмездное изъятие, предоставляет собой разновидность  административных наказаний, ограничивающих имущественные права собственника, в том числе и в тех случаях, когда нарушитель являлся собственником  принудительно изымаемой вещи. Применение обоих наказаний влечет за собой  прекращение права собственности  на отчуждаемый имущественный объект.

Согласно ст. 3.7 КоАП правовой режим административной конфискации в случае совершения административных правонарушений не применяется: назначение данного административного наказания является прерогативой судьи.

Конфискацию как административное наказание следует отличать от изъятия вещей и документов, представляющего собой меру административного пресечения. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова" изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами административной юрисдикции, их должностными лицами, хотя и ограничивает правомочие собственника, но не порождает перехода права собственности к государству, поэтому изъятие (арест) производится без судебного решения, что не препятствует его обжалованию в суд. Только с вынесением судебного решения конфискация может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.[7]

Конфискация как санкция  за совершенное правонарушение предусмотрена  не только КоАП: согласно ст. 243 ГК допускаются две формы конфискации: по решению суда и в административном порядке — по решению уполномоченных органов административной юрисдикции, их должностных лиц. Конфискация в качестве меры ответственности, предусмотренной ГК, может быть применена в отношении как движимого имущества, так и недвижимых объектов.

Правовой режим конфискации  в качестве публичной санкции  существенно отличается от истолкования конфискации в КоАП: в данном случае конфискации подлежат только имущественные объекты, установленные санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП, причем отдельные объекты имущества, в частности деньги и ценные бумаги, не могут рассматриваться в качестве орудия совершения административного проступка и поэтому не подлежат конфискации. Публичная разновидность конфискации, предусмотренная ч. 1 ст. 52 УК, во многом не совпадает с административной конфискацией: правовой режим конфискации как вида уголовного наказания может распространяться на все движимые и недвижимые имущественные объекты, являющиеся собственностью осужденного, тогда как конфискация в соответствии с комментируемой статьей может быть применена только в отношении конкретного имущества иного объекта (движимой или недвижимой вещи).

Согласно КоАП конфискация может быть осуществлена в отношении движимого имущества, а также применительно к недвижимым имущественным объектам — в этом отличие конфискации от возмездного изъятия. Конфискация морского или воздушного судна (в тех случаях, когда оно подлежит государственной регистрации), применяемая в соответствии с КоАП за совершение административных правонарушений на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ, представляет собой разновидность конфискации недвижимого имущества (см. ст. 8.17, а применительно к воздушному судну — также ст. 8.20 КоАП). При корреляции понятий "воздушное судно" и "летательный аппарат" (КоАП) следует иметь в виду, что по смыслу ст. 32 Воздушного кодекса РФ данные понятия отождествляются.

Под вещью, подлежащей при  конфискации принудительному безвозмездному изъятию,понимаются объекты гражданских прав — движимые и недвижимые вещи. Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо обладать отдельными правомочиями собственника, например правом владения и (или) распоряжения данной вещью: в любом случае вещь, подлежащая конфискации, должка находиться у нарушителя на одном из указанных законных оснований. Изъятие у нарушителя движимой, недвижимой вещи, находящейся у него на незаконных основаниях, не является конфискацией: в отличие от данного административного наказания, предмет, подлежащий принудительному изъятию, при применении возмездного изъятия, по смыслу ст. 3.6 КоАП, может находиться у нарушителя на незаконных основаниях.

Информация о работе Наложение административных наказаний