Наложение административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной бакалаврской работы является изучение проблемы административных наказаний и их наложения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
- установить понятие и цели административных наказаний;
- раскрыть особенности различных видов административных наказаний;
- проанализировать общие принципы назначения административных наказаний.

Содержание работы

Введение
1. Система административных наказаний
1.1 Понятие административного наказания
1.2 Цели административных наказаний и их эффективность
1.3 Виды административных наказаний
2. Наложение административных наказаний
2.1 Общие принципы наложения административных наказаний
2.2 Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
2.3 Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
2.4 Давность привлечения к административной ответственности
Заключение
Глоссарий
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая работа административные наказания.docx

— 110.82 Кб (Скачать файл)

Применительно к налоговым  правонарушениям Налоговый кодекс предусматривает единственное обстоятельство, отягчающее ответственность за совершение правонарушения: согласно п. 2 ст. 112 НК обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности  за аналогичное правонарушение. В  отличие от КоАП определение размера штрафа — единственного вида налоговой санкции, установленного НК, — обусловлено квалификацией судом обстоятельства, отягчающего ответственность за совершение налогового правонарушения: согласно п. 4 ст. 114 Налогового кодекса наличие указанного обстоятельства влечет за собой увеличение размера штрафа на 100%. 

 

 

2.4 Давность привлечения  к административной ответственности

При назначении административного  наказания за каждое совершенное  лицом правонарушение необходимо руководствоваться  сроками давности привлечения к  административной ответственности, установленными ст. 4.5 КоАП: истечение указанных сроков исключает возможность назначения административного наказания.

Судье следует иметь в  виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу.[18]

Так, например, в Постановлении  Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2005 г. N 1487/05 говорится, что  Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не согласился с выводами нижестоящих  инстанций о том, что срок привлечения  к административной ответственности  за эксплуатацию автозаправочной станции  без лицензии на момент вынесения  соответствующего решения еще не истек. Суды неправильно посчитали, что поскольку дело было рассмотрено в установленный срок и резолютивная часть решения была также объявлена еще в пределах двухмесячного срока, следовательно, не было оснований для отказа в удовлетворении требований о привлечении к ответственности. Вместе с тем согласно абз. 2 ч. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме, поэтому изготовление соответствующего решения в полном объеме за пределами срока, установленного для привлечения к административной ответственности, свидетельствует о пропуске этого срока.[19]

Срок давности привлечения  к ответственности исчисляется  по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного  правонарушения, выразившегося в  форме бездействия, срок привлечения  к административной ответственности  исчисляется со дня, следующего за последним  днем периода, предоставленного для  исполнения соответствующей обязанности.

День совершения административного  правонарушения должен быть подтвержден  протоколом или, в тех случаях, когда  наказание назначается без составления  такового (ст. 28.6 КоАП), он устанавливается на основе других предусмотренных КоАП обстоятельств: показаний свидетелей, потерпевших и иных фактических данных, относимых к доказательствам по делу (см. ст. 26.2 КоАП). Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности начинается с момента установления факта проступка, подтвержденного протоколом или иным указанным выше способом.

К длящимся относятся правонарушения, осуществляемые в течение продолжительного времени. Например, к ним относятся противоправные действия (бездействие), нарушающие правила дорожного движения, определенные гл. 12 КоАП. Нарушение указанных правил во многих случаях не относится к завершенному деянию, факт прекращения которого можно установить. Противоправное действие (бездействие) при длящемся проступке продолжается вплоть до момента его выявления, поэтому к юридическому факту, подтверждающему наличие длящегося проступка, относится его обнаружение, со дня которого начинается исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности. День обнаружения длящегося проступка должен быть подтвержден доказательствами по делу, установленными протоколом и иными способами, определенными ч. 2 ст. 26.2 КоАП.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.[20]

Срок давности привлечения  к административной ответственности  за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом  обязанность не была выполнена к  определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

От сроков давности привлечения к административной ответственности следует отличать сроки применения административных наказаний в виде лишения специального права, административного ареста и дисквалификации, определяемые в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы.

При установлении сроков данных административных наказаний соответствующий  орган административной юрисдикции (должностное лицо) не только принимает  во внимание объективные критерии (например, факт совершения правонарушения и наличие  состава административного проступка), но и руководствуется субъективными  факторами, что неизбежно происходит при оценке некоторых из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (см. ст. 4.2, 4.3 КоАП, данные обстоятельства должны быть учтены при вынесении постановления о назначении административного наказания). Административное наказание, предусматривающее ограничение конституционных прав и свобод, должно быть соразмерно причиненному имущественному ущербу, физическому (телесному), моральному вреду (см. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Таким образом, срок применения указанных видов административных наказаний должен соответствовать общественно опасным последствиям противоправного деяния.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Данное правило исчисления срока, в течение которого физическое, юридическое лицо считается подвергнутым административному наказанию, применяется и при рецидиве совершения административного проступка: исчисление указанного срока не зависит от того, совершен ли проступок в первый раз или ему предшествовало совершение одного либо нескольких административных правонарушений, в том числе в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

В случае применения административных наказаний, ограничивающих имущественные  права нарушителя (административного  штрафа, возмездного изъятия и  конфискации), день окончания исполнения наказания совпадает с датой  добровольного или принудительного  исполнения постановления о назначении денежного наказания в виде административного  штрафа либо соответствует дню отчуждения у нарушителя имущественного объекта  — орудия совершения или предмета административного правонарушения.

При применении административного  наказания, исчисляемого определенным сроком (лишение специального права, административный арест и дисквалификация), день окончания исполнения наказания  указан в постановлении о его назначении.

При определении срока, в  течение которого лицо считается  подвергнутым административному наказанию, учитывается повторность совершения только административного проступка: совершение любого иного правонарушения (например, дисциплинарного или гражданско-правового), преступления не сказывается на исчислении указанного срока.

КоАП определяет срок погашения административного наказания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Юридическое лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством. Важно отметить, что административное наказание в любом случае не должно повлечь за собой более тяжких последствий, чем те последствия, для предотвращения которых оно назначено.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Постановлением судьи  Коломенского районного суда УМП "Г." за нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации привлечено к административной ответственности  по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации общежития, расположенного в г. Коломна сроком до 60 суток. Проверив в порядке ст. 30.7 КоАП РФ материалы дела по жалобе директора УМП "Г." М., судья Московского областного суда постановление изменил, указав следующее. В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Как видно из постановления, необходимость назначения наказания  в виде административного приостановления  деятельности судья мотивировал  характером совершенного правонарушения, отягчающим административную ответственность  обстоятельством, а также наличием непосредственной угрозы здоровью и  жизни людей.

Однако при этом судья  не принял во внимание, что назначенное  административное наказание в любом  случае не должно повлечь за собой  более тяжких последствий, чем те последствия, для предотвращения которых  оно назначено. В частности, судьей не дана оценка тому обстоятельству, что  в течение срока приостановления  эксплуатации общежития проживающие в нем граждане будут фактически лишены места жительства, что повлечет за собой безусловное нарушение их законных прав и интересов, в том числе создаст угрозу их жизни и здоровью.

Указанные обстоятельства имеют  существенное значение для правильного  назначения наказания, однако они не были предметом изучения в судебном заседании и никакой правовой оценки не получили. Кроме того, в  судебном постановлении в нарушение  ст. 3.12 КоАП РФ не приведено никаких доказательств того, что назначение УМП "Г." менее строгого вида административного наказания, чем приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. С учетом изложенного постановление изменено путем замены назначенного наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации общежития на штраф.[21]

Правила назначения административных наказаний предусматривают обязательность для правонарушителя возместить причиненный или имущественный  ущерб и моральный вред. Если в  результате совершения административного  правонарушения причинен имущественный  ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то судья при  решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.

 

Заключение

Административные наказания  являются одним из видов мер административного  принуждения и обладают всеми  признаками им присущими. Для понимания  правовой природы наказания недостаточно констатации их общности с другими  мерами принуждения, необходимо выявить  их особенности, ее назначение и место  в системе принудительных мер. Особенности  административного наказания состоят  в следующем:

1.  Это реакция государства на уже совершенное правонарушение, иначе говоря, административное наказание применяется только после совершения правонарушения.

2.  Наказание применяется компетентными субъектами на основании принятия ими специального индивидуального акта управления (постановления, решения).

3.  Через административное наказание практически реализуется административная ответственность. Другие виды административного принуждения не связаны с этим институтом. Именно здесь особенно ярко проявляются властность и авторитарность закона.

4.  Административное наказание в целом преследует кару, воспитание и предупреждение правонарушений.

5.  Государство особенно тщательно регламентирует применение наказания.

6.  Круг должностных лиц правомочных применять административные наказания гораздо уже круга субъектов уполномоченных законом на применение других мер административного принуждения. Законодатель сознательно устанавливает такой узкий круг субъектов имеющих право применять административного наказания в целях охраны интересов личности.

Информация о работе Наложение административных наказаний